К 50-летию Станислава Айдиняна

Валентина Левчук

О химерах и литературных фактах

Станислава Айдиняна, искусствоведа, литератора, куратора московских выставок живописи, работавшего на протяжении десятка лет литературным секретарем и редактором Анастасии Цветаевой, с которой его связывала крепкая доверительная дружба, нет нужды представлять культурной Одессе и как-то странно считать его гостем*. Стас давно живет на два дома: Москва – Одесса. В этот приезд его настигла, правда, уже с некоторым опозданием, похвальная грамота – диплом Администрации Президента Украины: за наведение культурных мостов между Украиной и Россией. 4 ноября в арт-кафе «Мастер и Маргарита» Станислав Айдинян провел свой творческий вечер.

*Впервые статья опубликована в газете «Вечерняя Одесса» от 10 ноября 2007 года, № 168–169 (8708–8709)

ДИПЛОМ С ПОХВАЛОЙ москвичу-одесситу, подписанный генерал-лейтенантом Мартиросяном (работал по ведомству прав человека), запоздал потому, что Стаc пропустил, кажется, аж два «одесских» сезона: работы было невпроворот. Работал над книгой «Константин Бальмонт: в ореоле памяти», приуроченной к 140-летию со дня рождения поэта. Издание книги, первоначальным тиражом в 300 экземпляров, было предпринято в 2005 году Музеем К.Д.Бальмонта в Шуе – на родине поэта. В 2006 году тираж был дополнен до 1000 экземпляров. В этой книге Станислав Айдинян рассказывает, в частности, о Нине Бруни-Бальмонт, старшей дочери поэта, приводит записанные с ее слов рассказы о Константине Бальмонте и его современниках. Страницы книги посвящены и автографам Бальмонта, рукописям, с которыми автору книги довелось ознакомиться. Отдельная глава повествует об истории создания Музея Бальмонта в Шуе. Помещено и авторское эссе «Смыслы поэзии К.Бальмонта».

Сколько я знаю Стаса, не перестаю сожалеть, что нынешними заправилами арт-рынка не востребован его, несомненно, блистательный талант рассказчика – в Айдиняне погибает второй Андроников, ему бы свой, как теперь говорят, проект на телевидении. Но энциклопедическая эрудиция, феноменальная память, живой темперамент и дар общения, видимо, в наши дни – «не формат». Разве что надеяться на счастливый случай...

В нынешний приезд он устроил потрясающий вечер памяти отца, изумительного тенора, кумира 50-х, камерного солиста, народного артиста Армении Артура Айдиняна. Раскопал в архивах, заплатив изрядные для искусствоведа деньги, уникальные видеозаписи выступлений певца. Раздобыл копию художественного фильма «Сердце поет», в котором Артур Айдинян сыграл главную роль, – в мифологизированной, сообразно советской идеологии, версии собственной биографии «слепого музыканта», которому советская историческая родина вернула зрение (на самом деле операции, проведенные великим В.Филатовым, чудесного исцеления не принесли – медицина имеет свой «потолок», увы, и для гения). Многие одесситы, пожилые и молодые, обмерли в битком набитом зале Музея имени Рериха, внимая чудесному голосу экзотического красавца, льющемуся со слегка затертой звуковой дорожки старого наивного фильма...

Привез Станислав и очередной выпуск альманаха «Меценат и Мир», в котором основал одесскую рубрику. Литературно-художественный и культурологический журнал «Меценат и Мир» издает и редактирует с середины 90-х член Правления Союза российских писателей Левон Осепян (Москва – Рязань). В презентованном городу номере 33–36 содержится четвертый выпуск опекаемой Станиславом Айдиняном антологии «Одесские страницы»: полсотни страниц из общего количества в 776. В рубрике «Из Пантеона», к примеру, опубликовано эссе о «хорошо забытом» одессите Евгении Оксе (1899 – 1968) – художнике, поэте, прозаике, мемуаристе, однокласснике Владимира Набокова по Тенишевскому училищу в Санкт-Петербурге, представителе литературно-художественного авангарда Одессы, с 1922 года – и Москвы, члене общества «НОЖ» – «Новые живописцы». Помещены мемуарные очерки Е.Окса «Елизаветинская» и «Клуб поэтов» – об Илье Ильфе, Аделине Адалис, Эдуарде Багрицком. В рубрике «Одесса на горизонте» – произведения литераторов, ныне живущих в Одессе. Есть рубрики «Одесса молодая», «Лица одесской истории».

Опубликован в «Одесских страницах» и очерк Стаса Айдиняна о художнике Файтеле Мулляре (родился в 1911 году, живет в Москве) – урожденном одессите, внуке раввина, который был знаком с Борисом Пастернаком и рисовал, с натуры, портреты Б.Пастернака, М.Цветаевой, А.Ахматовой, В.Пудовкина, Ал.Толстого.

ВЕЧЕР Станислава Айдиняна устроили хозяин кафе «Мастер и Маргарита» Леонид Яровенко (он же выступил и генеральным спонсором) и арт-директор кафе Светлана Карагодина. Это не первая подобная акция уютной маленькой кафешки на Ольгиевской: здесь уже выступали молодые поэты Одессы, сгруппировавшиеся вокруг Сергея Главацкого как Южно-русское писательское объединение. Не просто «чашечка кофе, кружечка пива», но возродить традицию «Бродячей собаки», «Привала комедиантов»! Соучастником дерзкого и благородного проекта стал и заместитель директора телеканалов «Новая Одесса» и «ТА Одесса» Семен Абрамович, обеспечив информационную часть. Он вынашивает идею постоянной «живой» литературной рубрики на каналах. Обаятельная Светлана Карагодина оказалась незаурядным шоуменом и продемонстрировала высокую культуру концертной ведущей.

Стас прочел отрывки из своей гротескно-иронической, чуточку мистической стихотворной книги «Химерион», новые лирические стихотворения и прозу, которую во времена Тургенева именовали «стихотворениями в прозе». В концертной программе выступили и его друзья – гитарист Алексей Семенищев пел старинные романсы, мастер художественного чтения Елена Куклова читала стихи, художник Алексей Богатырев представил экспресс-выставку графики и сымпровизировал на флейте. А мы слушали. И, честное слово, всем было хорошо.


[На первую страницу (Home page)] [В раздел "Фотография"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.09.07 17:23