Уникальные книжные проекты

Ольга Ройтенберг

«Неужели кто-то вспомнил, что мы были...»
(Из художественной жизни. 1925 — 1935)

roitenberg.jpg (22256 bytes)

М., «Галарт», 2004. Тираж 1200 экз. ББК 85143(2)7 Р58

Составители: Т.И.Кононенко, И.А.Никифорова, В.Н.Шалабаева
Редакторы: Н.Н.Дубовицкая,] Г.П.Конечна
Дизайн: Е.Н.Семенов
Компьютерная верстка: А.А.Замуруев
Фотографы: В.Л.Боруцкий, Ю.Г.Григоров, B.C.Земский, В.Г.Кравчук, Н.У.Лемберг, О.Ю.Маликов, С.А.Тартаковский

Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии Российской Федерации

Организаторы проекта благодарны за содействие в издании книги:

Ассоциации искусствоведов (АИС)
Государственному музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Государственной Третьяковской галерее

Содержание

От составителей                                                     8
Об авторе книги                                                     9
Анатолий Кантор. Памяти Ольги Ройтенберг                 10
Вера Шалабаева. О моем друге                             11
Галина Елыиевская. Групповой портрет с героями    17
От автора                                                                     19
Глава 1. Так начиналось                                             23
Глава 2. Шум времени                                             55
Глава 3. Биография поколения                                     105
Глава 4. Учителя и ученики                                     139
Глава 5. Правда факта и правда поэзии                     185
Глава 6. «Я» и «Мы»                                                     229
Глава 7. Судьба плеяды                                             285
Глава 8. Продолжение следует...                             313
Контуры портретов                                                     343
Биографии с комментариями                                     443
Приложение
Дополнительные сведения о художниках плеяды     488
Список иллюстраций                                                     520
Список сокращений                                                     532
Именной указатель                                                     536

Издания этой книги мы ждали, содействовали, как могли, писали об этом проекте (журнал «Меценат и Мир» № 11-12-13, 1-я и 4-я стр. обложки) и очень рады, что бесценный труд Ольги Ройтенберг увидел свет. Мы благодарны Татьяне Кононенко за реализацию мечты автора.

Левон Осепян

Издание монографии «Неужели кто-то вспомнил, что мы были...», задержавшееся на два десятилетия, - дань памяти и уважения исследователю, историку, искусствоведу Ольге Осиповне Ройтенберг.

В конце 60-х, когда автор приступила к сбору материала для книги, и вплоть до конца 80-х о подлинной картине художественной жизни 1920-1930-х годов было написано мало. Исключив из этого списка труды о советской «официальной» художественной жизни, можно назвать книги В.И.Костина («Среди художников» и «ОСТ»), М.А.Немировской («Художники группы “Тринадцать”»), более позднее исследование А.И.Морозова «Конец утопии», а также ряд монографий о некоторых крупных «неофициальных» мастерах того времени. Лишь в 90-е годы возникнет целый вал публикаций по русскому авангарду. К тому времени книга О.Ройтенберг была уже подготовлена.

Образ истории искусства 20-30-х годов, представленный в этой книге, и сегодня выглядит непривычно и по-новому. Собранный автором материал убедительно показывает, что советскому «официозу» противостоял в те годы не только «авангард» в его «ниспровергающем и нефигуративном»пони-мании. Была и другая сила - творчество молодых художников, в основном учившихся во Вхутемасе-Вхутеине и воспринявших от своих учителей традиции высокой живописной культуры. Художники этой «плеяды» (так называла Ольга Осиповна «своих» художников, в том смысле, в котором они составляли некую художественно-мировоззренческую общность) оказались несправедливо забытыми и невостребованными, в общем-то до сих пор. Таким образом, даже на фоне уже известного книга Ройтенберг вводит в историю русского искусства новое коллективное действующее лицо, тем самым, по-новому её структурируя.

Несомненная ценность и уникальность этой работы не только в масштабности замысла, но и в обезоруживающей преданности автора идеалам «плеяды», в особой погружённости в материал, в судьбу своих героев.

Книга состоит из трёх разделов. Первый, включающий восемь глав, представляет собой совокупный «портрет» поколения плеяды и художественного процесса 20-30-х годов в целом. Второй раздел - «персоналии» - содержит двадцать пять глав, каждая из которых посвящена одному герою. Из двадцати пяти «портретов» восемь даны в форме «биографий с комментариями» (биография «посажена» на хронологический стержень), остальные семнадцать представлены как «контуры портретов» - вольные искусствоведческие эссе, не привязанные к хронологии. Во всех случаях выбор автором героев для этого раздела не подчинялся какому-то определённому критерию (будь то критерий значительности художника, художественного качества его произведений и прочее).

Наконец, третий раздел книги - справочного характера: сюда вошли биобиблиографические справки на 308 художников, список из 714 иллюстраций книги и 90 документальных фото и т.д. Примечания даны в конце каждой главы.

Книга, подготовленная к изданию сначала в 1980-м, потом в 1995-м и в 1997-м, к сожалению, так и не увидела свет ни в первом, ни во втором, ни в третьем варианте. Значительно расширенная автором в последние годы она утратила чёткие границы и могла стать практически бесконечной.

После смерти Ольги Осиповны Ройтенберг предстояла нелёегкая задача заново собрать книгу в стройную конструкцию, способную вместить как можно больше актуальной и доныне информации, стараясь избежать невольных ошибок и неточностей, вынужденных пробелов в указании принадлежности произведений, их размеров и датировки. Публикаторы стремились как можно бережнее сохранить авторский текст, хотя в некоторых разделах вторжения избежать не удалось. Так пришлось несколько сократить текст персоналий в тех случаях, когда материал ранее был включён автором в другие публикации; сокращён текст подписей под иллюстрациями, в частности сняты указания «публикуется впервые», хотя автору, бесспорно, принадлежит приоритет в обращении к теме исследования. Более двух третей открытых ею и предназначенных к опубликованию работ должны были стать открытиями и для читателей, но существенная задержка издания книги, а также ряд выставок и публикаций последнего десятилетия отчасти нивелируют новизну этих находок. Еще при жизни автором было оговорено, что информация о художниках даётся по состоянию на 1995 год.

Необходимо также сделать скидку на качество воспроизведения живописи и графики - большая часть слайдов была отснята три десятилетия назад, многие из них настолько утратили первоначальный цвет, что это потребовало сокращения изобразительного материала. Несохранившиеся работы публикуются со старых фотоснимков и репродукций из периодики 1920-1930-х годов, что оправдывает некоторое несовершенство их печатного качества.

Планируется издание полной электронной версии книги, информацию о чём можно будет получить, обратившись к сайту www.kononenko.ru

И последнее. О.Ройтенберг провела невероятную по объёму и масштабу исследовательскую работу. Но нельзя объять необъятное, и не в силах одного исследователя, к тому же обладающего ограниченными возможностями, дать полный, в деталях, портрет поколения, вошедшего в художественную жизнь в 1925-1935 годах, Кроме того, такой объём собранного ею материала, разумеется, не мог быть освоен без фактических ошибок: и потому что многое открывалось «со слуха», «в устном предании»; и потому, что автор относился к своему материалу эмоционально - как к «человеческому архиву» (с упором на первое слово). О.Ройтенберг рассматривала свою работу, в том числе и как отправную точку для дальнейших историко-искусствоведческих изысканий и открытий новых имён.

Предлагаемая читателям книга есть памятник не только несправедливо забытым художникам, но и открывшему их историку и искусствоведу. Сама Ольга Осиповна - полноправный герой своей в высшей степени «авторской книги».


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 06.05.06 09:30