К 185-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского
(1821-1881)

Наталья Бобровская

«Любить бедных и помогать им» — завещал Федор Михайлович Достоевский

Ежегодно в церкви св. Петра и Павла, ранее известной как Мариинская больница на Божедомке для бедных, проходит панихида в память великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Трудно оценить вклад в русскую, да и не только русскую литературу Ф.М.Достоевского и по сей день остающегося на вершине недосягаемых высот проникновения в душу человеческую. «Человек есть тайна, ее надо разгадать и ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – писал он. Его романы «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы» и сегодня остаются самыми читаемыми во всем мире и являют собой не только тонкую психологическую драму, но и захватывающий бестселлер.

Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы именно здесь, на Божедомке, на печально известной окраине Москвы в Марьиной роще, где в основном обитали бродяги, нищие, преступники и где находилось их кладбище – погост, получивший название «божедомов», суждено было родиться Ф.М.Достоевскому. «Убогий дом» – называли это место в народе. «В октябре (1821 года) родился младенец в доме больницы бедных у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского, сын Федор» была сделана запись в «Книге для записи крещеных и отпетых в церкви Петра и Павла, что при больнице». Восприемницей была названа в числе других тетушка Достоевского А.Ф.Куманина, известная в Москве благотворительница, которая примет большое участие в жизни великого писателя. На Божедомке прошли детские и юношеские годы Федора Михайловича, а из окна квартиры на первом этаже больницы он мог наблюдать неприглядные картины самых низов общества.

bobrovskaya1.gif (25693 bytes)

Ф.М. Достоевский. Рисунок карандашом К.А.Трутовского 1847 года. Музей Достоевского

Мариинская больница была основана в 1806 году императрицей Марией Федоровной, посвятившей себя благотворительной деятельности после смерти мужа Павла I. В 1796 году ею было создано первое общественное благотворительное учреждение – Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. В 1855 году в Ведомстве насчитывалось 365 учебных и благотворительных организаций, а в 1900 году их количество превышало 500. В Воспитательных домах, больницах и богадельнях призревалось свыше 60000 человек. На средства Ведомства существовало 100 благотворительных заведений. Мариинская больница стала первой в Москве бесплатной больницей для неимущих: «Всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедный и неимущий, будучи болен может явиться или кем приведен быть в оную больницу и в оную принят будет. Прим. Бедным и неимущим в сем случае разумеется тот, который не может иметь в болезни за собою надлежащего присмотра, не знает лекаря, который бы ему помог, и заплатить за лекарство не в состоянии», – было записано в ее уставе.

Содержание больницы обеспечивалось прежде всего прибыльным обращением капиталов Воспитательного дома, частными пожертвованиями, особенно московских купцов, а также сборами в больничной церкви. В 1833 году сообщалось, что в пользу больницы «высыпано из кружек, поставленных в церкви при больнице, 1269 руб. 2 коп.» В этот период в больнице существовал почти семейный порядок.

В 1821 году в больницу для бедных поступил на должность лекаря отец Достоевского Михаил Андреевич. Начало пути писателя – не «облегчаемое» детство и не «облегченная школа». И сострадание к бедным и беззащитным людям у Федора Михайловича могло родиться с летами очень рано, по крайней мере в детстве, когда он жил в доме своего отца. Там ежедневно он мог видеть перед окнами отца, во дворе и на лестнице бедных и нищих и голытьбу, которые собирались к больнице, сидели и лежали, ожидая помощи», – отмечал в своих воспоминаниях его современник А. Савельев. Здесь зарождались образы его будущих героев («страдания и вопросы» определит впоследствии писатель путь Раскольникова через судьбу Мармеладовых – «Преступление и наказание»).

Извечные вопросы добра и зла, преступления и неминуемого наказания, сострадания к бедным, униженным и оскорбленным пронизывают все творчество Достоевского. Добрая няня Алена Фроловна и его богатая тетушка благотворительница А.Ф. Куманина также оказывали большое влияние на формирование самосознания и нравственного развития будущего писателя. В «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский вспоминает случай из далекого детства:

«Вотчина сгорела! – пробасил Григорий Васильев…

Оказалось, что все сгорело, все до тла… С первого страху вообразили, что полное разорение. Бросились на колени и стали молиться, мать плакала. И вот вдруг подходит к ней наша няня Алена Фроловна… всех она нас, детей, взрастила и выходила. Жалованья она не брала у нас много лет… и накопилось ее жалованья рублей пятьсот, и лежали они в ломбарде – «на старость пригодятся» – и вот вдруг она шепчет маме: «коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо...».

Поддержка и покровительство родной тети Александры Федоровны Куманиной, сестры его матери (в девичестве Нечаевой) имела большое значение в жизни Достоевского. Выйдя «замуж за богатого человека, – вспоминает дочь Достоевского Люба, – она покровительствовала своим племянникам и племянницам, и особое предпочтение отдавала моему отцу, который всегда был ее любимцем».

Надо особо сказать о Куманиных – одной из старейших и известных купеческих фамилий, возглавлявших Московское городское общественное управление. Родоначальник – Алексей Куманин; переселился в Москву в 1779 году. Его дети Константин, Александр и Валентин учредили торговую фирму «Алексей Куманин и сыновья» – одно из самых значительных торговых чайных предприятий. Все Куманины отличались щедрой благотворительностью.

А.А. Куманин пожертвовал деньги на основание первого в России высшего учебного заведения для коммерсантов – Московской практической академии коммерческих наук и стал ее попечителем. Императрица Мария взяла Академию под свое покровительство, а основатель-благотворитель получил почетный титул коммерции советника и Медаль на Владимирской ленте. В 1811 году А.А. Куманин в среде московского купеческого общества – один из первых жертвователей. В 1812 году он вносит 50 тысяч рублей на ополчение, на постройку храма Христа Спасителя. И через несколько десятилетий на мраморных досках Храма Христа Спасителя – памятника войны 1812 года – будут навечно высечены имена жертвователей, среди которых под суммой 50 тысяч будет и его имя. Там же будет имя деда Достоевского Федора Т.Нечаева, внесшего 1000 рублей. А.А.Куманин являлся городской головой. Константин и Александр (муж тети Достоевского) также сделали пожертвование в 65000 руб. в 1826 году в пользу Коммерческого училища. Валентин Алексеевич занимался общественной деятельностью, был членом Московской мануфактуры и Коммерческих советов, являлся директором попечительства о тюрьмах. В 1830 году все Куманины получили дворянство. Они основали две крупные богадельни.

Отец Достоевского – домашний врач Куманиных, «а после излеченной серьезной болезни дяди, – пишет Андрей Достоевский, брат писателя, в своих «Воспоминаниях», – папенька приобрел большую практику у московского купечества».

Сложно и прочно вошли Куманины в судьбу писателя. Нередко приезжала в скромную лекарскую квартиру Александра Федоровна.

«Раза два в месяц, скромная улица Божедомки оглашалась криком форейтора «Пади! Пади! Пади!», и в чистый двор Мариинской больницы въезжала двуместная карета цугом в четыре лошади и с лакеем на запятках и останавливалась около крыльца нашей квартиры», – вспоминает Андрей Достоевский. «Покойная тетка, – писал Ф.М.Достоевский, – имела огромное значение в нашей жизни с детства до 16 лет, многому способствовала она в нашем развитии».

Бедняки Достоевские были связаны с Куманиными не только родственными узами и визитами.

После убийства отца М.А.Достоевского в Даровом старший брат Михаил посылает отчаянное письмо к Куманиным: «Мы теперь круглые сироты без матери и без отца. Не говорю уже о себе и брате, мы, слава Богу, в летах… но эти бедные малютки… Слышал только, что Вы взяли детей к себе, и пролил слезы благодарности! Бог наградит Вас за Ваше доброе сердце! Дядинька! Тетинька! Замените им родителей; не дайте почувствовать им ужасный гнет сиротства; заставьте небо радоваться, ангелов ликовать от Вашего доброго дела! Бедный Коля! Бедная Сашенька!» «Александр Алексеевич сделал очень много добра нашему семейству, а по смерти папеньки он приютил нас, пятерых сирот… и сделался навеки нашим благодетелем», – пишет Андрей Достоевский. А сам Достоевский пишет благодарственное письмо дяде: «Горестная смерть отца моего и благодеянья, Вами оказанные семейству нашему, благодеянья, за которые даже не знаю, как научиться быть благодарным Вам… Постараюсь в продолженье заслужить вниманье Ваше изъявлением искренней привязанности моей к Вам, моею благодарностью к благодеяниям Вашим нашему семейству, и постоянным сохраненьем того священного чувства любви, почтенья и преданности, с которым честь имею пребыть покорным и преданным племянником».

Всем сестрам Достоевского дядя выделил по солидной сумме серебром на приданое.

Помимо той поддержки, что Куманины оказывали всей семье, большое значение имеет их участие в судьбе будущего писателя. Тетка Александра Федоровна особенно отличала и благоволила к своему племяннику Федору. На куманинские деньги поступил он учиться в Инженерное училище. Интересно письмо юного Достоевского из Инженерного училища и его отношение к своим благодетелям. «Милостивый Государь, – пишет он, – Любезнейший Дядинька, Милостивая Государыня Любезнейшая Тетинька! Продолжительное, ничем не оправдываемое и не извиняемое молчанье мое, могло показаться Вам, любезнейшие Дядинька и Тетинька, странным, непонятным, непростительным, грубостию против Вас и, наконец, черною неблагодарностью, – беру перо, но не для того, чтобы оправдаться: нет! Я знаю, что вина моя, какие бы обстоятельства не извиняли ее, далеко ниже оправданий… Скажу одно: если искреннее, откровенное признание мое, попытка объяснить мой проступок пред Вами, удостоятся хотя бы не многого внимания Вашего, то я почту себя счастливым… я должен снести и снесу стыд свой, ибо я заслужил его… Мое странное молчание с теми из родственников, которые столь часто осыпали нас благодеяньями, заставили меня вникнуть в проступок мой... Я молю, заклиная Вас, любезнейшие Дядинька и Тетинька верить этому: это чистые излиянья раскающегося сердца…»

И при всяких житейских трудностях, как видно из его писем, Достоевский обращался за помощью к своим богатым родственникам. Из Семипалатинска он часто пишет своей тетке. «Через мои руки, – вспоминает А.Е.Врангель*, – шли письма только к брату его Михаилу… тетке Куманиной…» «При первой перемене судьбы напишу к дяде, попрошу у него 1000 руб. серебром для начала на новом поприще, не говоря о браке, я уверен, что даст» (Из письма Ф.М.Достоевского из Семипалатинска). Позднее на их деньги он с братом возобновил издание журнала «Эпоха». На этот журнал тетка А.Ф.Куманина дала племяннику 10000 рублей – сумму весьма и весьма значительную в счет будущей части наследства. Сложная и недолгая жизнь была у журнала братьев Достоевских, но успевшего занять видное место в русской литературе. В первом же номере «Эпохи» Достоевский опубликовал начало своей новой повести «Записки из подполья».

* А.Е.Врангель – юрист и дипломат, много помогал материально Ф.М.Достоевскому в ссылке в Семипалатинске,
был в близких дружеских отношениях с писателем.

А «куманинский мир», который писатель имел возможность изучать вблизи, в произведениях Достоевского занимает особое место. С детских лет в Достоевском формировались воззрения о всемогущей власти денег в жизни, делах и отношениях между людьми. И неотразимым воплощением этой власти являлся куманинский особняк, куда бедные дети приходили к богатой тетке.

Ныне Куманинское подворье на Ордынке несколько измененное со временем, просто «дышит» историей. Здесь у своей тетки часто бывал юный Федор Михайлович Достоевский. Именно сюда поселил он потом своего героя Парфена Рогожина из романа «Идиот». (Кстати, в правом корпусе усадьбы в квартире писателя В.Е.Ардова в 1938 – 1966 годах подолгу жила и работала Анна Андреевна Ахматова.)

Да и сама фамилия Рогожин из его романа «Идиот» взята от «Рогожи» – так называли купеческое Рогожское кладбище. В романе правдиво описаны все атрибуты «сорвавшегося с цепи» купеческого сынка: и тройки с колокольчиками, музыка, цыганки, шампанское, «оргия в Екатерингофском вокзале». Получив наследство, Рогожин «закружился в толпе импровизированных приятелей». После ужасной провинности с бриллиантовыми подвесками для Настасьи Филипповны, отец целый час поучает Парфена калиновым посохом. Ганя Иволгин, Тоцкий, Настасья Филипповна – все были списаны с реальных типажей, которых писатель встречал в купеческом мире... Личность Валентина Куманина – представительная, барская, с изысканными манерами, шутливой речью и усмешкой в глазах – угадывается в образе Тоцкого.

Вернувшись из ссылки, Достоевский встретился со своим бывшим сверстником, «пробившим дорогу к довольству и почетному положению в обществе» и услышал от него признание: «наш кружок давит своим богатством… в Москве чудят, повсюду эгоизм и натянутость… Это такое общество, разве издали на него смотреть пригодно, а близко подходить рискованно – как раз спросят, много ли у вас денег, а у кого их мало, тому такое общество – чума»... Достоевский впоследствии, говоря о «русском торговом миллионе» так охарактеризует «купцов-миллионеров»: Этот разряд купцов «отличался прежде всего фраками и бритыми подбородками, великолепной обстановкой домов их, воспитанием дочерей на французском и английском языках с фортепьянами, нередко орденом за большие пожертвования… Из чванства и чтобы не отстать от других, иной миллионер, и жертвовал огромные суммы на отечество в случае опасности».

В одном из своих рассказов он реалистично описывает Покровское-Стрешнево – любимейшее место отдыха купеческих семей. Здесь отдыхали «отцы» – главы торговых фирм, фабриканты перед ярмаркой в Нижнем Новгороде. Грандиозные праздники и балы сменялись один за другим.

В романе «Преступление и наказание» впервые в русской литературе тема капитала поставлена в центре романа. На первый план выдвигается проблема денег. В это время в своей семье он остро ощущает ее: с одной стороны – куманинский мир и его тетка, ставшая обладательницей несметных богатств после смерти мужа, с другой – обездоленные дети брата Михаила. В 1864 году, когда был задуман роман, Достоевский оказался в очень тяжелом материальном положении. В этот год умер его брат. После смерти брата Достоевский пишет: «Семейство его осталось буквально без сяких средств, – хоть ступай по миру. Я у них остался единой надеждой, и они все, и вдова, и дети сбились в кучу около меня, ожидая от меня спасения». Он принял на себя все совместные долги, которые были у них от предыдущего издания.

...Поздней осенью я побывала в Музее-квартире Ф.М.Достоевского, что находится в бывшей Мариинской больнице. За узорчатой оградой со львами стоит памятник Федору Михайловичу Достоевскому, выполненный в начале прошлого века С.Д.Меркуровым, как бы навечно закрепляя его присутствие здесь. Вот его комнаты – детская, гостиная, спальня родителей. Казенная больничная, более чем скромная, почти бедная обстановка. На столе – гусиное перо, рядом книжный шкаф, который существовал еще при жизни писателя. На стенах – портреты. Мать, отец, братья, сестры… Серьезные, одухотворенные лица. Икона Феодора Тирона, память которого всегда отмечал Федор Михайлович («Феодор» – дар Божий). А вот портреты А.А.Куманина и А.Ф.Куманиной. Разглядываю их и задаю себе вопрос – что было бы, если бы не оказались рядом с писателем эти люди... Своим детям Ф.М. Достоевский завещал: «любить бедных и помогать им».


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Меценатство"]
Дата обновления информации (Modify date): 02.09.07 08:56