Имена

Вирко Балей

Вячеслав Артемов

Вячеслав Артемов родился в Москве в 1940 году. Хотя его отец был музыкантом, и сам композитор начал учиться игре на фортепиано в возрасте шести лет, позже, по желанию родителей, он изучал математику и физику, готовясь к карьере ученого.

В восемнадцать лет Артемов решает посвятить свою жизнь музыке и начинает серьезно заниматься композицией. В 1962 году он заканчивает Музыкальное училище при Московской консерватории (по классу композиции Александра Пирумова), а затем продолжает занятия в Московской консерватории композицией под руководством Николая Сидельникова и фортепиано с Товием Логовинским, - заканчивая ее в 1968 году.

В духовном плане Артемов считает себя приверженцем романтической традиции. Молодой композитор проявляет глубокий интерес к русскому фольклору, традиционной музыке Востока, работам Прокофьева, Стравинского, а позднее Штокхаузена, Мессиана и польскому авангарду. Но именно «Литургическая симфония» Артура Хонеггера и работы Эдгара Вареза производят на него самое сильное впечатление. Эти сочинения он глубоко почитает вплоть до сегодняшнего дня.

Еще студентом Московской консерватории Артемов начинает преподавать в музыкальной школе историю музыки, теорию, нотописание и фортепиано. Позже он становится пианистом и композитором Балетной школы Большого театра и создает музыку для различных спектаклей московских драматических театров. Им написана музыка больше чем к двенадцати фильмам.

«Концерт тринадцати» становится его первой оркестровой работой, которую, благодаря усилиям его друзей дирижера Константина Кримеца и пианиста Александра Рабиновича, Артемов услышал во время записи в Таллинне в 1970 году. Этот концерт позже был записан еще дважды – дирижером Геннадием Рождественским и пианистом Петром Мещаниновым и дирижером Вирко Балеем и пианистом Миколой Суком.

В течение многих лет Артемов работает как внештатный редактор московского издательства «Музыка», подготовив к публикации работы Стравинского, Бартока, Пуленка, Шостаковича, Бетховена и других композиторов. Для издательства «Советский композитор» он редактирует книгу Эдисона Денисова «Ударные инструменты в современном оркестре».

В 1975 году вместе с друзьями-композиторами Софьей Губайдуллиной и Виктором Суслиным создает группу «Астрея», целью которой было импровизировать на не оркестровых и экзотических инструментах, в основном, из его частной коллекции. «Астрея» имела успех, выступая перед публикой, участвуя в создании фильмов и делая записи.

Артемов работал с такими известными хореографами, как Май Мурмаа (в Таллинне), Никита Долгушин (в Ленинграде), Георгий Алексидзе (в Тбилиси), Вилен Галстян (в Ереване), Борис Мягков и Наталия Риценко (в Москве).

Исполнение первой версии большой симфонии «Путь к Олимпу» Вероникой Дударовой и Московским государственным симфоническим оркестром в 1979 году в Москве и в 1980 году в Варшаве становится важным событием в жизни композитора. «Путь к Олимпу» был первой симфонией из четырех, входящих в цикл «Симфония пути», над которым Артемов работал свыше пятнадцати лет. Последняя версия симфонии была записана Тимуром Миндаевым и Государственным симфоническим оркестром СССР.

Список сочинений Артемова содержит свыше 60 названий, не считая около дюжины пьес для различных инструментов и для оркестра, написанных по разным случаям, а также музыки к фильмам и театральным постановкам.

Его музыкальные интересы простираются от архаических («Заклинания», «Тотем») и христианских мотивов («Реквием», «Ave, Maria») к восточной медитации («Симфония элегий», «Сны при лунном свете»). Но для Артемова все элементы музыкального языка служат одной главной цели – проникновению в глубинные уровни внутреннего мира, раскрывающего «иной мир» в себе самом. Постигнуть этот мир можно путем морального самосовершенствования как композитора, так и слушателя. Артемов верит в преображение тварного мира через музыку.

В течение многих лет политические условия в России не способствовали популяризации работ композитора, которые исполнялись крайне редко или вообще не исполнялись. Это продолжалось даже после 1979 года, когда его сочинения становятся событиями крупнейших европейских фестивалей в Париже, Кельне, Венеции, Варшаве, Лондоне и т.д. Несмотря на оппозицию советской бюрократии, в начале 80-х годов Артемов начинает собственную музыкальную «перестройку» и с помощью, и с участием своей жены, поэтессы Валерии Любецкой в 1981-1986 годах организовывает серию концертов, где его музыку исполняют лучшие советские музыканты. Эти концерты имели большой успех, и некоторые из них были даже записаны для всесоюзного радио.

В 1978-1991 годах Артемов тратит немало сил и времени, чтобы записать свои оркестровые и камерные произведения. Его музыка исполняется лучшими дирижерами Советского Союза – Г.Рождественским, Д.Китаенко, В.Федосеевым, Т.Миндаевым, В.Козиным, С.Сондецкисом, Ф.Глушенко; всемирно известными пианистами С.Буниным, Д.Алексеевым и А.Диевым, скрипачами Л.Исакадзе, О.Крысой, Т.Гринденко и В.Иголинским, органистами О.Янченко и А.Семеновым, известными певицами Л.Давыдовой, Л.Пятигорской, М.Мещеряковой и Н.Ли, многими выдающимися исполнителями на деревянных духовых и ударных инструментах. Некоторыми из его произведений, записанных в Москве, дирижировал американский дирижер и композитор Вирко Балей, музыкальный директор Симфонического оркестра Невады.

Работы Вячеслава Артемова можно услышать на 6 пластинках и 5 компакт-дисках дома звукозаписи «Мелодия», на 4 пластинках и одном компакт-диске фирмы «Русский диск», одном компакт-диске фирмы «Solyd Records». Его сочинения вышли также на 3 компакт-дисках в Соединенных Штатах («Mobile Fidelity»), 5 компакт-дисках в Англии («Olympia») и на пластике во Франции («Le Chant du Monde»). Компакт-диск «Путь к Олимпу», выпущенный в Соединенных Штатах, был номинирован на две международные премии.

Хотя в России было издано небольшое количество работ композитора (в основном это камерная музыка), он подписал контракт с издателем С.А.Петерсом во Франкфурте (Германия), который начал публиковать его оркестровые партитуры.

Помимо вышеуказанных концертов и записей, Артемов считает наиболее значительными музыкальными событиями своей жизни премьеру «Реквиема», посвященного памяти жертв коммунистического террора в России (для 6 солистов, 2 хоров, органа и большого оркестра, длительностью 80 минут), в Концертном зале им. П.И.Чайковского в Москве в ноябре 1988 года под управлением Д.Китаенко, и премьеры его симфоний «На пороге светлого мира», «Тихое веяние» и «Денница воссияет» (из цикла из четырех симфоний под общим названием «Симфония пути»), исполненные соответственно М.Ростроповичем и Национальным симфоническим оркестром в «Кеннеди-сентр» в Вашингтоне в сентябре 1990 года и в январе 1992 года, а также М. Ростроповичем и Лондонским симфоническим оркестром в «Барбикан-сентр» в Лондоне в июле 1993 года.

Исполнение «Реквиема» в Москве вызвало лавину откликов в прессе как в Советском Союзе, так и за рубежом. Это была первая заупокойная месса, транслировавшаяся по Московскому государственному радио. «Реквием» был представлен к Государственной премии Советского Союза, а позднее России, и к «Grawemeyer Award» в Соединенных Штатах. Критические отклики на новые симфонии композитора были единогласно положительными.

В 1990 году Артемов был «приглашенным композитором» Университета Невады, Лас Вегаса и Симфонического оркестра Лас Вегаса. В Лас Вегасе в ноябре 1992 года состоялась премьера его «Pietа» - сочинения для виолончели и оркестра с участием М.Чайковской и Симфонического оркестра Невады под управлением Вирко Балея.

В 1992 году Артемов основал «Фонд духовного творчества», который поддерживает композиторов, поэтов и философов.

Новые компакт-диски композитора были записаны весной 1994 года Мурадом Аннамамедовым и оркестром «Musica viva» (с солистом Александром Рудиным) для компании «Межкнига». Компакт-диск импровизированной музыки «Астрея» вышел в фирме звукозаписи «Solyd Records» в декабре 1994 года.

В 1992-1995 годах две крупные телевизионные компании – «Останкино» и «Российское ТВ» - подготовили десять фильмов о творчестве Артемова и его музыке, куда вошел весь «Реквием», цикл «Симфония пути» и премьера в Лондоне.

В 1991-1993 годах Камерный балет Владивостока под руководством Ольги Бавдилович поставил и заснял больше десяти пьес, сделанных на музыку Артемова.

Крупные оркестровые работы были написаны композитором для Московского государственного симфонического оркестра (1980), Московского филармонического оркестра (1983), Ленинградского Малого театра оперы и балета (1984), Симфонического оркестра Лас Вегаса (1988), Национального симфонического оркестра США (1989; 1991), Лондонского симфонического оркестра (1992) и Симфонического оркестра Невады (1993).

В ноябре-декабре 1994 года в Москве и других российских городах прошел первый фестиваль музыки композитора «Артемов – фестиваль-премьер». В нем были заняты лучшие исполнительские силы страны. Московская часть фестиваля включала два симфонических концерта, три камерных концерта и три балетных представления на музыку Артемова. Концерты фестиваля передавались по российскому телевидению, о них сообщало CNN. Специальный телевизионный фильм, посвященный фестивалю, был показан по российскому телевидению весной 1995 года.

В 1996 году Артемова пригласили читать лекции в ряд университетов Калифорнии. В феврале 1997 года фестиваль музыки Артемова прошел в Амстердаме. Во время него состоялись концерты, были прочитаны лекции и показаны фильмы о музыке композитора.

Перевела с английского Ирина Баранчеева


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Имена"]
Дата обновления информации (Modify date): 06.09.07 15:21