Новый облик Музыкального фестиваля в Равелло

Ирина Баранчеева

Музыка среди ветра и моря

Городок на вершине горы

Ранним утром мы выезжаем из Рима. Наш путь лежит по автостраде до Неаполя, а затем до Салерно, чтобы попасть в одно из красивейших мест итальянской Ривьеры – Амальфитанское побережье, излюбленное место отдыха известных художников и музыкантов, политиков и бизнесменов, а также звезд телевидения, кино и спорта.

От Салерно дорога, головокружительно петляя, начинает подниматься в горы. Вокруг возвышаются живописные скалы, напоминающие человеческие профили, по которым стелются дикие фиалки. Равелло расположен на высоте трехсот сорока метров, на одном из склонов горы. Главная площадь городка со старинным собором, построенным в 1087 году, завершается панорамной террасой с видом на раскинувшиеся внизу поселения и сияющее на солнце лазурное море. Стены домов и купола церквей Равелло покрыты великолепной керамикой, которой славится весь Амальфитанский берег.

Через башню с решетчатыми воротами въезжаем на виллу Руфоло, где проходит один из наиболее известных и старинных музыкальных фестивалей Италии, ради которого на протяжении многих лет сюда приезжали любители музыки из многих стран мира, чтобы услышать и увидеть Рудольфа Нуреева и Карлу Фраччи, Юрия Темирканова и Валерия Гергиева, Курта Маазеля и Мстислава Ростроповича, Пласидо Доминго, Бориса Христова и многих других.

Великие гости Равелло

Вилла Руфоло неразрывно связана с именем Рихарда Вагнера, гостившего в этом живописном уголке в 1880 году и написавшего здесь некоторые сцены оперы «Парсифаль». В парке до сих пор сохранилась его скамья.

Красота природы, чистота воздуха и уединенное положение этого места привлекли сюда таких известных персонажей, как Джузеппе Верди, Эдвард Григ, Артуро Тосканини, Леонард Бернштайн, Кшиштоф Пендерецкий, нашедших здесь не только отдохновение для души, но и идеальное место для работы.

Концерты проходят на склоне холма, напоминающего античный амфитеатр, повернутый лицом к морю, над которым нависает сцена

В Равелло плодотворно творили художники Хуан Миро и Эмилио Ведова. Джованни Боккаччо был очарован садами города, которые он впоследствии описал в своих новеллах. Описание Равелло находим и в романе Андре Жида «Имморалист». Здесь останавливались Дэвид Лоуренс (как раз в тот период, когда он заканчивал свой знаменитый роман «Любовник леди Чаттерлей»), Поль Валери и Томас Манн, а после войны гостили американские писатели Грэхем Грин, Теннеси Уильямс, Гор Видал, Уильям Стайрон.

В 1938 году Грета Гарбо пережила среди этих захватывающих декораций бурную любовную историю с дирижером Леопольдом Стоковским, а позже в Равелло побывали актеры Хамфри Богарт, Джон Хьюстон, Дженифер Лопес, Сюзан Сарадон и многие другие.

В различных павильонах виллы Руфоло открыты художественные выставки, привлекающие большой интерес публики. В башне выставлены археологические находки.

В одном из укромных уголков виллы притаилась инсталляция старейшего из ныне живущих и работающих архитекторов Оскара Нимейера, которому в декабре этого года исполняется ровно... сто лет. Привлеченный очарованием Равелло, он создал для него проект концертного зала, находящегося пока в начальной стадии строительства, который позволит сделать фестиваль круглогодичным, а также проводить здесь симпозиумы и конференции и, следовательно, еще больше способствовать притоку туристов и гостей.

От классики до современности

В день нашего приезда приглашенной звездой фестиваля была известная российская скрипачка Виктория Муллова, больше двадцати лет живущая на Западе.

Виктория Муллова

Еще студенткой Московской консерватории она стала лауреатом престижных музыкальных конкурсов имени Я.Сибелиуса в Хельсинки и П.И.Чайковского в Москве, а в 1983 году, будучи на гастролях в Финляндии, Виктория и ее друг, дирижер Вахтанг Жордания, пересекли на машине финско-шведскую границу и попросили в американском посольстве в Стокгольме политического убежища.

Сегодня Виктория Муллова – частый гость престижных музыкальных фестивалей (Зальцбургского, Люцернского, Венского Пасхального, Городского фестиваля Лондона), выступает в лучших концертных залах мира, имеет эксклюзивный контракт с известной звукозаписывающей фирмой «Филипс».

Своеобразная пресс-конференция российской скрипачки и ее партнерши, пианистки Кати Лабек, проходила в одном из уединенных уголков виллы Руфоло и напоминала скорее дружескую встречу. Участники ее уютно расположились в плетеных креслах под пиниями.

Естественно, большинство вопросов касалось предстоящего концерта, который обещал привлечь особое внимание публики, ведь Катя Лабек и Виктория Муллова известны не только как классические исполнительницы, но и как музыканты, давшие в своем репертуаре пространство современной джазовой, поп- и рок-музыке. Виктория Муллова, например, исполняет мелодии Дюка Эллингтона и Майлса Девиса, а вечерний концерт был посвящен легендарным «Beatles», для чего была сделана специальная обработка и видеоряд.

«А кого из великой четверки вам хотелось бы пригласить на этот концерт?» – последовал вопрос из публики.

«Джона Леннона, – без колебаний ответила Катя Лабек. – Мне кажется, он из всех остальных был более открыт новому...»

По окончании встречи мне удалось обменяться несколькими фразами с Викторией Мулловой, которая, казалось, была рада услышать русскую речь. «Виктория, вы впервые выступаете в Равелло?»

«Нет, я вообще много выступаю в Италии».

«Вы как-то сказали, что сами планируете свои концерты и ваш менеджер вам в этом мало помогает».

«Я получаю очень много предложений, и если бы я на все соглашалась, то у меня совсем не осталось бы времени на семью. Я планирую выступления таким образом, чтобы уделить внимание своим троим детям. Здесь со мной старший сын». (Она указала на юношу, сидевшего в последнем ряду и терпеливо ожидавшего, когда мама освободится.)

Зная, что ее старший сын Миша является также сыном выдающегося итальянского дирижера Клаудио Аббадо, интересуюсь, не собирается ли он пойти по стопам родителей.

«Собирается, – подтверждает Виктория, – Миша решил, что будет музыкантом, а младшая дочь, наверное, станет балериной. Фигура у нее лучше моей».

Виктория явно лукавит, поскольку сохраняет потрясающую фигуру спортсменки благодаря ежедневным утренним занятиям йогой. В ней чувствуются характер и внутренняя сила, которые позволяют ей принимать ответственные решения и самой распоряжаться своей судьбой. И все же в ее голосе проскальзывают грустные нотки, когда речь заходит о России.

«Мне хотелось бы чаще приезжать в Россию, но для этого мне нужна виза, поскольку у меня австрийский паспорт. Когда я выступала в Москве несколько лет назад, рядом с моей фамилией написали: «Австрия». Я была поражена! Боюсь, русская публика обо мне мало что знает, ведь после моего отъезда на Запад мое имя было отовсюду вычеркнуто. Мне даже говорили, что меня не упомянули в книге, посвященной конкурсу Чайковского».

«Вы бы видели, как в Москве принимали Викторию! – прерывает ее Катя Лабек. – Мы выступали вместе в 2004 году, и это было нечто незабываемое. Ее забросали цветами. Я была растрогана и счастлива за нее».

Необыкновенный концерт

На премьеру концерта, посвященного «Beatles», собралось много народу, привлеченного звездными именами, а также смелым проектом. Многие ожидали более или менее классической обработки известных мелодий, хотя музыкальная батарея, электронные инструменты и разноцветные софиты больше создавали атмосферу эстрадного концерта. И невольно возникал вопрос: не потеряется ли на этом фоне старинная скрипка Страдивари, созданная в 1723 году, на которой сегодня играет Виктория Муллова? (Своего первого Страдивари работы 1720 года из коллекции Музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки, с которым она поехала на гастроли в Финляндию, скрипачка оставила в гостиничном номере, прежде чем отправиться в американское посольство. Эта скрипка не без приключений вернулась в Москву, чтобы занять свое место в коллекции музея).

Фестивальные спектакли и концерты проходят на склоне холма, напоминающего античный амфитеатр, повернутый лицом к морю, над которым нависает сцена, выдвинутая вперед на пятнадцать метров. Внизу мигали огни рыбацких поселков и небольших городков, расположенных на побережье. Натянутый на заднем плане огромный экран ни в коей мере не защищал нас от ледяного ветра, напоминающего скорее о сибирских просторах, чем об итальянской Ривьере. Но ведь мы были в горах! И те, кто легкомысленно не запасся теплыми свитерами или ветровками, вскоре были вынуждены ретироваться.

Надо отметить, что сам концерт оставил неоднозначное впечатление. Три юные вокалистки не могли сравниться с легендарной ливерпульской четверкой, зато Катя Лабек поражала необыкновенной техникой и экспрессивностью. Виктория Муллова блеснула в нескольких соло на ее старинном Страдивари. Но особенно публику захватил виолончелист Джованни Соллима, чем-то внешне напоминавший молодого Ростроповича, который обращался с виолончелью с непринужденностью джазиста.

Публика принимала программу, сопровождавшуюся авангардным видеорядом, довольно благосклонно, хотя многие зрители начали покидать зал уже через полчаса после начала концерта - то ли от адского холода, то ли разочарованные слишком смелым экспериментом. Когда же любители классики удалились, а в зале остались люди, не равнодушные к рок- и поп-музыке, молодежь поднялась со своих мест и начала танцевать, как случается на концертах эстрадных звезд или на дискотеке, где понравившиеся пассажи сопровождаются не только аплодисментами, но и непременным «вау!».

Секреты виллы Руфоло

После окончания концерта на вилле Руфоло мне удалось побеседовать с новым директором фестиваля Мауро Мели, назначенным на этот пост всего полгода назад, но уже привнесшим в него значительные новации и имеющим свой взгляд на будущее фестиваля.

«Насколько я понимаю, вы решили модернизировать классический фестиваль, чтобы привлечь современную публику?»

«Я внес изменения с логической точки зрения, ничего не изменив в тематике фестиваля. Фестиваль в Равелло длится десять недель, с конца июня до начала сентября. Он родился в 30-е годы, но постепенно перестал быть традиционным. В его рамках существует восемь секций, одна из которых посвящена Вагнеру, другие – камерной музыке, изобразительному искусству, кино и т.д. В отличие от прошлых лет, где эти секции сменяли одна другую, я решил представить их вместе в течение одной недели, поэтому туристы Равелло, а также всего Амальфитанского побережья могут теперь за неделю познакомиться с темой фестиваля в различных видах искусства».

«Значит, кончилось время истинных меломанов, которые приезжали сюда ряди определенного исполнителя или произведения?»

«Приехать в Равелло непросто. Для этого нужно совершить путешествие. Я не уверен, что в прошлом был высок процент тех, кто приезжал сюда ради одного концерта. В любом случае этот фестиваль проходит в самый разгар туристического сезона, потому он должен использовать уже существующий приток путешественников. По субботам и воскресеньям мы стараемся организовать престижные концерты классической или джазовой музыки, помня о том, что помимо туристов мы должны привлечь любителей музыки из окрестностей Неаполя».

«В будущем вы планируете приглашать больше классических музыкантов или тех, кто экспериментирует в своем творчестве?»

«Виктория Муллова и Катя Лабек относятся к тем, кто совмещает в своем репертуаре классику и легкую музыку. Когда проект интересен, можно попробовать и новации. Мы также серьезно работаем над развитием вагнеровской темы, и я считаю, что если мы хотим хорошо представлять Вагнера, это нужно делать совместно с оперными театрами Италии, Германии, Австрии, России или с фестивалями в Байроте или Валенсии. Но это стоит массу денег, а мы маленький фестиваль с ограниченными возможностями, и мы делаем намного больше того, на что нам отпущены средства».

«Мне кажется, что итальянское телевидение уделяет мало внимания классической музыке».

«К сожалению, в Италии побеждает бескультурье. Не только на телевидении, но и в газетах стало сложно говорить о классической музыке, потому что кто-то решил, что важнее кино, телевидение, спорт. А между тем музыкальные театры продают больше билетов, чем стадионы. Но они в газетах занимают лишь сотую долю того пространства, которое отдается спорту. Однако замечу, что наш фестиваль не обойден вниманием ни прессы, ни телевидения».

…Таким было наше знакомство с фестивалем классической музыки в Равелло, который в наши дни стремится модернизировать свой облик, чтобы привлечь в этот симпатичный городок еще больше зрителей.

Равелло–Рим, 2007 г.


[На первую страницу (Home page)]
[В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 26.08.2008 16:08:45