Удачные книжные проекты

Польская культура в зеркале веков

В Москве в издательстве «материк» вышла новая книга под названием «Польская культура в зеркале веков». Это фундаментальное издание осуществлено усилиями Российской Академии Наук, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Государственного института искусствознания, Института славяноведения при финансовой поддержке Посольства Республики Польша в Москве. Это внушительных размеров сборник статей известных польских и российских историков, искусствоведов, литературных, театральных и музыкальных критиков, киноведов. Составитель и ответственный редактор сотрудник Государственного института искусствознания профессор Игорь Светов, научный консультант – Директор Польского культурного центра в Москве Хероним Граля. Предлагаем вашему вниманию фрагмент из предисловия Игоря Светова к книге:

«Это попытка наладить научное взаимодействие этих и других российских и зарубежных научных учреждений... Именно исторический ракурс, охватывающий большую временную дистанцию, был сочтен наиболее обеспеченным предшествующей работой полонистов и единодушно принят в качестве основы намеченной российско-польской исследовательской программы.

Польская художественная культура видится сегодня ее исследователям и почитателям как явление, полное выразительных исторических пересечений. Показать это стало главной целью труда, объединяющего большой коллектив ученых. В глазах не очень осведомленного читателя или зрителя, польское искусство как и искусство других стран Центральной и Восточной Европы, – слабое отражение достижений таких стран, как Франция, Италия, Германия. Естественно в этой национальной культуре были периоды, как, например, на рубеже XVIII и XIX веков, когда тон задавали приглашенные в Польшу зарубежные мастера. Были и такие, как в середине XIX века, когда после тяжелых поражений национальных восстаний основные фигуры и художественные ценности сосредотачивались в эмиграции. Но были и подлинные творческие завоевания. Это касается сарматской эпохи, характерного для нее высокго уровня портрета, поразительных провидений польского символизма, взлета абстрактного формотворчества в польском авангарде 1920 – 1930-х годов, оригинальных послевоенных польских мемориалов и плаката, а также той роли, которую играло в духовной жизни несколько поколений польского кино.

При подготовке нынешнего издания внимание фокусировалось на многих типичных для польской культуры явлениях – историческая дистанция позволяет почувствовать их масштаб и то, как рождалась перекличка идей и исканий. Еще раз нужно подчеркнуть: речь идет не о последовательном изложении истории польской культуры. Книга представляет собой укрупненные по своим основным разделам исторические очерки. В начинающем ее разделе известный польский исследователь Е.Моравский излагает свое представление о том, как во времена Средневековья в тесной связи с религией зарождалась польская музыкальная культура. Каждый, кто путешествовал по Польше, знает сколь неожиданны в своих формах польские ренессансные города. Одному из них – Замощи – посвящена статья М.Дмитриевой из Института Центральной и Восточной европы в Лейпциге, в которой анализируются и польская самобытность, и восприятие итальянских образцов, и свойственная эпохе многозначность личности. В мою задачу не входит представление всех разделов, но чтобы почувствовать характер хотя бы первого из них, нужно прочесть три разные по жанру статьи о польском искусстве XVII века. М.Лескинен впервые столь разносторонне анализирует нравственный кодекс сармата, как как важную часть польской мифологии, что способствует пониманию доминирующего тогда стиля национального искусства. Н.Мизернюк показывает, как менялся облик резиденций польских магнатов, существенной частью которых были художественные коллекции. А.Тананаева проводит интересную параллель между польским и испанским парадным портретом. Так что взгляд на польскую культуру в сборнике неотделим от многообразия видов и жанров искусства, и, конечно, от европейской типологии художественных форм.

...Связующим звеном в раскрытии гуманитарной и исторической проблематики часто оказывается тема памяти. Она представлена в книге как связь поколений и интуитивно-чувственное воприятие истории. Величие и трагизм прошлого, его обостренное присутствие в настоящем, память, рожденная историей и господствующая над временем, часто определяют пути польской музыки, архитектуры, живописи. Но подчас историческая память предстает как факт материальной среды. Аналитический очерк М.Стрельбицкой посвящен проблемам восстановления Варшавы, реализованным и неосуществленным планам восстановления города, который фашисты задались целью навсегда уничтожить. Другая Варшава – пантеон выдающихся лиц польской истории и культуры в пластике городского пространства – возникает в статье Я.Шклярской...

Благодарим всех, кто принял участие в осуществлении этого проекта.

Выражаем глубокую благодарность за содействие и реальную помощь Первому секретарю Посольства Республики Польша в РФ госпоже М.Шняк и директору Польского культурного центра в Москве, Советнику Посольства Республики Польша в РФ доктору истории господину Х.Грале.

Активно способствовали комплектованию сборника М.Лескинен и Н.Миронов.

Благодарим переводчиков Л.Гвозд, И.Мороз, И.Никольскую, Н.Никольскую.

Осуществление издания было бы невозможно без инициативной и исключительно плодотворной деятельности главного редактора издательства «Материк» А.Ерохиной и сотрудника редакционно-издательского отдела Государственного института искусствознания Н.Борисовской.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел
"Польша"]
Дата обновления информации (Modify date): 23.12.08 17:42