Память

Владимир Котов

Немного о себе

Родился я в 1928 году в Москве в семье инспектора железнодорожных школ.

Детство мое связано с Комсомольской площадью. Мы жили в большом каменном доме, который входит в архитектурный ансамбль Казанского вокзала. Среди гор котельного шлака, в тупиках железнодорожных путей, там, где даже снег зимой всегда был черным от гари и копоти, вместе с мальчишками нашего двора провел я свои первые жизненные «сражения».

А летом меня с младшим братом отправляли к деду и бабке в Рязань — туда, где плескалась Ока, цвели и зрели вишни, пенилось в подойнике парное молоко. Там, на притоке Оки Трубеже, где высится знаменитый рязанский собор, начинались наши речные путешествия на лодках-плоскодонках к Луковскому лесу, к золотым песчаным плесам, зарослям ивняка на низких берегах, ласточкиным гнездам на срезах высоких, к заливным приокским лугам с их тишиной и ветерками, с их стрекозиной музыкой и молочным ароматом бесконечных кашек и ромашек...

Отец мой, Петр Исидорович Котов, выходец из батрацкой крестьянской семьи, был замечательным рассказчиком.

Отец же привил любовь к литературе: он был большим поклонником поэзии Некрасова, Кольцова, Никитина. Часто читал их стихи, а если пел песни, то аккомпанировал себе на гитаре или мандолине. Помню, когда в песне Некрасова «Поздняя осень, грачи улетели...» доходило до слов: «Где же наш пахарь, чего еще ждете?», у меня, мальчишки, сжималось сердце, и хотелось плакать горькими слезами.

Мать моя, Анна Алексеевна Черкасова, родилась под Рязанью и работать начала учительницей в селе Кузьминском, том самом, что околицей своей смотрит на знаменитое Константиново.

Ее рассказы о молодом Есенине, с которым она была знакома, я слушал всякий раз с понятной жадностью.

Незабываема для меня и та спокойная атмосфера дружбы и радости, которая царила в семье. Если какой-либо праздник, «взрослые» гости, то обязательно звучала музыка, песни. Каждый в семье пел и играл на каком-либо инструменте.

А потом — война...

Отец работал в Каверинском районе Рязанской области сначала директором школы в селе Агишево, а потом в районном центре Каверино. По улицам бесконечно шли войска, шли машины навстречу фронту, настречу артиллерийской канонаде, которая становилась нам всё слышнее. Фронт приближался и к рязанским краям, фашисты уже оккупировали некоторые районы области. Уехать дальше — нет, такой мысли у нас в семье не было, жила незыблемая вера, что сюда враг не придет. Работали. Не хватало мужчин, не хватало рабочих рук. Трудились и мы, дети, помимо учебы — сколько могли.

Я работал в совхозе. Научился управляться с огромными лошадьми. Почему-то мне попадались самые огромные. А может быть, мне так тогда казалось... Возил на поля из свинарников в бочках свиную жижу, потом навоз, потом воду, потом — что придется, меня уже посылали в другие села, на большие расстояния.

Там же, в деревне, в длинные зимние вечера пришли ко мне Лев Толстой, Пушкин, Лермонтов, Джек Лондон, произведения которых имелись в местной библиотеке. Встреча с большой литературой произвела на меня огромное впечатление. Я начал пробовать писать рассказы, поэмы, стихи. Тетрадка исписывалась за тетрадкой. В редакции столичных газет полетели конверты с моими творениями. Обратным потоком хлынули узенькие бумажки отказов.

Но вот однажды я услышал по радио рассказ в «Пионерской зорьке» о нашей Каверинской средней школе. Это была первая моя корреспонденция...

В седьмом классе в моей начинающейся литературной судьбе произошло событие: «встреча» с Маяковским.

Маяковский стал моим самым любимым поэтом, моим литературным вождем и вдохновителем. Он рассказал мне о главной правде времени, о нашем бурном, революционном веке. Маяковский призывал к борьбе.

Я почувствовал себя «мобилизованным и призванным».

Это ощущение мобилизованности не покидает меня и сегодня.

Как это сказывается на моем творчестве, на темах моих стихов, фельетонов, песен, на воплощении этих тем, судить не мне, судить моим читателям.

Однако подчеркну, что главной своей задачей считаю борьбу за формирование личности советского человека.

По окончании Педагогического института имени В.П.Потемкина (факультет русского языка и литературы) в 1950 году я пришел работать в «Комсомольскую правду», которая стала для меня первой ступенью профессионального литературного мастерства.

Большую помощь и поддержку оказали мне в эти и последующие годы великолепные газетчики и журналисты Иван Рябов, Илья Котенко, Юрий Добряков, Семен Нариньяни. В «Крокодиле», «Огоньке», «Правде» и других периодических изданиях стали появляться мои фельетоны, стихи и поэмы.

Многочисленные корреспондентские поездки по стране давали мне широкую возможность собирать ценнейший жизненный материал, умножать контакты с текущей действительностью.

В 1955 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга моих стихов «Летние дни». А в 1958 году я был принят в члены Союза писателей. Одну из рекомендаций в Союз писателей дал мне Владимир Александрович Луговской, наш дорогой «дядя Володя», как называли поэта его ученики. Дружба с В.А.Луговским — незабываемая страница моей творческой жизни. Постоянной радостью для меня были и регулярные встречи с ближайшим другом Маяковского Николаем Асеевым. Его собственноручную подборку статей «Жизнь слова», подаренную мне с надписью «Владимиру Петровичу Котову с уважением и любовью», я храню как одну из самых дорогих реликвий.<...>

И еще об одной стороне моей работы.

Вряд ли сегодня найдется профессиональный поэт, который не выступал бы в печати с рецензиями и критическими отзывами о произведениях поэтов, своих современников, или даже со статьями и изысканиями о творчестве предшественников. Немало подобных выступлений в печати и у меня. Особенно же дороги мне статьи, посвященные Маяковскому, а также книгам разных авторов о его творчестве. Да, верно, где Маяковский, там и споры, сшибка разных мнений и разных взглядов на роль и значение поэзии в жизни, в современности, там довольно часто отнюдь не только эстетическая, но и настоящая идеологическая борьба. Разве это не показатель и сегодня необычайной жизненности и важности для современности явления, имя которому —Маяковский?!

Наиболее значительными своими книгами я считаю: «Была у девушки коса» (1958), «Сокольники» (1964), «Запишите меня в комсомол!» (1966), «Защищайся, любовь!» (1969), «Верность отцам» (1971), «Продолжается бой» (1974). Из стихотворений, вошедших в эти сборники, в основном, и составлена данная книга.

Кому из сегодняшних поэтов не нравится выступать перед красным глазком телекамеры? Нравится и мне. Однако всё же больше я люблю выступать перед живой аудиторией, предпочитаю непосредственный контакт со слушателями. Каждая такая встреча хороша, помимо всего прочего, именно своей жизненной уникальностью, неповторимостью, которая заряжает не только аудиторию, но и поэта, подготавливает его к новым задумкам и свершениям гораздо сильнее, нежели выступления в стенах студии.

Где только, помимо больших залов и маленьких комнат общежитий, не приходилось выступать! И в оренбургской пшеничной степи на полевом стане, и в громадном трюме черноморского крейсера, и в рудном карьере, и на погранзаставе, и великое множество раз на стройплощадках и в красных уголках шахт, рудников, заводов — везде, где трудится советский человек. Реакция аудитории укрепляла меня в нужности таких встреч, свидетельствовала о неразрывном единстве жизненных процессов и советской поэзии.

Очень люблю песни. С давних пионервожатских лет не представляю себе ни своей жизни, ни своего творчества без песен. Но можно ли написать песню заведомо популярную, заведомо всеобще любимую? Это решает сама жизнь. Помню, мы с А.Эшпаем написали песню* для спектакля «Опасный возраст» в театре Ленинского комсомола. Задачу мы перед собой ставили скромную. Но случилось вдруг неожиданное. Песня перешагнула сценическую рампу, вышла из стен театра и сама (как тут иначе скажешь?) пошла в жизнь.

* Владимир Котов является автором всенародно известных песен «Не кочегары мы, не плотники...»,
«То ли встречу, то ль не встречу...», «Отчего — почему и не знаю сам...» и др.

Ну, вот пока и всё в прозе, а дальше — слово стихам. А затем уж и читателю.

Москва. Декабрь 1974 г.

kotov1.jpg (18745 bytes)

Вечер памяти поэта Владимира КОТОВА. Москва, государственный музей им. В.В. Маяковского, 27 сентября 1976 года. Поэт Василий Коркин, чтец Григорий Сорокин (и скульптор - автор бюста Сергея Есенина, установленного в селе Константиново, автор барельефа Радищева на Красной площади в Москве), директор музея Владимир Макаров, флейтист оркестра Большого Театра Бронислав Прорвич, К.В.Чапаева, поэт Николай Поливин, вдова - Лидия Думцева

kotov2.jpg (19553 bytes)

Жена В.Котова Л. Думцева.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 31.10.07 09:35