Воспоминания

Марио Торнелло

Время и голоса

Возвращение в Москву, после двадцати с лишним лет, предлагает туристу две основные характеристики: время и голоса. Время, которое, как извилистая река, медленно течёт, постепенно зачёркивая болезненные отпечатки прошлого и возвращая гражданам спокойствие, которое, хотя и одолеваемое трудностями повседневной жизни, всё же разрубает узлы, связывавшие их с аксиомами режима, уже преодолённого.

Голоса, больше не являющиеся рупорами сформулированной культуры, возвратились, как ласточки, в прежние места, где в полной выразительной свободе, воодушевившись, вступили в страстные культурно-экономические диалоги.

Этот непрекращающийся гул поднимается, парит в ясной, вновь обретённой атмосфере, окутывая аристократические души.

Это гомон мест, предназначенных к этому. Поэзия, музыка, проза и литература в целом, оживлённые, ведут здесь зрелые диалоги. Поэтому встретить иностранного художника, который предлагает своё видение искусства жаждущей публике является лучшим вознаграждением этих поисков.

Город-труженик, человеческий муравейник, погружённый в свою работу и в свои идеи.

Город, вновь одевшийся в свои изначальные цвета, даже рискуя впасть в декоративность: охра в сочетании с белым и голубым, оранжево-розовый — вызывающие тона, находящиеся в архитектонической гармонии, которые поневоле свидетельствуют о том, как они любимы.

Москва — это пожилая синьора, которая неспешно навела макияж, потому что не хочет остаться в стороне от круга тех трудолюбивых народов, у которых есть чему поучиться в области политики и культуры.

И она может восстановить свой былой престиж и вновь занять достойное место среди культурных столиц мира.

Исторический центр совершенно обновлен и ухожен, с зелёными оазисами берез и ясеней, где старинные особняки XVIII века и немногочисленные деревянные домики прошлого столетия томно смотрят на вас своими окошками с вышитыми занавесками, напоминая о жизни, уходящей в прошлое, которая теперь почти целиком зачеркнута грохотом строительных площадок.

В некоторых переулках появляется ощущение, что здесь можно встретить героев русских коммедий. Каждый маленький тенистый клочок, на котором сопротивляются новым веяниям деревянные строения, отмеченные временем, придающим им вкус оригинальности, воскрешает перед нами благодаря и нашей личной фантазии призраки героев русской драматургии и литературы, которых мы любим.

Над нами витают великолепные создания Чехова, Пушкина, Толстого, томимые их экзистенциальными проблемами и воскрешая наши литературные страсти. Ощутить в воздухе этих улиц атмосферу «Вишнёвого сада» или «Трёх сестёр», или «Анны Карениной» — совсем не безумие.

Арбат — это бьющееся сердце Москвы, где жилые строения XIX века, окружённые тенистыми деревьями, живут в некоем сюрреалистическом молчании, где можно уединиться от суматошной жизни, которая бежит в каких-нибудь десяти метрах отсюда.

tornello.jpg (18264 bytes)

Марио Торнелло и его работа «Прежде нас» (терракота, 1974 г.)

Московское население при первом впечатлении кажется отсутствующим, захваченным своими жизненными проблемами. Народ, который не занимается безделушками; его взор устремлен на поднятие уровня жизни и останавливается только на тех видах деятельности, которые могут приумножить богатства. Время — это протяжённость собственного существования. Оно течёт, как бурный поток, среди камней и утёсов, но оно является гарантией для народа, который взвалил на себя порочный режим и теперь платит за это выкуп.

Итак, время и голоса.

Время, которое всё забывает, изменяет, зачёркивает, вносит коррективы и которое никогда не бывает абсолютной субстанцией.

Время, которое преображает естественные очертания человека — как это заметно среди москвичей! Их отдохнувшие, хотя и несколько застывшие лица говорят о том, что культурные и политические ограничения преодолены, несмотря на спорадические порывы к ностальгическому прошлому.

Тщательная реставрация исторического центра — вот эффективное подтверждение вновь обретённого сознания, которое всё больше и больше демонстрирует желание придерживаться тех социальных завоеваний, которым следует искать ориентиры в Европе.

Жизнелюбие народа рождается из его трудоспособности, которое определяет его личность и мысль.

Это чувствуется здесь, и ради этого мы формулируем наши надежды на социальные завоевания.

Голоса сегодня как никогда ясные, более не задушенные с рождения, отчетливо поднимаются, чтобы открыто высказать своё мнение: это символ народа, который обрёл себя и своё сознание даже в бурном море ежедневных контрастов мнений.

Голоса, стремящиеся не потерять новые цели и новые социальные завоевания — это и есть гарантия нового будущего.

Москва — Рим, 2004 г.

Перевела с итальянского Ирина Баранчеева.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 13.05.06 10:53