Италия

Ирина Баранчеева
(журналист, переводчик, корреспондент газеты «Россiя» и журнала «History Illustrated» в Риме,
куратор раздела «Италия» журнала
«Меценат и Мир»)

Искусство помогает искусству

В итальянском городке Норчия ежегодно проходит выставка современной графики, весь сбор от которой идет на реставрацию памятников искусства

В 170 километрах от Рима, среди покрытых лесами холмов Умбрии, полных диких кабанов, приютился маленький городок Норчия, притягивающий и поражающий туристов своими нетронутыми цивилизацией средневековыми очертаниями.

На протяжении веков этот городок, как и другие города Италии, пережил череду войн, политических потрясений, бунтов, бедствий, землетрясений, самое первое из которых, известное нам, относится к 99 году до н.э., а последнее, – сместившее фигурки, украшающие фасад церкви св. Бенедикта на главной площади, – к 1979 году. Сегодня Норчия по праву может гордиться своими многочисленными историческими памятниками и тем, что в 1902 году здесь была открыта первая в Италии линия городского транспорта паровых автомобилей Сполето-Норчия. И если второе уже относится к прошлому города, то первое составляет его блестящее настоящее.

Но чем действительно может похвастаться Норчия, это тем, что в этом небольшом городке живут люди, не равнодушные к своему богатому культурному наследию, и первым среди них следует назвать профессора Джузеппе Урсо. Сицилиец по рождению, он некоторое время колесил по Италии в поисках своего уголка, пока сорок лет назад не осел в Норчии, где преподавал французский язык, а затем возглавлял лицей. Еще раньше, работая сотрудником христианской миссии в Ассизи, Дж.Урсо посещал художественный кружок дона Джованни Росси, где бывали также Дж.Унгаретти, Л.Шаша, П.П.Пазолини и многие другие знаменитости. Возможно, именно общение с художниками и артистами натолкнуло его на мысль, которую он позднее реализовал в Норчии. А началось все в 1973 году после одной выставки, которую Дж. Урсо организовал вместе с галеристом из Перуджии. «Почему бы деньги, выручаемые от продажи картин, не направить на какое-нибудь полезное дело?» – подумал он.

Так тридцать лет назад родился проект (пока единственный в Италии!): «Выставка – реставрация». Джузеппе Урсо обратился к итальянским художникам с просьбой пожертвовать свои графические работы для того, чтобы отреставрировать исторические памятники Норчии.

«Выставка – реставрация»... это вызов, – писала газета «Мессаджеро». – Вызов в том, что группа горожан Норчии, любящих свой город и искусство, предлагает «способствовать защите своего художественного наследия в сотрудничестве с государственными органами, ответственными за это». Каким образом? А именно, организуя выставку графики современных итальянских художников, которые жертвуют свои работы, чтобы направить доход от продажи на реставрацию древних памятников...»

Плоды деятельности комитета «Выставка – реставрация» стали заметны сразу. В 1974–1975 годах был отреставрирован Темпиетто XIV века (уникальный архитектурный памятник, представляющий собой уличную капеллу), в 1975–1978 годах – церковь св. Франциска (фасад и боковая часть XIV века, фрески XIV–XV веков).

В 1978 году во время реставрационных работ в церкви св. Сколастики, покровительницы города, которая находится в трех километрах от Норчии, произошло настоящее чудо. Готовясь праздновать 1500 лет со дня рождения св. Бенедикта, брата-близнеца св. Сколастики и второго покровителя Норчии, было решено вернуть к жизни фрески XV века. Во время работ под ними был обнаружен еще один слой, относящийся к XIV веку, и 10 февраля 1978 года, как раз в день св. Сколастики, под ударами молотка реставратора Стефано Феличетти упал слой штукатурки, открыв лицо святой.

Незабываемое впечатление остается от посещения церкви св. Сколастики, которая приютилась на небольшом холме, откуда открывается восхитительный вид на лежащую в долине Норчию.

barancheeva10.jpg (24536 bytes)

Главная площадь Норчии

Место, где расположена церковь, содержащая многочисленные надписи, относящиеся подчас к римской эпохе, согласно средневековой традиции связывается с Рока Сассайя, родительским домом св. Сколастики, где она жила вплоть до переселения в Кассино. В течение веков церковь неоднократно перестраивалась. В 1417 году она была освящена монахом Бенедиктом из Вани Аттони, в то время настоятелем бенедиктинского монастыря в Норчии, а впоследствии епископом Ассизи. В середине того же века стены церкви были расписаны фресками, рассказывающими о жизни св. Бенедикта.

Сегодня в церкви присутствуют украшения и фрески XIII–XV веков, выполненные признанными мастерами, как братья Лоренцо и Якопо Салимбени, Никола да Сиена, Бартоломео ди Томмазо и другими.

Потолок, надстроенный в XVIII веке, скрывает верхнюю часть купола в алтарной части с великолепным Христом-Вседержителем, напоминающим образ, находящийся в соборе в Монреале. Однако нашим глазам открывается на одной из стен серия прекрасно сохранившихся фресок, рассказывающая о жизни покровителя Норчии, начиная с его отъезда из родного города, через проповеди народу и борьбу с плотскими искушениями к чуду с ядом, когда св. Бенедикт, благословив еду, силою своей святости разбил бокал с приготовленной для него отравленной водой.

Однако настоящее потрясение чувствуешь, видя «счастливую встречу» - сквозь века – брата и сестры, произошедшую в 1978 году.

Серия фресок, изображавших сцены жизни св. Бенедикта, написанных в XIV веке, была покрыта впоследствии новым слоем живописи. На участке стены, где находился св. Бенедикт, была написана и одна из сцен со св. Сколастикой. К счастью, фигуры двух святых оказались не наложенными одна на другую, но находились рядом, как бы ведя разговор друг с другом.

За тридцать прошедших лет благодаря комитету «Выставка – реставрация», где, заметим, работают только добровольцы, были спасены многие уникальные памятники искусства, находящиеся сейчас в Городском музее, отреставрированы фрески и старинные церкви Норчии.

Художник Мино Маккари был первым страстным энтузиастом этой инициативы, во многом способствовавшим привлечению к ней художников самого высокого уровня. «Экспозиция, которая открывается в Норчии, имеет особенный смысл и создает новый, по-настоящему, уникальный опыт, соединяясь с защитой нашего исторического и культурного наследия, которое переживает не лучшие времена, – сказал он на открытии первой выставки в 1974 году. – Как отреагировали художники на такой призыв? Ответ вам дают стены «Кастеллины», переполненные графикой различной техники. Здесь представлены практически наилучшие имена «графической аристократии», от известных мастеров до талантливых дебютантов, от тех, кто остается верен традициям до приверженцев новинок и экспериментов».

За прошедшее время в выставке приняло участие больше ста пятидесяти художников, среди которых достаточно назвать имена Аттарди, Л.Бартолини, Кантаторе, Б.Карузо, М.Кашеллы, Фаццини, Фьюме, Дж.Джентилини, Р.Гуттузо, Э.Греко, К.Леви, Лонгаретти, М.Маккари, Дж.Манцу, Мастройанни, Мессина, Дж.Помодоро, Порцано, Сассу, П.Сбано, Шилтиана, Тамбури, Треккани, М.Торнелло, Туркато, Ведова, Р.Веспиньяни, Дзанканаро, Дзаваттини и многих других.

Вот лишь некоторые из слов благодарности, обращенных к профессору Урсо и добровольцам комитета «Выставка – реставрация»:

«Когда прихожу на площадь Норчии, вновь обретаю ту атмосферу доверия, архитектурную идиллию прошлого, которое возвращается…» (Микеле Кашелла, Колле Вал д’Элса, 1976).

«Я отправил три гравюры… и желаю, чтобы они пригодились для прекрасной инициативы реставрации в городе искусств Норчии…» (Итало Кремона, Турин, 1976).

«Посылаю небольшое количество рисунков для заслуживающей уважения инициативы, находящейся под Вашим покровительством, которой я желаю того же успеха, что и в прошлые годы… Перефразируя Маккари, который в прошлом году бросил призыв: «Поехали в Норчию!», я бы мог сказать: «Вернемся в Норчию!» (Альберто Манфреди, Реджио-Эмилия, 1976).

«Надеюсь, что мои графические работы прибудут в полном порядке и послужат назначенной цели… Я помню еще кое-что из того, когда солдатом делал переходы от Сполето до Пьедилуко, Норчии, Каши и т.д., задолго до того, как разразилась война» (Ремо Вольф, Тренто, 1977).

«Я пошлю Вам кое-какие графические работы ради той замечательной цели, о которой Вы мне говорили» (Чезаре Дзаваттини, Рим, 1982).

«Чтобы помочь последующим инициативам, предоставляю в Ваше распоряжение мою графическую работу, которую Вы можете забрать» (Ренато Гуттузо, Рим, 1984).

«Всегда вспоминаю твое гостеприимство и нежность твоего города» (Франко Фортунатто, Рим, 2002).

«Джузеппе Урсо и его неутомимым сотрудникам – мои благодарные аплодисменты… Все художники благодарны Вам за защиту, реставрацию и сохранение артистического наследия Норчии» (Марио Торнелло, Рим, 2003).

«Конечно, для итальянских художников приятно сознавать, что с их помощью многие памятники Норчии были отреставрированы и, следовательно, спасены от естественного разрушения и последующего неизбежного исчезновения, – говорит Джузеппе Урсо. – Мы все знакомы с драматической ситуацией, в которой находится художественное наследие нашей страны: памятники, которые разрушаются, поскольку не хватает финансирования; произведения искусства, которые «заморожены» в реставрационных цехах или в запасниках музеев в ожидании реставрации; церкви, закрытые для посетителей, поскольку потолок и крыша находятся в опасном состоянии; нашумевшие кражи, которые почти в порядке вещей; ущерб, приносимый памятникам старины атмосферными загрязнениями. В этой ситуации... государство делает то, что может. Следовательно, нечего удивляться, что появляются люди, озабоченные тем, чтобы спасти наше наследие, о котором мы все должны заботиться и пытаться сохранить его. Поэтому и родилась в Норчии эта инициатива: «Выставка – реставрация». С двойной целью: познакомить публику с работами признанных итальянских художников и восстановить исторические памятники Норчии».

Неожиданно выставка имела еще один эффект. Поскольку среди покупателей были не только известные коллекционеры и туристы, но и горожане Норчии, вскоре стены домов этого маленького городка вместо плохих фотокопий известных картин или олеографий, напоминающих о свадебном путешествии, украсились работами известных итальянских мастеров.

...Покидаешь Норчию с чувством легкого сожаления. Этот городок, обнесенный массивной крепостной стеной, с узкими улочками и центральной площадью с собором, Городским дворцом и статуей св. Бенедикта работы сицилийского скульптора Франческо Принци, таит в себе особое очарование.

Но сожаление испытываешь еще и от того, что тридцатилетний плодотворный опыт сотрудничества художников, публики и реставраторов до сих пор остается в Италии единственным. Тем не менее покупатели юбилейной выставки 2004 года способствовали тому, что их деньги пошли на возвращение в Норчию полотна Якопо Сикуло «Коронация девы Марии» XVI века, хранившегося в Сполето после землетрясения 1979 года.

barancheeva11.jpg (56814 bytes)

Фрески с изображением св. Бенедикта XV в. и св. Сколастики XIV в., находящиеся в церкви св. Сколастики в Норчии

Норчия–Рим, 2004 г.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 26.09.07 17:51