Италия

Марио Торнелло

В Бари встречаются Запад и Восток

Чтобы достичь Бари, древнего итальянского города с богатой историей, необходимо пересечь огромную равнину региона Пулья, ухоженную и засаженную разнообразными плантациями, которая с высоты самолета предстает нашим глазам как изящный восточный ковер. Столетние оливы гордо возвышаются здесь среди лимонных и апельсиновых деревьев, а вдали теряются, уходя за линию горизонта, ряды ярко-красных помидоров.

Этот южный район Италии до сегодняшнего дня занимается, в основном сельским хозяйством. На той же самой равнине, рождая любопытство, возвышаются и загадочные «трулли», каменные жилые строения с конической крышей, покрытой слоями наложенного друг на друга шифера. Их происхождение теряется в глубине веков, а историческое и архитектурное значение способствует привлечению сюда туристов со всего света, тем более что «трулли» были провозглашены Европейским Сообществом «культурным достоянием человечества».

Бари – светлый город, который кажется лениво раскинувшимся вдоль моря, как восточная одалиска. В то же время он ревностно сохраняет свою многовековую историю, сознавая важность стратегического положения с тех самых времен, когда оказался на пересечении политических и торговых путей между Западом и Востоком.

Городская архитектура отмечена чертами Раннего Средневековья. К этому же времени относятся многие замки, рассеянные на возвышенностях, из которых выделяются своим архитектурным могуществом королевский замок на набережной в Бари и восьмиугольный Кастель дель Монте, оба воздвигнутые в XIII веке королем Фридрихом II.

Базилика святого Николая, построенная в 1197 году из белого камня и возвышающаяся рядом с морем, запоминается своими строгими и суровыми линиями. Плафон, украшающий фасад, очаровывает великолепием кружева, а три арки центрального нефа соединяются в виде латинского креста, выходящего к главному алтарю.

В крипту спускаешься по крутой лестнице справа от алтаря. Это место вызывает в памяти атмосферу первых христианских катакомб. Здесь справляются службы по православному обряду, и потому оно является постоянной целью русских паломников, которые, как и итальянцы, почитают св. Николая, являющегося покровителем города Бари. Три изгиба аркад, поддерживаемые мощными колоннами, отгорожены от посетителей тяжелыми решетками средневековой эпохи, за которыми виден алтарь, где покоятся мощи святого.

Недавно я имел возможность побывать в Бари с большой группой русских паломников, обратив внимание на то, что путешествие в это святое место для многих стало поводом встретиться со своими соотечественниками, живущими вдали от родины.

Церковь, возвышающаяся на небольшой прямоугольной площади, окружена низкими домами светлой окраски, а также лавками средневековой эпохи, которые отличает типичный фасад, украшенный железными решетками. Улицы и переулки, сохранившиеся в неприкосновенности, разбегаются направо и налево, образуя лабиринт центральной части, а из приоткрытых дверей домов в тишине воскресного утра, прогуливаясь среди живописных пальм на набережной, можно уловить обрывки семейного разговора.

Исторический центр Бари был прекрасно отреставрирован около двадцати лет тому назад, включая покрытие улиц из белого известняка, также провозглашенного Европейским Сообществом «культурным достоянием человечества».

Культ св. Николая очень ощутим в этом городе, но особое удивление вызывает тот факт, что этот «барезский» (как ошибочно думают многие итальянцы) святой стал невероятно почитаем во всем мире и особенно в далекой России.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, родился в IV веке в городе Патара Ликийской области (сегодня город называется Дембре и находится в Турции) и прославился среди современников своей благочестивой жизнью и многими чудесами. Умер святой в 350 году, и его праздник в Италии отмечается 6 декабря.

tornello4.jpg (37263 bytes)

Могила Святителя Николая Чудотворца в крипте церкви, носящей его имя, в городе Бари

Воспоминание о чудесных исцелениях больных, связанных с именем св. Николая, породило его необыкновенное почитание в христианском мире. Он стал покровителем многих городов: в Италии, Европе и даже в Америке, где в Нью-Йорке, в итальянском квартале «Литтл Итали», до сих пор устраиваются в его честь грандиозные манифестации. Участники в средневековых костюмах проносят по улицам на руках статую святого, покрытую долларами, и, кажется, что Святитель Николай, пересекая квартал, благословляет верующих, которые в конце праздника предаются гастрономическим удовольствиям. Праздничный обед составляют, конечно, типичные блюда Пульи, из которых главным являются макароны в форме ушек с соусом из помидоров и верхушками репы.

Ни один пульезец, особенно за рубежом, не откажется от него. А в конце обеда подаются «картиддати» – сладкое блюдо в форме маленьких переплетенных листьев, готовящееся в меде и старом вине.

Расскажем, кстати, каким именно образом восточный святой сделался покровителем итальянского города. Слава целителя и чудотворца Николая, достигшая Пульи, спровоцировала в XII веке огромное желание жителей Бари сделать его покровителем города, который к тому моменту несколько утратил свое стратегическое значение. А посему, как гласят легенды, группа барезских моряков, сев на три каравеллы, организовала план ночного похищения, проникнув в место захоронения святого и изъяв его останки.

По счастью, кража не повлекла за собой жертв и могла бы послужить примером воровской ловкости, если бы не была справедливо воспринята противоположной стороной как святотатство. По поводу возвращения останков св. Николая Турции и сегодня периодически ведутся споры, и время от времени эта тема всплывает в газетах.

Итак, похищенные останки св. Николая, заступника слабых, больных, моряков и детей, были положены в Бари и впоследствии для них была построена нынешняя церковь. Сегодня во всех странах, от Гренландии и России до Греции, можно встретить религиозные организации или церкви, посвященные святому. В Риме таких церквей возвышается двадцать шесть, две тысячи между Германией и Францией, около четырехсот в Англии.

Многие деяния св. Николая были воспеты в средневековых народных лаудах, описаны в латинских текстах, и, помимо богатой иконографии, мы встречаем его образ на полотнах великих мастеров Возрождения Амброджио Лоренцетти и Беато Анжелико, хранящихся в галерее «Уффици» во Флоренции и в «Пинакотеке» Ватикана.

Но особенно стоит упомянуть тот факт, что образ этого необыкновенного святого появляется и на страницах «Божественной комедии» Данте («Чистилище», XX, 31– 33).

Бари–Рим, 2006


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 27.09.07 16:02