Инициативы

Владимир Климов

Потому что — Брехт

Было аж два побудительных импульса, два мотива к возникновению Брехтовского музея...

С детства я наблюдал работу моей мамы, известного искусствоведа, которая собрала уникальный архив — газетный, книжный, художественный, фотографический по прикладному искусству, особенно — по кружеву и вышивке. Не просто писала — но собирала...

Так что вкус к собиранию вспыхнул уже тогда... Марки, открытки. А так-же материалы об отдельных поэтах (особенно — Муса Джалиль, Ф.Г.Лорка), художниках (П.Пикассо, А.Дюрер), режиссерах (Ю.Любимов, Вс.Мейерхольд) и многие прочие. Отдельная папка была Брехтовской...

Так бы и шло — тотальное собирательство, если бы я не прочел в прессе про два домашних музея, собираемых инженерами. Один, кажется, Морейно, — собирал все о Швейке. Другой — Лев Мнухин — о Марине Цветаевой. Собирали все, вплоть до единичного упоминания в больших книгах.

Я понял, что и мне надо бы выбрать знаковую для меня фигуру и вокруг нее затеять свой собственный музей... И я — выбрал Бертольта Брехта. Почему — его?..

Во-первых, потому, что целая гроздь важных для меня театров имела лучшей, фирменной постановкой — пьесы Брехта: Студенческий театр МГУ («Карьера Артуро Уи» С.Юткевича и М.Захарова), спектакли Алексея Левинского, и, конечно же, — «Добрый человек из Сезуана» театра на Таганке, и посейчас — моего любимейшего.

Во-вторых, Брехт — служитель всех муз — поэт, драматург, режиссер, эстетик, писавший не только о театре, но и о литературе, художниках, киношниках, композиторах. Что соответствует и моим представлениям об искусстве как о целостной субстанции, неделимой на Музы... Кроме прочего, мне казалось (а жизнь — подтвердила!), что значение Брехта для эстетики авангарда (с которым я себя всегда ассоциировал) — конгениальна значимости Аристотеля для классического искусства. В теориях и статьях Брехта заложены основы всех последующих «измов» и даже вовых артнаук, случившихся с нами во второй половине ХХ века, — и постмодерн, и семиотика и др. Уверен, что и будущее в III тысячелетии, которое мы еще не знаем, есть в опытах великого Б.Б.

Думаю, поводов для домашней музеизации брехтовского жизненного пространства — более чем достаточно... Шел 1975 год...


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Юбилей"]
Дата обновления информации (Modify date): 22.10.07 10:49