Прага

Зденек Вирт

Пражская архитектура

Мало какой город в Европе может сравниться с Прагой по красоте местности, на которой она была заложена. Территория исторической Праги пластична, с каждым шагом другая, а гигантские природные массивы, отошедшие под город, служат основой его монументальности. Несколько гряд холмов, тянущихся от реки в поперечном к ней направлении, представляют собой основной каркас города, связанный широким течением Влтавы, которая внутри города образует как бы озеро. А в его зеркале от-ражается главная доминанта города, Малая Сторона с Градчанами.

Прага входит в историю в X веке и с тех пор постепенно приобретает присущие ей ныне архитектурные формы. Основными слагаемыми её архитектурного комплекса были оба княжеских замка, на Градчанах и на Вышеграде, мелкие поселения, расположенные под ними на обоих берегах Влтавы, рыночный центр в Тыне и купеческие поселения иностранцев. Правильное, свойственное городам оформление Прага получает только в первой половине XIII века в рамках Старого Города, когда вокруг этого последнего возводятся стены и он интенсивно застраивается. При этом сооружаемые строения носят уже все черты зрелой готики. В период готики были созданы к середине XIV века также и другие городские комплексы, являвшиеся в то же время средневековыми поселениями, разнящимися между собой как в правовом отношении, так и в отношении способа застройки. Так последовательно возникли Малая Сторона, Градчаны и Новый Город пражский, постройки которых были возведены, так же как и Старого Города, в стиле зрелой готики, достигшей своей вершины в придворном искусстве времён Карла и Вацлава Четвёртых. Готика продолжала играть большую роль ещё и в XVI веке, определяя характер пражского строительства, но позднее весь город получил новое оформление благодаря ренессансной перестройке. И всё же, несмотря на то, что дуновение Ренессанса коснулось почти всех отдельных звеньев общей картины города, основы его средневекового планирования остались неизменными.

Только барокко обладало такой мощной силой, которая смогла преобразить в художественном отношении средневековую Прагу в архитектурно-пластическое целое с прекрасными контурами и монументальными доминантами на обоих берегах реки. Строительная деятельность барокко, изменив как в общем, так и в деталях внешность Праги, её пространственную композицию, дала ей иные масштабы и иное пластическое содержание. Новые масштабы в строительстве города были обусловлены, главным образом, практикой строительства раннего барокко во второй половине XVII века, когда были воздвигнуты новые фортификационные сооружения, а также крупные архитектурные комплексы дворцов и монастырей, насильственно втиснутых в общую картину города. Только в начале XVIII века создаётся в основном новая панорама Праги, архитектурно акцентированная на обоих берегах реки; склоны пражских холмов обращаются в террасы с разбитыми на них садами, и во всём городе усиленно развивается строительная деятельность, характеризуемая художественным оформлением площадей и улиц и изменениями, вносимыми в подробности контура и внешней отделки его готическо-ренессансного облика. С конца XVIII века по-иному начинают оформляться, наравне с городом, и его окрестности.

До середины XIX века Прага остаётся барочным городом; ампир и романтизм сказываются здесь лишь некоторыми частностями в виде новой набережной и Железного моста, нового оформления «променад» на засыпанных крепостных рвах, новых парков и предместий. Только во второй половине XIX века в общую картину города начинают вноситься значительные изменения: уничтожаются фортификационные сооружения, развиваются предместья, по-новому оформляются и подвергаются санкции старые кварталы, регулируется в черте города русло реки.

Каждый культурный период оставлял в Праге замечательные архитектурные памятники, причём некоторые из них являются уникальными в культурном развитии Европы. Для одного их перечисления потребовалось бы несколько страниц. Чтобы дать представление об их ценности, лучше указать лишь на те из них, которыми Прага может гордиться перед другими культурными центрами Европы. Из романского периода сюда относятся группа каменных частных домов, ротонда св. Вита и остатки княжеского дворца в Граде; из ранней готики — монастырь блаженной Анежки, Староновая синагога; из готики времён её расцвета — собор св. Вита и отвечающая ему по значению в Старом Городе церковь Девы Марии перед Тыном (Тынский храм), ратуша Старого Города, Каролинум и Каменный мост; из готики поздней — Владиславский зал в Граде и Пороховая башня (Прашна брана). Ренессанс в Праге представлен прелестными зданиями Королевского летнего дворца и Зала для игры в мяч, несколькими дворцами аристократов, прежде всего дворцом Шварценбергов, и несколькими домами пражских горожан. Особое место занимают здесь памятники Праги барочной, в значительной мере равные друг другу в своей художественной ценности и равно многочисленные среди церковных и гражданских сооружений, церквей, монастырей, дворцов аристократии, домов горожан, садов и бельведеров. Особенно высокого художественного уровня достигают среди них произведения архитекторов Люраго, Каневале, Матеи, Сантини и обоих Динценгоферов, а также пластики Ф. Брокоффа и Н. Брауна. Из того, что было создано в XIX веке, могут сравниться только Национальный театр Зитека и Дом работников искусства, построенный Инг.Ульманом, А.Барвициусом, И.Шульцом и А.Вилем.

Пражскую архитектуру в её исключительной композиции, созданной искусством средних веков и эпохи барокко, запечатлел выдающийся автор чешской фотографической ведуты и творец народного жанра в фотографии Карел Плицка.

virt1.jpg (26705 bytes)

Карел Плицка. Прага. Дом в стиле ренессанс в Старом Городе

virt2.jpg (22226 bytes)

Карел Плицка. Прага. Портал дома «У двух золотых медвежат»

virt3.jpg (20974 bytes)

Карел Плицка. Прага


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Чехия"]
Дата обновления информации (Modify date): 05.06.06 09:53