Вера Щербакова

Итальянская мозаика

О Пасхе

Известно, что разница между двумя близкими ветвями христианства – православием и католицизмом – во многом заключается в обрядах. Так, Крестный ход, который в России традиционно проводится на ночь с субботы на воскресенье, католики во главе с Папой Римским проходят вечером в Великую страстную пятницу. Местом его проведения в Риме стал древний Колизей в память о первых христианах, казненных за свою веру в языческом цирке.

Есть разница и в праздничной трапезе. Хотя католический пост не так строг, как православный, стол итальянцев сегодня богат яствами. Главный символ пасхального стола – кекс «коломба», однако сравнение с русским куличом здесь не совсем правомерно. Хотя ингредиенты рецептов совпадают, главное их отличие – форма. «Коломба» по-итальянски означает голубка, и этот пирог сделан в форме птицы. Согласно Библии, голубка с оливковой ветвью в клюве прилетела к Ною в знак избавления от злоключений водной стихии и примирения с Богом.

В праздничную сладость этот символ мира превратился в раннем средневековье, во времена короля германского племени лангобардов (букв. «длиннобородых») Альбоино, образовавшего на севере Италии в 568 году свое королевство (отсюда современное название области Ломбардия). Легенда гласит, что после трехлетней осады войсками германцев города Павия, который в итоге им удалось захватить, к известному своей страстностью Альбоино прислали 12 сказочно красивых девушек. Они должны были услаждать досуг нового повелителя, пока он раздумывал над судьбой поверженного города, который тот сначала хотел сжечь дотла вместе со всеми жителями. Прелестниц королю привел старый кондитер и принес ему сладкие пироги в форме голубки. Яство так понравилось Альбоино, что он, не подозревая подвоха, обещал не разрушать город, пока он будет вкушать «коломба». Потом он стал спрашивать имена девушек, и каждая называлась Коломбой. Так сладкий пирог спас город от истребления.

К русскому же куличу ближе другой пасхальный десерт – Торта ди паскуа, но в его рецепте непременно есть анис. Появившиеся несколько лет назад на прилавках российских магазинов итальянские круглые куличи – панеттоне – на Апеннинах едят в Рождество. Дарить или угощать гостей на пасху круглым панеттоне здесь считается дурным тоном, потому что это значит, что либо он лежит у тебя с зимы, либо его купили с большой скидкой.

Еще один непременный атрибут православной Пасхи – крашеные яйца – во многих европейских странах, в том числе в Италии, заменили шоколадные. Наряду с «коломбой» самым большим спросом в магазинах Апеннин в канун праздника пользуются большие шоколадные яйца в красочной упаковке и часто с игрушкой внутри – некий аналог, только значительно крупнее, «Киндер-сюрприза». В редких семьях, и больше на юге, известном приверженностью традициям, куриные яйца раскрашивают кисточкой специальными красками.

И еще в католическую Пасху в Италии принято дарить цветы, поэтому из всех магазинов в этот праздничный день работают только цветочные лавки. Официальный выходной на Апеннинах и следующий за Светлым воскресеньем понедельник. Этот День Ангела итальянцы называют ласково – паскуэтта, или маленькая пасха, на которую принято встречаться в друзьями, выезжать на пикники и устраивать большие праздники.

С Днем рождения, любимый город!

Дата рождения Рима доподлинно известна – 21 апреля 753 года до н.э., когда первый царь Рима Ромул, давший городу и имя, построил там первые дома. Хотя известно, что древние поселения на холмах у берегов Тибра существовали еще в бронзовый и железный века.

Празднования 2760 годовщины со дня основания Рима в 2007 году прошли под знаком символа города – Капитолийской волчицы. Бронзовая скульптура была перевезена в отдельный зал комплекса капитолийских музеев, где расположилась мини-выставка, посвященная работам по реставрации памятника. Знаменитая волчица, авторство которой до сих пор приписывалось этрусскому мастеру Вулке и датировалась концом VI – началом V веков до н.э., подверглась серьезному исследованию. Реставраторы даже просветили ее рентгеновскими лучами и обнаружили, что техника ее изготовления отличается от той, которую применяли при отливке бронзы этруски. Появилось предположение, что Капитолийская волчица – произведение раннего средневековья. Это открытие вызвало большую полемику в местных научных кругах.

Капитолийская волчица в Зале Волчицы во Дворце Консерваторов

А вот то, что мальчики-близнецы были добавлены лишь в ХV веке, – доподлинно известный факт, да и на Капитолийский холм волчица переехала при Папе Сиксте IV (1471 – 1484 гг.), даровавшем скульптуру городу. Было бы более справедливо поместить ее на соседний холм – Палатин, с которого, согласно преданию, и начался Рим. Тем не менее, то, что именно волчица стала символом Вечного города, пусть и официально признанным только в Средние века, вполне закономерно. Культ этого хищника всегда существовал на Апеннинах, о чем свидетельствуют многие археологические находки и свидетельства. Так, с древних времен существовал языческий праздник Луперкалии (от «лупо» – волк), который приходился на 14 февраля и с принятием христианства переродился в знаменитый День Святого Валентина. По одной из версий происхождения этого праздника, он был посвящен богу волков Луперкусу, когда пастухи собирались на Палатинском холме у входа в пещеру, где волчица вскормила Ромула и Рема. Там они приносили в жертву коз и собак, кровью которых омывали молодых женщин, считая, что это делает их более плодовитыми и облегчает будущие роды. По другой версии, во время Луперкалии чествовали римскую богиню Джуну, покровительницу женщин, красоты и брака.

Сомнению подверглась и сама легенда о том, что Ромула и Рема вскормила настоящая волчица. В Древнем Риме «лупами» называли женщин легкого поведения, отсюда название наиболее хорошо сохранившегося здания в Помпеях – публичного дома «лупанария».

Пока ученые бьются над загадками истории, Рим, как и положено городу Вечному, «годов не замечает». Его года – его богатство, и какое!

Соседи и итальянский мастер

Мальта отмечает 400-летний юбилей пребывания на острове великого итальянского художника Караваджо. В ознаменование этой даты в столице Валлетте открылась уникальная экспозиция, на которой представлены 11 полотен выдающегося мастера барокко.

Это сейчас остров восторженно вспоминает тот короткий период, в течение которого Микеланджело Меризи, известный как Караваджо, там работал. А 400 лет назад художник оттуда бежал. Да и попал он на Мальту вынужденно. Прославившийся своим буйным нравом гений светотени случайно в одной уличной драке в Риме убил своего приятеля Рануччо Томмазино. Спасаясь от правосудия, Караваджо бежал в Неаполь, а затем оказался на Мальте, где ему поначалу был оказан радушный прием. Художник даже был принят в Мальтийский орден, а Великий магистр поручил ему выполнить картину для строившегося в центре Валлетты храма Святого Иоанна (1608 год). «Усекновение головы Иоанна Крестителя» до сих пор находится в этом соборе.

Однако спустя год с формулировкой «за вероломство и бесстыдство» Караваджо исключили из ордена, и он вновь был вынужден пуститься в бега, конец которым через два года (1610 год) положила смерть художника от малярии на пустынном пляже у побережья Тосканы.

Нынешняя экспозиция на Мальте называется «Караваджо: божественные образы», проходит в стенах Национального музея археологии и продлится два месяца. Среди 11 работ – «Жертвоприношение Исаака», «Экстаз Святого Франциска», «Экстаз Марии Магдалины», а также две картины «Святой Франциск», которые, по словам куратора выставки Кеннета Гамбина, вызывают немало споров.

Одна из этих двух работ, датированная 1608 годом, находится в городском Музее Кремоны на севере Италии и до 2000 года считалась подлинником. Второго «Святого Франциска», написанного в 1604 году, для мальтийской выставки предоставила Национальная галерея античных искусств в Риме. Там также настаивают, что из двух эта – единственная кисти Караваджо.

«Провести эту выставку было почти невозможно с точки зрения материально-технического обеспечения», – сказал Кеннет Гамбин, особо подчеркнув исключительную значимость такого события. Действительно, каждое полотно великого мастера бесценно. Когда в середине 1990-х годов встал вопрос о необходимости реставрировать мальтийского «Иоанна Крестителя», и это предложили сделать в мастерских флорентийской галереи Уффици, для переправки шедевра на Апеннины привлекли ВМС Италии, поскольку никто другой не брался за перевозку картины, страховка которой составляла годовой бюджет островного государства. Операция прошла успешно под кодовым названием «Караваджо».

Картина Караваджо «Вечеря» (1601 г.). Лондонская национальная галерея

Наследие королей

После 200-летнего забвения под Турином вновь открылась для публики летняя резиденция Савойского правящего дома «Реджиа ди Венариа». Реставрация самого дворца и парка началась в 1999 году и обошлась в 200 млн. евро.

Дворец и геометрически спроектированный парк «Реджиа ди Венариа», раскинувшийся на 80 га, называют «Пьемонтским Версалем». Говорят, что французский король Людовик ХIV многое скопировал с этого поместья, когда строил собственную резиденцию под Парижем. Судьба у этого дворца такая же непростая, как и у его хозяев – Савойской династии, последние представители которой были изгнаны из страны за связи с фашистским режимом Муссолини, – и вплоть до 2002 года им не разрешалось ступать на апеннинскую землю. Почти ровно пять лет назад 15 октября в Италии прошел референдум об отмене ХIII положения республиканского Основного закона, запрещавшего въезд на территорию страны отпрысков Савойской династии, объединивших под своей короной в 1861 году всю Италию.

Грандиозная летняя резиденция в барочном стиле под Турином была построена по заказу герцога Савойского Карла Эммануила II в середине ХVII века по проекту архитектора Амедео ди Кастелламонте. Полностью завершенный в 1663 году, уже через 30 лет он был разрушен французскими войсками, вторгшимися в Савойское герцогство. Дворец был восстановлен в 1708 году, тогда же там появилась церковь Св. Умберто, считающаяся одним из шедевров итальянского барокко. Почти целый век представители Савойской семьи, с 1720 года после присоединения к герцогству острова Сардинии ставшие правителями Сардинского королевства, наслаждались жизнью в «Реджиа ди Венариа», пока туда вновь не вторглись в 1797 году французы уже под предводительством Наполеона. С тех пор начался упадок некогда блестящего «Дворца Европы». Во время Второй мировой войны гитлеровские офицеры использовали его комнаты как казармы, а с 1960-х бывшие королевские угодья пришли в такое запустение, что там самовольно стали селиться бродяги и незаконные иммигранты.

Резиденция Савойской династии «Реджиа ди Венария» под Турином

Теперь «Реджиа Реале ди Венариа» вновь предстает во всей красе. Первым, кто вошел в восстановленную Савойскую резиденцию, был внук последнего итальянского короля – Эммануил Филиберто Савойский. «Я взволнован тем, что Венарию вернули к жизни, и рад, что дворец открывает двери всем итальянцам, которые смогут познакомиться здесь с частью своей истории», – сказал он.

Открытие «Реджиа ди Венариа» приветствовал мэр Рима Вальтер Вельтрони, который на момент начала реставрационных работ в 1999 году занимал пост министра культуры. «Итальянцы обрели одну из своих жемчужин. Восстановление «Реджиа ди Венариа», ставшей одним из крупнейших реставрационных проектов в Европе, прекрасный пример того, как нужно сохранять и охранять культурное достояние нации», – сказал Вельтрони.

ЮНЕСКО уже внесла Савойский дворец в список объектов культурного наследия человечества.

К открытию дворца приурочена выставка, действующая в его стенах, – «Искусство, блеск и история европейского двора», – включающая живописные полотна, скульптуру, столовые приборы, гобелены и предметы декоративного искусства. Всего на экспозиции собрано 450 предметов из частных музеев и коллекций. Посетителям также представляют видеоинсталляцию, погружающую в атмосферу королевского двора ХVI века.

2007 г.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 31.08.2008 14:01:45