Художники России
И.Снегур, А.Ситников, С.Некрасов

Владимир Климов

Три поколения художников — сквозь авангардизирующий авангард

XX век, его начало и рубеж, стремительно ворвался в этот мир не только социальными потрясениями и кровавыми революциями (еще и первой, 1905 г.), но и бурными революционно-эстетическими потрясениями, переворотом художественного сознания всего мирового искусства, хлынувшим тоже из России...

Человек тогда сдвинулся умом в сторону крови, случившейся от карнавализации Истории («кто был ничем - тот станет всем», т.е., роли перепутались и поменялись местами в стиле классического карнавала, где смерду дозволялось сметь в эти дни королем быть или своих господ разыгрывать...).

Так вот, если человек испытывал от этого настоящий сдвиг по фазе («разруха в голове», по М.Булгакову), то художники, искусство вообще испытали сдвиг по фразе. Т.е., то были не только перемены в технологии эстетического, но и в самой природе искусства, в материи его, в магическом кристалле. Во всем эстетическом бродиле культуры случились сдвиги и преображения... в сторону гораздо большего вовлечения в опусы, опыты, в произведения - людей, улиц, площадных видений. Случилась радикализация искусства, оно распахнуло занавесы сцен, обложки книг, рамы картин. И поглотило, захватило человека зрящего, читающего, - в свои пространства грандиозного социально-эстетического эксперимента. В дебри и хляби творения искусства из магмы воображения.

Искусство России тех лет повлияло на весь мировой художественный процесс XX века - единственный российский период, наш Серебряный век.

Кстати, не согласен с теми, кто считает, что авангард 10—20-х годов лишь случайно совпал по времени с бурлящей революционной массой. Наоборот, именно те мощные брожения к социальному раскрепощению людей (ну, так им казалось, что раскрепощение - закрепостили по-иному), падение социальных иерархий, демократизация (уж какая она тогда была) толпы, приведшая к ее демонизации, толкнули тонких, чувствительных художников, ощущавших вибрации времени, к эстетизации улиц, площадей, к охудожествлению жизненных пространств, дизайнизации начавшего складываться быта...

II

Но прошло «немногое» время. Революция отхлынула - нахлынул быт. Власть, как известно, захватили чиновники (кто же еще?), коим искусство К.Малевича, А.Родченко, В.Татлина, П.Филонова, уехавшего Кандинского и прочих - «пощечина общественному вкусу» и нож в спину патриотизма. Влияние чуждой нам западной культуры на наши светлые незамутненные пролетарские очи...

Все не так, ребята... Это Запад, перебродив нашим искусством, - вернул должок России, предложив ей в 30 - 50-е годы авангардизацию нашего авангарда, опрокинув футурмостки, - из России всему свету.

У нас же, замкнутых на самих себя, все было уложено не в каноны традиций (на каждый канон найдется свой апокриф), а во гроб регресса, в топку ретроградства.

Революционно-романтический порыв художественной бури и эстетического натиска загнали в резервацию мастерских, в головы создателей, не давая оттуда выйти в свет (художников распирало от идей, не могущих быть). Их бросали под нож бульдозеров...

Но кровеносная система искусства была настолько охвачена и пропитана праздничной эйфорией Ренессанса начала века, что, вопреки всем запретам, табу и бессмыслицам «ихних» ассоциаций, - пиршество тех идей вырвалось в свет при первой же забрезжившей возможности.

III

Возможность эта появилась, когда страну ввергли в испытание демократией, в иллюзию художественной свободы, в атмосферу приоткрывшихся форточек в Европу (еще не окон).

Выяснилось, что художники тех лет не забыты, что довольно много объявилось учеников (и физических, и духовных) мэтров эстет-революций.

А созданных художниками конца 50-х - опусов, творений и экзерсисов, авангардом спровоцированных и навеянных, хватило сразу же аж на весь Большой Манеж (а скольких и сколького еще там не было!).

Выданное на-гора такое невиданное искусство, в одночасье вываленное на публику, насмерть перепугало всю политбюровскую рать... Но и, что особенно печально, наш академический официоз от художников (все эти «академики с тросточками», как обозначил своих забронзовевших футбольных звезд предводитель ЦСКА Валерий Газзаев).

Если бы не корпоративное предательство орденоносных коллег, накрутивших партбоссов, вовсе не обязанных разбираться в тонкостях «измов», мирового скандала удалось бы избежать. И история художественной жизни пошла бы не так, как пошла (не так п`ошло!), а органично ее собственной внутренней природе.

Но жажда свободы, ее глоток, пришедшийся на рубеж 50—60-х годов, оказался столь мощным и для судеб постановочным, что просто рульнуть назад, в регресс, без международного скандала не получилось.

И небольшому, но очень сплоченному тогда сегменту нашей художественной элиты, когда не удалось раздавить его бульдозерами, пришлось выделить «МалоГрузинскую» резервацию.

С паршивой госовцы - хоть частной шерсти клок.

Первыми, как грибы сквозь бетон, пробились в мировое эстетическое пространство художники, составившие, по смелому заявлению Славы Лена, Бронзовый век нашего XX века.

IV

Среди фаворитов этой плеяды, одним из самых креативных и идеецентричных был и остается Игорь Снегур. Нас познакомил еще в конце 70-х острый театроведческий ум и своестильный режиссер Александр Демидов. Почтенный мэтр И.Снегур лихо, как мальчишка, прокатился на задней части троллейбуса, схватившись за него с внешней, уличной стороны. То еще было зрелище...

Примечательно, что, оказавшись в эпицентре всех знаковых событий своего авангардного поколения, Игорь всегда был сам по себе, гордо, не расплескав, нес свою независимую, независтливую самость.

И даже войдя, как почти весь «манежный» люд, в легендарную студию Элия Белютина, - он еще до Манежа вышел оттуда. Посчитал, видно, что его и Белютинские представления - не контачат. Тока нет... чем очень обидел маэстро - из студии сами не уходили...

Игорь Снегур - зачинщик, зачинатель, зажигатель многих идей, акций, проектов. То организовал разрозненных маэстро в пеструю, но монолитную (хотя и многоликую!) «Двадцатку», фирменную для малогрузинского бытия. Создал первую частную галерею «М’Арс», ныне легендарную... Провел первый в Москве частный аукцион. Создал собственную художественно-панорамную прессу.

Есть такая редкая порода людей, для которых ваяние нового, первооткрытие - важнее дальнейшей разработки, отделки и выделки открытого. Он бросает креативы - и шагает дальше...

«Должен сеятель очей пройти» - писал Велимир Хлебников.

Для меня Игорь Снегур - такой «сеятель очей», зрящих в новые глуби, в новые выси и в иноизмерения. В инакость взгляда в этот мир.

Сильно молодой Берт Брехт, осерчав на молодых художников, которые возмутили его своей беззубой скукой, жеванием жвачки старизны, толкли воду в давно затупленной ступе, - писал, пытаясь отвратить их от работы в фарватере старых мастеров:

«Я не говорю, что старые мастера работали плохо или не выполняли своей задачи. Я только думаю, они выполнили свою задачу столь полно, что вам должно быть стыдно искать все время новые ответы на старые вопросы, вместо того, чтобы ставить новые вопросы...» (Из «Обращения к молодым художникам»).

«Ставить новые вопросы...» - в фаворе этой максимы творит и находит Игорь Снегур...

В афоризме Брехта - ключ не только к творцам, но и вообще к авангарду. Вскрытие его природы...

Если авангард - вопрос стиля, то тогда, как думают многие, он остался в двадцатых годах прошлого века, уступив место - всяким новым «измам». Для меня же - это вопрос образа жизни и особостей мышления. Тогда, вечно обновляясь, он будет ставить новые вопросы сообразно развитию Современности, а не предыдущих искусств.

Вот эту изюминку новизны (или даже - изумрудинку) вносит Игорь не только в свое творческое поведение, но и в изобразительное (я бы сказал - инобразительное!) искусство.

Жесткая философская простроенность композиции - и отпущенные вожжи почти архаического (но никогда не архаичного, скорее, - архитипического, архетипного!) темперамента.

Пружинящий замысел - и стремительное воплощение его.

Мощный росчерк игральных - Игореальных линий. Выброс, выблеск, высветл композиционного узла противолиний, соитие их разбеганий в целостность космизма. Эпическая размашистость руки. Почти экстримная самоотдача Искусству.

Для меня его Абстракционизм - не абстрактен. Здесь предпринят конкретный жест сквозь нагнетанцы линий, штрихов - поймать мир в его целокупном движенчестве. В его мощном, порывистом пластицизме...

Отпечаток новизны отличает работу Игоря не только в живописи - в объектном сочинении, в книжном, киношном и театральном представлениях...

Очей у Игоря еще много. Хватило бы нас...

V

Дерзкие вылазки бронзозавров, на глазах истлевавшая застойная государственность 70-х - и напор новой художественной энергии, не желавшей чахнуть в изомастерских, изолированных от современного зрителя. Все это вынудило худ-полит-руководство кинуть очередную уступку отовсюду наступавшему авангарду. Объективная, но неприятная для властей реальность.

Вынужденно возник сквозь зубы признаваемый и так называемый левый МОСХ, членам коего разрешили уже выход из резервации - в свет, в выставочные залы и холлы. Туда были собраны анти - и вне-соцреалистические выплески и отсебятинная живопись молодых семидесятников. Будущая перестройка просачивалась сквозь дряхлеющее генсекство (сектантство) уходящей натуры СССР.

Помню, как поразила меня еще в конце 70-х огненная, вулканическая живопись Александра Ситникова. Мощь трагического экстрима и праздничного порыва к жизни перехлестывала границы картин и карнавалила окружающее пространство своим размахом (и физическим, и духовым).

Ясно, что такой изокстремизм впадал в яростное противоречие с едва тлеющим мерцанием прочих живописных опусов, соседствовавших с ситниковскими.

«Работаю на пять процентов, на мизер моих возможностей. В большем не нуждаются...», - говорил мне один из художников тех лет. Он был дизайнером - и зависел далеко не только от себя - от всей системы (власти, мышления).

Александру с его тотальной игрой с Вечностью и с Бесконечностью - удавалось зашкаливать (уж не знаю каким волшебным способом) - за крайности дозволенного. Расширяя цензурные межи в Манеже, меча новые рубежи возможного.

Его музейные, коллекционные полотна гарцевали на грани фола, дразня бдящих «пограничников», «цензурионов» партии, масштабом своей необычности...

Это был вопль о трагической Грации (градации, деградации) мира, раздираемого историческими происшествиями, мифами и людьми, - и воля эпического порыва к состоятельности и Житию сквозь частоколы (частопроколы) Быта. Не Бытия, которое всегда право, а бытом человек бит...

Сквозь геометрическую жесткопись письма (цифровой оскал начертаний только подчеркивает эту стройность, выстройность) - прорезывается, врывается в картинный слой магия до магмы раскаленной Истории (как Космоса всего того, что с нами сделалось за тысячелетья)... Вот такой - Запал. Замах.

Будучи абсолютно разным художником с Игорем Снегуром, - Александр Ситников, как и он, - философ и поэт. Вернее так - филопоэтософ. Такой коктейль чарующей чудодейственной взвеси. Оба склонны к абстракции, символу, знаку (естественно, по-разному). Как и у Игорева, - у Сашиного шага - авангардистская походка продолжателя и преобразователя тех еще идей.

Есть своя логика в том, что, когда все разрешилось всем, - многие из «малогрузин» презрительно бросали, скривив уста: «Этот из левого МОСХА» (как бы, из другой тусовки, не очень запрещавшейся. Не так сильно битой).

Но это логика бытовая, а не творческая...

Как будто сама принадлежность к малогрузинской братии - дает индульгенцию от плохизны, знак качества и принадлежности к Бессмертным. А принадлежание к левому МОСХУ - априори второсортно. С печатью ущербности.

Игорь Снегур и здесь - самостиен и не очень похож в своих реакциях на своих ровесников. Минуя разделяющий возраст и межклановый раздрай, - они протянули друг другу руки, ибо оба Художники, а не клановики. Не собиратели отчаяний, а движители свободы.

VI

Эмоциональный, эстетический взрыв в конце 80-х и в 90-е годы (аккурат в перестройку) - случился, естественно, не на пустом месте. По жилам андеграунда бродила весь XX век (аж с истоков его) авангардная стихия и свулканировала многочисленными наработками из загашников.

Авангард, как и поэзия, - «пресволочнейшая штуковина - существует и ни в зуб ногой» (В.Маяковский, если кто не помнит).

Одной из ярких фигур грянувшей свободы стал Сергей Некрасов. Нас свела работа над новой - частной - прессой. Эффектная газета про искусство вышла лишь единожды - и сгинула. Никто не умел, да и не хотел, - продавать. Только писать.

Сергей Некрасов все 90-е годы фонтанировал новыми идеями, креативами, проектами, многие из которых - властно доводил до конца.

Он понимает, что сегодня - для дальнейшей социализации искусства, для влияния на вкус и общественное мнение, на художественную ситуацию нашего времени - нужно разным, непохожим, но - художникам - объединяться в проекты, в общие культурные акции и пр.

Конечно, создает искусство личность, творец, индивидуум в своей мастерской. Но донести созданное до внешнего мира может коллективная воля разнонаправленных личностей, объединенных концептуально,.. а для этого не только важен проект под общей шапкой, но и сочиненная под него инфраструктура (с галереей, своей прессой, производственной крышей над шальными эстетическими головами...).

Сергей Некрасов - художник столь же масштабный, мощный, эпичный, как Игорь и Александр. И так же опирается на авангард 20-х XX века. На мифы, символы и сюжеты культуры... На философские сентенции и мировые афоризмы.

Цветастазы его сюрреальности вырастают из глубинных высот мировой Истории. Забористость некрасовского стиля пронизывает эстетскость и тонкопись штриха и линий...

А остроумный понтъ игры с «Ъ» (с ятью) - легкий, изящный, а не надрывный и не надломный, придает кисти Сергея НекрасовЪа своеобоянную стильность и уводит от насупленного серьеза к себе и к собой сотворенному. Не заиграться бы нам в своем поиске - в перегонки с Вечностью. Дыхалки не хватит...

А работать весело, азартно, куражливо, ставя Вечные и вечно Новые вопросы. Ставить так - как никто до тебя.

VII

Три художника, избранные галереей «Классика», учрежденной одноименной Архитектурно-строительной компанией, для своих проектов, - выбраны в чем-то случайно. Они даже не были знакомы, а лишь наслышаны друг о друге. Но это абсолютно неслучайные Мастера не только в своих поколенческих плеядах, но и во всей современно-художественной ситуации в России - конца и рубежа веков и тысячелетий. Знаковые фигуры десятилетий. И вообще - это наш принципиальный выбор, - художников, чрезвычайно близких нам по взглядам, по духу, по Искусству...

Их незнакомство - вот случайность, а творчества их глубинными рифмами перезванивают. Полифония голосов выбарабанивает своеобразный Унисон движения. И разностилица их столкновений - говорит о художественном мире сегодняшнего дня полнее и глубже, объемнее.

Всех трех отличает внутренняя концентрация, самоотдача Искусству, редкая в наше ленивое и легкомысленное время. И высокий серьез. Только не по отношению к себе - к своему Делу. Этот акцент существенно важен, если кто понимает...

Развею сомнения недоумевающих: «Вы говорите об их новизне, их открытиях, непохожести, - а все время отсылаете в прошлое, в фольклор, в Историю. В авангард 20-х, наконец...»

Отвечу блестящим наблюдением нашего великого философа и эстетика Михаила Бахтина: «... Здесь отменяется примитивное представление, обычно складывающееся в нормативных кругах, о каком-то прямолинейном движении вперед. Выясняется, что всякий действительно существенный шаг вперед сопровождается возвратом к началу («изначальность»), точнее, к обновлению начала. Идти вперед может только память, а не забвение. Память возвращается к началу и обновляет его...» (Из статьи «Рабле и Гоголь»).

Еще одно недоумение: «Вы талдычите - авангард... авангард... а собираете всех под «Классикой». Где логика? Сплошной сюр...»

Не буду отвечать очевидным: авангард 20-х уже давно «оклассился», вот и термин такой затрепан - «Классический авангард».

Но важно и то, что базой всех подлинных новаций и экспериментов - остается классическое образование. Пикассо, как известно, перед вернисажной экспозицией вывешивал свои самые традиционные произведения, как бы давая понять, - умею... не переживайте...

Все трое наших бенефициантов - классически образованные люди. Оно никому еще не помешало. Другое дело, что подавляющее большинство классически образованных художников так и остается в своих школярских годах. Полученное ими - конечная станция, а не толчок к Пути...

Работа в старой технике - это проблема художников, а не классического образования как такового...

Так что все трое - абсолютно классные маэстро...

VIII

Куда же все идет - это большой секрет Будущего. Не может же оно быть прозрачным и открытым.

Ясно одно - сегодня царит коммерческое всевластие галерей, для которых важнее продать, чем способствовать развитию, чем влиять на творческое беспокойство. Акцент не на неожиданность, удивительность, небывалость (то есть - на искусство), а - на ожидаемость клиентами, на заказ. Этому всевластию противостоять может лишь собственная инфраструктура, где акцент делался бы на самостийность искусства, на всевластие художника, на единственность сочинения (и на продаваемость - потом!), а не на априорную продажность художника, который печет картины, как пирожки, - под ждущего получить заранее знаемое заказчика...

Когда-то одна московская художница, не будучи обобществленной ни в какую галерею, вынесла свои картины во дворик одного из Сретенских переулков, где у нее была мастерская, - и заявила: «Вот моя галерея!» К ней потянулись другие художники, режиссеры, поэты, музыканты и прочий творческий люд. Проекту уже более 10 лет...

Вот этот путь свободного волеизъявления снизу, а не назначенного кураторами, искусствоведами Искусства - на продажу и на раскрутку. Путь, только жестко зарегистрированный, оформленный и официализированный, - представляется мне неизбежным в ближайшие годы...

Когда такие самостийные самообразования станут тенденцией, а не исключением, - можно будет понять, куда же стремит нас Современность... Так что мой прогноз - о постепенной пересоциализации художественной жизни. А к эстетизации ее - еще вернемся...

Когда-то Велимир Хлебников, увидев, что «Свобода приходит нагая» (он, видно, Делакруа имел в виду, а высказался глубже, точнее, многозначнее), сказал:

Сегодня снова я пойду
Туда, на бой, на торг, на рынок.
И войско песен поведу
С прибоем рынка в поединок.

(цитирую по памяти, за запятые не ручаюсь).

Галерея «Классика» как раз и продолжает традиции классического искусства и представляет свои новые проекты на суд зрителей. Все только начинается...

klimov2.jpg (32192 bytes)

Сергей Летов на открытии экспозиции Галереи АСК «Классика» на Арт Манеже 2006

 klimov3.jpg (30874 bytes)

Андрей Куксин, Сергей и Галина Некрасовы, Михаил Баринов, Владимир Климов на Арт Манеже 2006

 Проект Галереи АСК «Классика» «Философия искусства — искусство философии» стартовал в декабре 2005 года на международной художественной выставке «Арт Манеж» и продолжился на одноименной выставке в декабре 2006 года.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Art" ]
Дата обновления информации (Modify date): 14.09.07 10:17