Италия

Ирина Баранчеева
(журналист, переводчик, корреспондент газеты «Россiя» и журнала «History Illustrated» в Риме,
куратор раздела «Италия» журнала
«Меценат и Мир»)

Скрещение судеб, или Улыбка Шаляпина

Невозможно предугадать, как причудливо порой переплетаются человеческие судьбы.

Несколько лет назад, впервые оказавшись в Риме, я познакомилась с внучкой Ф.И.Шаляпина Лидией Либерати. Судьба ее семьи была мне хорошо знакома, поскольку я несколько лет занималась разысканием документов и изучением архива Шаляпиных в Москве, что вылилось впоследствии в книгу «Семейная жизнь Федора Шаляпина».

Назначенная встреча с синьорой Либерати, кроме желания познакомиться с ней лично, преследовала цель подарить ей экземпляр книги, где она, к сожалению, могла только рассматривать фотографии, поскольку не знает русского языка.

Книга, над которой я работала в течение пяти лет, рассказывает о жизни первой жены великого певца – итальянской балерины Иоле Торнаги, которая приехала выступать в Нижний Новгород в 1896 году, влюбилась в Федора Шаляпина и осталась в России на шестьдесят четыре года.

Судьба довольно своевольно распорядилась с потомками Шаляпина, вернув некоторых из них в страну, где «розы цветут даже зимой». Младшая дочь Федора Ивановича и Иолы Игнатьевны Татьяна, уехав после революции в Италию, в 20-х годах выступала в Русской труппе известной актрисы Татьяны Павловой, а затем вышла замуж за итальянского журналиста Эрмете Либерати и родила двоих детей: Лидию и Франко.

Лидия Либерати появилась в моей гостинице в один из солнечных сентябрьских дней. Увидев меня, она с лучезарной улыбкой поднялась из кресла в холле. Необъяснимым образом я сразу же почувствовала в ней сильную привязанность к России, что она впоследствии и подтвердила мне в одном из интервью, хотя нетрудно было просчитать, что итальянская кровь преобладала в ее жилах.

«Такая молодая и уже автор книги?» – обнимая меня, спросила она.

И любезно предложила воспользоваться ее услугами, чтобы осмотреть две величественные римские церкви: Сан Паоло фуори ле Мура и Санта Мария Маджиоре.

В мой следующий приезд в Рим я побывала у Лидии в гостях в квартале Монтесакро, запоминающемся узкими улочками и тонущими в зелени домами. Именно тогда я поняла, насколько сильно она связана с Россией и ее культурой. В ее доме чувствуешь себя, как в России, даже больше, ее дом можно было бы назвать музеем Ф.И. Шаляпина в Риме. На многочисленных фото великий певец появляется в одиночку или со своими итальянскими родственниками. Запоминается фотокопия письма выдающегося итальянского поэта и писателя Габриэле Д’Аннунцио, в котором он сообщает певцу в 1930 году, что, несмотря на период «жестокого одиночества (и иногда безумия), помчится в Милан на своей самой быстрой машине», чтобы услышать «человеческий и сверхчеловеческий голос» Шаляпина.

Образы России создают и мартовский пейзаж в грустных серовато-голубых тонах Константина Коровина, и старинная икона Казанской Божьей Матери в потускневшем серебряном окладе, и многие другие предметы, украшавшие в свое время дом Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, и, конечно, прекрасно написанный портрет красивой женщины с печальными глазами – Лидии Федоровны, второй дочери певца, сделанный Борисом Шаляпиным. В честь сестры своей матери, а также бабушки с отцовской стороны Лидия и получила свое имя.

Позже, переехав в Рим и бывая у Лидии более или менее регулярно, я познакомилась у нее со многими вещами, принадлежавшими в прошлом великому певцу и членам его семьи, которые перешли к Лидии после смерти ее мамы и дяди Федора. Например, бордовый атласный альбом с серебряной застежкой маленького Феди Шаляпина. Такие альбомы Иола Игнатьевна делала для всех своих детей. По контрасту с этим у Лидии хранится альбом с артистическими фотографиями Федора Федоровича Шаляпина, ставшего актером и снявшегося во многих фильмах, самым известным из которых остается «Имя розы» по бестселлеру Умберто Эко.

Бережно хранит Лидия вырезки из газет на разных языках о своем крещении, произошедшем в соборе Парижской Богоматери, на котором присутствовал и Шаляпин. Тогда он впервые стал дедушкой. О том, какую огромную любовь испытывал певец к собственным детям, я поняла, когда увидела маленький брелок в форме шестиугольника, содержащий фотографии его детей от первого брака, который Шаляпин неизменно носил с собой.

Всю семью Шаляпиных отличала особая любовь к России. После смерти матери Татьяны Федоровны Шаляпиной Лидия и Франко, исполняя ее волю, передали в дар музеям Московского Кремля золотые часы с бриллиантами, которые были подарены Федору Шаляпину в 1903 году царем Николаем II.

Увы, семейная жизнь родителей Лидии была недолгой и не такой уж счастливой. Она и ее брат Франко были совсем маленькими, когда родители расстались, и мама уехала из Италии. Дети остались в семье отца, на попечении бабушки и дедушки. У мамы вскоре образовалась новая семья, у отца также. Мама оставалась для них далекой и недоступной, с ней они общались в основном посредством писем. Узнать ее ближе Лидия смогла только в 70-х годах, когда Татьяна Федоровна переехала из Америки в Рим.

Отец был им ближе, с ним можно было посоветоваться, узнать его мнение по интересующим их вопросам, он приглашал их ставить перед собой новые задачи и добиваться желаемого. Но и он, в конечном итоге, не принадлежал им.

В том, что итальянские корни их семьи дороги Лидии ничуть не меньше, чем материнские, связанные с Россией, я убедилась во время наших многочисленных встреч, тем более что и со стороны семьи Либерати ее также окружали творческие личности.

Дедушка Лидии Франко Либерати написал интересную книгу «Двадцать лет жизни на подмостках», опубликованную в 1930 году. Как и Шаляпин, он с детства мечтал о театре, и если маленький Шаляпин простаивал целыми часами на морозе на площади в Казани, наблюдая за ярмарочным театром и паяцами, то юный Франко Либерати после школьных занятий убегал на облитые нежно-розовым светом римские форумы и там, среди античных развалин, с упоением декламировал древних авторов.

Чем дальше, тем сильнее росла любовь к театру в его душе, он был отравлен запахом кулис и, окончив школу, попытал счастья на подмостках, но вскоре понял, что склонен скорее писать о театре и для театра, чем добиваться славы как актер. Наблюдательность, остроумие, легкое и бойкое перо и, самое главное, абсолютная любовь к театру помогли ему стать одним из самых уважаемых театральных писателей и журналистов своего времени.

В начале XX века Франко Либерати становится секретарем и помощником выдающегося итальянского актера Эрмете Новелли, с которым в составе труппы «Дом Гольдони» отправляется в гастрольные турне по Европе, а затем и Северной, и Южной Америкам.

barancheeva7.jpg (36320 bytes)

Федор Шаляпин и Франко Либерати (из архива Лидии Либерати)

В то время итальянские актеры путешествовали по всему миру, выступая в самых разнообразных театрах, и вот уже мы видим, как труппа Эрмете Новелли терпит кораблекрушение у берегов египетской Александрии, выступает перед турецким султаном и мексиканским диктатором Порфирио Диасом, встречает Рождество за пустым столом в гостиничном номере в Бостоне и вообще ведет ту сложную и одновременно привлекательную, феерическую богемную жизнь, которая отличает представителей этой профессии.

Почти одновременно Франко Либерати и Федор Шаляпин, добивающийся в это же время международного признания, посещают одни и те же страны и даже города. В 1907 году, например, они оба оказываются в Америке, и их суждения об американцах и американской публике на удивление схожи.

Много места в своих воспоминаниях Франко Либерати уделяет известным актерам своего времени, которых он видел на сцене или с которыми был знаком лично – Элеоноре Дузе, Томазо Сальвини (который в 1901 году в Милане приветствовал дебют молодого Шаляпина), Вирджинии Марини, Джованни Эмануэлю, Ферруччио Гаравалье, Эрмете Новелли, Тине де Лоренцо (с ней Шаляпин познакомился в имении своих друзей Козновых под Москвой), – и в них мы находим неизменную любовь и преклонение перед мастерами театра, которые умели потрясти публику своей игрой.

В Элеоноре Дузе, с которой он познакомился в последние годы ее жизни, Франко Либерати отмечает необыкновенную, почти неправдоподобную скромность и простоту (у великой актрисы было всего три платья, служившие ей для того, чтобы представлять королев и крестьянок, и она никогда не пользовалась гримом). Уйдя со сцены в 1910 году, она, помня о собственных лишениях, захотела создать для актрис приют, своего рода убежище для души, куда бы они могли прийти отдохнуть после репетиций. «Кто осмелился бы сказать ей, что ее идея была не более чем химерой? – пишет Франко Либерати – Никто из актрис, измученных репетициями и своими материальными проблемами, и не подумал тащиться вплоть до улицы Пьетралата в... духовное убежище, где книги так и остались неразрезанными, а само здание – пустым!»

Также и Томазо Сальвини, чтобы помочь своим собратьям по искусству, основал Страховое общество для драматических артистов, и всю славную деятельность последних лет жизни посвятил помощи нуждающимся, никогда не отказываясь участвовать в благотворительных акциях. Невольно приходит на память Замок искусства, который мечтал создать Шаляпин для молодых артистов на Пушкинской скале в Крыму. Видимо, в крови великих есть необходимость щедро делиться с другими своим даром.

Увы, в воспоминаниях Франко Либерати мы не находим упоминаний о Федоре Шаляпине. Это тем более обидно, что, без сомнения, все римские выступления русского певца после революции были подготовлены именно семьей Либерати. После распада труппы Эрмете Новелли Франко Либерати разворачивает свою деятельность в Риме: пишет театральные рецензии, создает или адаптирует для театра различные произведения (среди них «Бедные люди» Достоевского), сотрудничает с театрами «Квирина», «Арджентина» и другими.

В 1929 году Ф.И.Шаляпин после значительного перерыва выступает в Римской опере, исполняя партию Бориса Годунова. На спектакль со всей семьей из Сорренто приехал Максим Горький. После спектакля Шаляпин с группой своих почитателей отправился в ресторан «Библиотека», расположенный рядом с театром «Валле». Во время ужина артист запел, и на его голос со всех концов ресторана собрались любопытные клиенты.

Лидия Либерати рассказала мне, что много лет спустя она со своими друзьями отправилась в тот же самый ресторан. Молодые люди заказали шикарный ужин, но заплатить за него... не хватило денег. Что было делать? Отправились к директору ресторана, и он, едва услышав имя – не Шаляпина, а работавшего для «Валле» Франко Либерати! – сразу же простил им долг, но молодежи пришлось возвращаться домой... пешком.

В 1933 году Шаляпин дал большой концерт в театре «Арджентина», находящемся на одноименной площади, в центре которой можно видеть античные римские развалины. Программу концерта перевел на итальянский язык Эрмете Либерати, отец Лидии, бывший в то время секретарем певца. Свое имя он получил в честь великого Эрмете Новелли и во многом повторил путь своего отца, путешествуя с Шаляпиным по многим странам мира.

Таковы удивительные переплетения судеб, связанные с именем Шаляпина. Однако стоит сказать несколько слов еще об одном персонаже, который совершенно случайно оказался «замешан» в эту историю.

В 20–30-х годах прошлого века на оперных сценах мира гремело имя выдающейся итальянской оперной певицы Клаудии Муцио, которую лауреат Нобелевской премии, поэт Эудженио Монтале, мечтавший в юности стать оперным певцом, называл «божественной Клаудией».

barancheeva8.jpg (12151 bytes)

Клаудия Муцио (из архива Альфредо Муцио)

Клаудия Муцио родилась в Павии в 1889 году. Ее отец был режиссером в лондонском театре «Ковент-Гарден» и в нью-йоркской «Метрополитен-опера», а мама пела в хоре. Среди учителей пения Клаудии назовем Аннетту Казалони, первую Маддалену в опере «Риголетто» Дж. Верди. В 1910 году Клаудия Муцио дебютировала в Городском театре Ареццо в партии Манон в одноименной опере Массне. В следующем году она с успехом выступила в «Ла Скала» в партии Дездемоны в вердиевском «Отелло», а затем появилась на подмостках «Ковент-Гардена» и «Метрополитен-оперы».

Несколько лет певица с успехом выступала в Буэнос-Айресе, а в 1923 году вернулась в Европу, где особенно запомнились ее выступления в «Ла Скала» в сезоне 1926/27 года в спектаклях под управлением Артуро Тосканини.

Клаудия Муцио исполняла главные партии в операх «Сомнамбула», «Турандот», «Травиата», «Аида», «Сельская честь» и многих других. Музыкальные критики отмечали ее обширный репертуар, беспредельность вокальных возможностей. Ее страстный и нежный голос вместе с неординарными актерскими данными позволил ей стать примером того типа певцов-актеров, к которому принадлежал Шаляпин, а впоследствии и Мария Каллас.

Тенор Джакомо Лаури-Вольпи в своей книге «Вокальные параллели» отметил, что Клаудия Муцио «поет уникальным голосом, созданным из слез и вздохов, наполненным внутренним огнем».

Увы, певица ушла из жизни очень рано. Она умерла в Риме в 1936 году в возрасте всего лишь сорока семи лет, что повлекло за собой слухи о ее неизлечимой болезни, самоубийстве и даже отравлении.

Бывая у своего давнего друга Альфредо Муцио в его доме под Римом, мой муж, художник и поэт Марио Торнелло любил рассматривать большое фото певицы, висевшее на длинной галерее на втором этаже вместе с другими семейными фотографиями. «Кузену Альфредо от Клаудии Муцио», - гласил размашистый росчерк.

«Клаудия Муцио была двоюродной сестрой моего деда, которого звали, как и меня», – улыбаясь, пояснял Альфредо.

Не так давно на одном из вечеров у нас дома я познакомила Альфредо с Лидией Либерати.

«Лидия внучка великого русского певца Федора Шаляпина», – представляя ее, сказала я.

«Как вам, наверное, надоело слышать эти слова», – пошутил Альфредо.

«А Альфредо – потомок выдающейся итальянской певицы Клаудии Муцио», – продолжила я.

И Лидия буквально подскочила в кресле.

«Клаудия Муцио! Так она же была женой моего дяди Ренато Либерати, двоюродного брата моего отца!»

И в следующую нашу встречу она показала мне фотографию певицы, на которой было написано посвящение: «Дорогой Диди большой поцелуй. Тетя Клаудия. Милан, 1935 г.»

Так мы узнали, что Клаудия Муцио через семью Либерати находится в дальнем родстве с нашим Федором Ивановичем Шаляпиным. И нам осталось только удивиться, как, действительно, оказался тесен мир.

Рим, февраль 2006 г.


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 26.09.07 17:40