Литературные впечатления

Михаил Письменный

Смотрите и слушайте: Леонид Рабичев. «Война всё спишет»

Леонид Рабичев, «Война всё спишет», «Авваллон», Москва, 2008, 560 стр.

Воспоминания известного художника и поэта Леонида Николаевича Рабичева в течение нескольких последних лет публиковал журнал «Знамя». И нужно сказать, эти, казалось бы, мимолетные заметки долго жившего и много видевшего человека не остались незамеченными читателем. Трагические картины войны, картины советской действительности выделялись из всей подобной литературы не только тем, что автор, будучи художником, подмечал всё с особенной остротой, но еще и тем, что воспоминаниями они были только по форме. По сути они были самой настоящей художественной литературой, то есть содержание их не соотносилось только с одной-единственной человеческой жизнью. В них читалась жизнь целого народа в самых главных, самых определяющих моментах, которые обычно называют ключевыми, то есть открывающими главную дверь к характеру народного бытия. И особенную остроту, особенную привлекательность придавала этим воспоминаниям их несочиненность. Это была литература факта, но, будучи выстроенной по законам прозы, она никак не оказывалась стесненной этой выстроенностью. Бесхитростный рассказ вдруг обнаруживал строгую композицию, но в узких рамках строгости содержание ощущало себя легко и свободно, словно сформировало его само мимолетное течение жизни, а никакое не авторское искусство. Искусство как бы исчезло перед лицом правды жизни, потому что перестало от нее отличаться и сделалось само наилучшим ее выражением. Леонид Рабичев написал воспоминания о себе, но несмотря на то, что он предельно откровенен, открыт, он нашел способ сосредоточивать интерес чтения не на собственной персоне и даже не на персонах описываемых людей с известными именами. Весь интерес чтения этих воспоминаний состоит в их увязанности с высшими смыслами, с тем (не обязательно и далеко не каждым человеком формулируемым) вопросом, который носится в воздухе и который сидит сегодня в нашей стране во всех головах.

Теперь, когда, наконец, воспоминания Леонида Рабичева вышли одной полной книгой, вопрос этот встал перед читателем во всей своей полноте: «Как мы умудрились, победив в войне, оказавшись на вершине славы, в высшей точке народного духа, скатиться до сегодняшнего нашего состояния?»

Нужно сказать, высоко же вознесло страну поколение Рабичева, если вниз она катилась более полувека вопреки усилиям лучших представителей этого поколения. На примере собственной жизни Леонид Рабичев показал все перипетии зарождения в условиях тоталитарной системы, роста и созревания в ней того сознания, которое мы называем сегодня либеральным. Автору важен процесс этого роста, и он показывает его во всей жизненной сложности настолько объемно, что, судя по написанному, можно легко догадаться о ненаписанном – о том, что мы сами знаем из собственной жизни.

Казалось бы, книга написана о временах, которые безвозвратно ушли в прошлое, но вдруг оказывается в высшей степени актуальной сегодня, во времена нападок на либеральное мышление, на жесткую критику его. Мышление это не явилось к нам из-за рубежа. Оно родилось и вызрело здесь, в наших пределах. Оно явилось как экзистенциальная необходимость и неизбежность и как единственная возможность нашего существования. Оно имеет у нас свою богатую традицию, но, в отличие от либерального мышления Запада, продиктованного потребностями промышленного производства, у нас это мышление формировалось в кругах культурной интеллигенции.

Леонид Рабичев подробно пишет о своих скитаниях по Руси с мольбертом и кистью, говорит о народных промыслах, о встречах с художниками из народа, образы которых так контрастируют с заевшимися авторами государственно признанных изображений. Их автор тоже не забыл изобразить. Перед читателем возникает объемное полотно народной жизни «От Москвы до самых до окраин», причем изображение на этом полотне лишено даже намека на тенденциозность. Правда, правда и только правда. Как на суде. На суде истории. Но автор далек от того, чтобы прокурорствовать и судить. Он просто свидетельствует. Тихо свидетельствует. Его самого почти и не видно в этих грандиозных, иногда почти шекспировской силы повествованиях. Его «я» – это его взгляд, его глаза, которыми мы видим картину жизни. Да так оно у настоящих художников и бывает – у тех, кто является с кистью, у тех, кто несет в себе слово. Смотрите и слушайте: Леонид Рабичев. «Война всё спишет»


[На первую страницу (Home page)] [В раздел "Юбилеи"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.09.07 17:23