Воспоминания

Джорджио Теллан

Один день в Абрамцево

В ушах все ещё стоял шум Москвы — прекрасной столицы, вмещающей чаяния и противоречия народа, чувствительного к наследию своего славного прошлого, — когда мы подъехали к Абрамцево, где нас настолько поразила красота его нетронутой природы, что этот музей заповедник показался нам чем-то гораздо большим, чем чем обыкновенная географическая местность: идеальным местом «духа», в котором художники, литераторы и музыканты, жившие и создавшие здесь свои лучшие произведения, все еще продолжали творить.

Если в Москве у нас создалось частичное представление о том, что мы как бы у себя дома, принимая во внимание тысячи творений итальянских мастеров, создавших свои шедевры в прошлом (Благовещенский собор, Грановитая палата, Архангельский собор, кремлёвские стены, Большой театр, старинный университет, триумфальная арка и многие другие дворцы и здания), то в Абрамцево мы почувствовали веяние русской души как потому, что всё выглядело естественно в рамках традиционной любви к природе, которую русские мастера обогатили своими произведениями, так и потому, что прогресс оставил этот уголок России почти нетронутым.

Приглашённые участвовать в вернисаже выставки известной художницы, скульптора, поэтессы, писательницы и композитора Валерии Флориановны Даувальдер и в последовавшем за открытием выставки концерте с исполнением её романсов Анной Андреевной Давыдовой, мы провели утро в парке. […]

Расположенное на обширной территории в Московской области и известное с XIV века Абрамцево только в 1843 году начало выполнять свою функцию сосредоточивания русской культуры, когда оно было приобретено известным писателем Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Место встреч лучших умов той эпохи, усадьба стала летней резиденцией писателей — Гоголя, Тургенева, Белинского, поэтов — Хомякова, Тютчева и многих художников и актеров.

После смерти отца в 1870 году дочь Софья Андреевна Аксакова, получившая имение в наследство ещё в 1859 году, продала его крупному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову за 15.000 рублей. Известный своими исключительными способностями организатора (в Москве он основал Московский художественный кружок и Московскую частную оперу), Савва Мамонтов, будучи сам скульптором, литератором и драматургом, актёром и режиссёром, собрал вокруг себя цвет русских художников (Поленов, Репин, Антокольский, Виктор Васнецов, Нестеров, Врубель, Коровин, Остроухов, Серов и других) и вместе с ними создал своеобразное творческое объединение под названием Абрамцевского художественного кружка, вошедшего затем в историю русского искусства. […]

Был почти полдень, когда мы подошли к даче Поленова, где была приготовлена выставка В.Ф. Даувальдер, которую можно определить скорее «антологической», чем «персональной» ввиду большого числа выставленных работ и обширного периода их создания. Внушительный плакат с изображением эпизода из сказки «Грибной переполох», помещённый справа от входной двери, встречает посетителей. Войдя, мы оказались в зале, в котором выставлены девять рельефных мозаик из полудрагоценных и драгоценных камней. Среди них выделяется «Песня Леля». В ней, помимо блестяще преодолённых бесчисленных технических трудностей, чувствуется истинное дуновение поэзии, глубоко уходящей своими корнями в старинный русских дух, а её сказочный сюжет придаёт ей универсальную ценность. Нельзя не отметить любви художницы к своей Родине, никогда не прекращавшейся несмотря на долгие годы разлуки с ней. […]

В главном зале, переполненном посетителями и видными деятелями культуры (некоторые прибыли из Москвы и Петербурга), а также операторами Московского телевидения, на стенах развешены картины Даувальдер, созданные ею, в большинстве случаев как оформление или, лучше сказать, как художественное переизложение сказок и рассказов, ею же задуманных и написанных. Из крупных циклов следует упомянуть: «Любава», «Фея Сказка», «Маленький принц», «Грибной переполох», «Мавка», «Петушок и бобок» и другие, а также иллюстрации к пяти сказкам Пушкина («Царь Салтан», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Золотой петушок», «Сказка о мёртвой царевне»). Всего, включая отдельные картины, выставлено шестьдесят работ. […]

Выставка открылась коротким, но прочувствованным словом И.А.Рыбакова, директора Музея-заповедника, и выступлениями А.Г.Кузнецовой, О.И.Арзумановой и нижеподписавшегося в качестве ответственного за Художественный сектор Академии «Тиберина» в Риме, членом которой состоит и В.Ф.Даувальдер. Виновницу этого незабываемого дня «засыпали» цветами.

tellan.jpg (17322 bytes)

В.Даувальдер, А.Давыдова, Дж.Теллан и А.Ракитин на открытии выставки. Абрамцево, 1990 г.

После короткого перерыва все присутствовавшие перешли на обширную поляну, центральное место Абрамцево. Пожалуй, только на исторической Вилле Медичи в Риме мы имели удовольствие слушать музыку в более авторитетном сценарии. Здесь, в Абрамцево, под сенью развесистого многовекового дуба, в присутствии многочисленной публики, разместившейся на скамейках или расположившейся на траве, звонкий и страстный голос сопрано Анны Давыдовой под аккомпанимент пианиста Александра Ракитина заставил не раз эмоционально трепетать слушателей, с большим вниманием воспринимавших все ньюансы и музыкальные пассажи романсов, написанных В.Ф.Даувальтер на её же стихотворения. […] Невозможно описать того напряжения, удовольствия и эмоционального чувства, которое охватило всех и стихийно передавалось от слушателя к слушателю, и даже дети, обычно шумные и живые, не нарушали тишины этого волшебного момента — момента, продолжавшегося и далее во время исполнения трёх романсов для голоса, фортепиано и виолончели, написанных Александром Ракитиным на слова Даувальдер. […]

Наплыв эмоций, казалось, перевоплотил поляну, деревья, дачи и сады, всё превратив в Геликон, где Музы устраивали встречи: поэзия, живопись, скульптура, музыка предлагали свои произведения и свои песни. И невольно рука взялась за перо и легко полилась лирическая поэзия — «Я слушал соловья поющего...»: «Под небом металлическим, / в сиянье солнца поперечного, / я слушал соловья, поющего / любви романсы / бескрайней зелени лесов... / Я — странник безымянный, / в душе несущий времени стигматы, / скачу напрасно против ветра, / шепчу напрасно я земле вопросы / в поиске тщетном какой-то мечты; / проникнув в мир глубокий / сердца моего разделённого, / пение твоё мне раскрыло забытую речь / и я, всё тот же и иной, нахожу себя вновь / в твоих объятиях, любовь!»

Но к сожалению, как пишет великий итальянский поэт Петрарка, «...всё хорошее и невечное проходит и не продолжается...», так и этому исключительному дню пришёл конец. […]

После обильного обеда в «Кафе», находившегося перед главным входом в Музей-заповедник, гости изъявили желание закончить этот незабываемый день благодарностью Богу в Церкви во имя Спаса Нерукотворного — бесценном произведении искуства таких мастеров, как В. Васнецов, Врубель, Репин, Поленов, Антокольский и других, выполненном в Новгородском стиле XII столетия. Огромным ключом, которым обычно дверь этой жемчужины открывалась для посетителей-туристов, эта малюсенькая церковь на сей раз была открыта для нас, и мы сразу почувствовали, что вошли в святое место. Зажгли свечки перед иконостасом и запели сначала вполголоса, а затем в полный голос молитвы «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево» и «Отче наш», сблизившие в этот момент как верующих, так и неверующих. Быть может, случайно (вполне возможно, что это была простая случайность, ибо нам неизвестны таинственные причины случившегося), произошло два события в течение одного лишь месяца: мне и моей жене была предоставлена возможность участвовать в двух «уникальных» событиях, происшедших на расстоянии тысячи километров. В июне мы присутствовали на Божественной Литургии, впервые совершённой православным русским священником в католическом соборе Святителя Николая Мирликийского Чудотворца в Бари на престоле, сооружённом прямо на раке с его мощами. И вот теперь в Абрамцево мы были свидетелями первой после революции общей молитвы в церквушке, считавшейся музеем. […]

Рим, 1990 г.
Статья печатается с сокращениями.
Перевод статьи и стихотворения с итальянского Анны Давыдовой.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 13.05.06 10:29