Международные контакты: Россия-Италия

Анатолий Кретов-Даждь

В «Страну святых чудес» с миссией Мира

...Мы не могли бы носить чужое платье, сшитое не по нашей мерке...

Ф.М.Достоевский

Всякий русский или евразийский человек, собирающийся в первый раз посетить Европу, должен подготовиться к сильному эмоциональному и эстетическому переживанию, наваждению от «священных камней» Европы. Быть способным накоротке и достаточно оперативно включиться в традиции и привычные для европейца ценности. Такой человек обязан на некоторое время стать путешественником.

Наша небольшая делегация, представляющая, в основном, молодежные творческие коллективы разных регионов РФ, собралась для участия в общественной акции «МОСКВА – город мира» с адресом: Италия-Рим-Школа Детского Города. Поездка началась в центре Москвы с беззвучного благословления патриарха российской поэзии В.В.Маяковского. Цель поездки – поддержать исторический диалог культур: ВОСТОК-ЗАПАД, точнее: РОССИЯ-ЕВРОПА.

Эта проблема волновала еще Ф.М.Достоевского в его публицистике после его неоднократных посещений Европы. Наш вояж пересекает территорию пяти европейских государств, туда и обратно по Белоруссии, Польше, Германии, Австрии и, наконец, Италии. От столкновений и катаклизмов, обращаясь к прошлому, остались невидимые шрамы у народов этих государств. Сейчас настало время окончательно их залечить. Ведь вопросы всегда останутся вопросами, ответит только последующая история. Сообщество обязано во имя мира и общечеловеческих ценностей стараться понять и извинить друг друга. Как во времена Достоевского, мы находимся в параллельных мирах: нас разделяет разное историческое предназначение, разный менталитет, разное геопространство, разный климат, разные мировоззрение и мироощущение. Нас, русских, иногда трудно понять и принять европейцу в свой комфортно обжитый европейский Дом. Наша маленькая миссия – способствовать человеческому диалогу, познакомить наши юные поколения с культурой друг друга и поселить в их сердцах взаимное уважение.

Заснеженные города и посёлки трудовой Белоруссии как-то незаметно перешли после пограничного Бреста на польские названия, и вот первый из городов по нашему маршруту – столица Польши – прекрасная Варшава. Столичный город встречает нас живописно-узорными историческими кварталами, зимними уличными рождественскими украшениями, серебристой панорамой зданий и шпилей высоких костёлов. Здесь когда-то бушевал костер славянской разобщенности, и здесь же спустя полутысячелетие Российская империя лишила «незалежну» Польшу своей государственности, получив взамен грандиозные проблемы. И вопросов стало еще больше. Нет, невозможно нам, группе московских художников, не посетить столичный Музей изобразительных искусств со знакомыми польскими именами, очень известными в России, и с наследием неподражаемого Яна Матейко. На обратной дороге мы познакомились с другим замечательным городом – прежней столицей – городом Краковом, уцелевшим чудом в прошлой войне. Здесь польская знать и шляхетство планировали захват Московии, и Вавельский замок, такой торжественный и угрюмый одновременно, хранит немало воспоминаний о тех временах.

На шенгенской границе с Германией никаких проблем. Проблемы были у России с Германией дважды только в прошлом XX веке и любопытно взглянуть в глаза Германии прямо сейчас и с расстояния вытянутой руки. Странные мысли приходят в голову путешествующему русскому художнику: вот страна, которая рассматривала твою родину, твой народ, как заклятого врага, которого надо смести с лица земли, вот культура священных камней, устремленных шпилями и пинаклями в бездонное небо, культура мощеных брусчаткой улиц с островерхими домами, культура спокойных бюргеров, возделывающих свои пашни, вдруг восстает на культуру безоглядного российского пространства, красоту среднерусских пейзажей и величественных рек, восстаёт на культуру изысканных по силуэту деревянных церквей и белых монастырей, на культуру многонационального народа, дарующего модель добрососедского мира. Этой культурой российский дух, по моему глубокому убеждению, оплодотворяет интеллектуально и самозабвенно закосневшую сегодня Европу, как и мир в целом. Негатив в отношениях надо полностью исключить из обращения, поэтому творческая элита участвует в этом процессе. Нам важно сохранить и приумножить наше наследие – высоту духовного движения, широту взгляда на мир Божий и безграничную творческую возможность быть наследниками своей собственности. Нам всем важно понять, что мы, русские, не подделываемся под европейскую или какую-либо иную культуру. Мы выработали своё социокультурное пространство в византийском симфонизме церкви и государства, вне европейской индивидуализации и разделения символов власти. Россия издалека может казаться исполином, отделенным от цивилизации по-европейски тонко осязаемой, но органически преодолимой стеной. Что нас разделяет? Этические нормы и эстетические устремления у нас разнонаправлены. Эстетическое чувство европейца направлено по вертикали (посмотрите на шедевры готической архитектуры) в виртуальную бесконечность, а этический момент у него выработался в условиях многонаселённой территории и замкнутого водного пространства. Русский же идеал склоняется к некой «соборности» внутреннего мира и герметизму внешнего бытования. Видимо, внутренняя отъединенность и социальная скоординированность европейца вступают в некоторый конфликт с миром единения со всем живым и общей внешней незащищённостью коренного русского. И эта альтернатива до сих пор актуальна для взаимоотношений наших народов.

По дороге из-за стекол автобуса выплывает город, который знают все – Дрезден – культурнейший центр Германии. Нам предстоит познакомиться через некоторое время также с другим немецким городом – Нюрнбергом, не менее значимым для немцев. По впечатлениям от визитов в эти города мы сможем составить своё объёмное представление о стране. В пределах национальной традиции оба города братья-антиподы: Дрезден, дочиста разрушенный англоамериканской авиацией, ныне удивляет своими классическими ордерами дворца Цвингер и сокровищами всемирно известной Dresdener Gemaldegalerie – Храма искусства, куда мы, слегка ошалелые, первым делом вступили в фантастический мир староевропейской живописи. На нас обрушилось несколько веков европейского самоутверждения и культурной экспансии. Это было чрезмерное изобилие для глаза и впечатляющий праздник для души и сердца, готового биться в такт всё новым и новым открывающимся шедеврам. Ну что ж, немецкий народ и страна накопили огромный потенциал красоты, а принадлежит она всему миру. Это отрадно. У баварского Нюрнберга – другое лицо Германии. Здесь все дышит духом немецкого протестантизма с его благополучием и основательностью. Этот прекрасно украшенный древними кирхами и фонтанами город явился родиной Альбрехта Дюрера, что снимает с него все оставшиеся на будущее грехи: быть столицей национал-социалистической идеологии – этого исторического вывиха здоровой нации.

И, наконец, перед нами удивительная и неповторимая страна – Италия. Здесь северный утончённый европеизм уступает место южной экспансивной восторженности. Италия – совсем особый мир, обнявший и замкнувший в себе все Средиземноморье. Если верить слухам – более 90% всех культурных накоплений Европы находятся именно на Аппенинском полуострове, и наше изумление перед несметными богатствами итальянской культуры не опровергает этого факта. Первый встреченный город – Венеция – город водной феерии, город, кажущийся рожденным из пены морской и плывущий по водной глади. Это город-фантом. Свидание с ним – что-то вроде любовного свидания с совершенно незнакомой женщиной, скрывающей под таинственной маской своё лицо. Проявляющаяся и растворяющаяся мозаика венецианских видений может бесконечно мистифицировать кого угодно, и мы так и остались неузнанными друг для друга. И это – следствие ощущения, что вон там, в самом углу кафе, ты вдруг увидишь знакомое лицо знаменитости и поприветствуешь его. Мы уезжали из Венеции поздно ночью, плывя по каналу Canale Grande до стоянки автобуса на маленьком кораблике – вапоретто.

kretov1.jpg (12255 bytes)

Один из участников поездки в Рим – молодой исполнитель песен Сиявуш.

Флоренция – Firenze – Цветущая. Это другой характер, другой тип итальянского города. Общее впечатление от города напоминает перегруженную украшениями декоративную корову, стоящую в самом людском потоке на перроне вокзала Санта Мария Новелла. Расположенный у Аппенинских гор на реке Арно, город знаменит своей средневековой историей, застройкой всего города архитектурными шедеврами и блестящей плеядой некогда обитавших сообществ поэтов, ювелиров, музыкантов, художников, архитекторов. Здесь можно постучаться в двери Л.Гиберти, подняться на купол Ф. рунеллески, полюбоваться с колокольни Джотто на картину города и сделать еще тысячу других вещей. Прекрасно тело Флоренции. Открытый весёлый нрав жителей и цветущие улыбки флорентиек добавляют остроты к перенасыщенным впечатлениям от чрезмерной художественности экстерьера Флоренции.

kretov2.jpg (56581 bytes)

Рим. Рисунок Юрия Капустина.

kretov3.jpg (39950 bytes)

Флоренция. Коллаж Юрия Капустина.

Наступила и завершающая стадия нашего приезда. Мы – гости Школы Детского Города в Риме, приехавшие по приглашению Организации «Международное движение – Неогуманисты III Тысячелетие» и администрации школы. Мы, художники, приехали на презентацию Антологии новейшей итальянской поэзии, акции, поддержанной иллюстративным рядом московских и рязанских художников. Молодежные коллективы дополнили своей концертной программой и детской изо-фото-выставкой общий праздник совместного проекта «От Тибра до Москва-реки». Президент Движения Джоджо Теллани и известный итальянский художник Марио Торнелли приветствовали нашу культурную миссию и были радушными хозяевами вместе с юным Мэром Школы. Но мы одновременно и гости царственного и прекрасного Рима – столицы Италии. Чтобы дать исчерпывающую оценку соблазнам Рима, надо основательно напрячься. На перекрестке всех дорог мира все еще остается непереводимый дух величия и царственности седых руин гиганта, слышится отзвук великой идеи преемственности времён и слияния народов: I Рим – Константинополь – II Рим – Москва – III Рим. VIVA ITALIA, GERMANY, POLONIA, BELORUSSIA et RUSSIA!

kretov4.jpg (36290 bytes)

Вид на Рим с Капитолийского холма. 10 января 2006 года. Фото Левона Осепяна.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 29.09.07 08:46