Впечатления

Юрий Орлицкий

«Слово пишем какое хотим...»

О книге Бориса Колымагина «Прогулки». Рис. Д.Авалиани. — М.: Издательство «Красный матрос», издательство «Виртуальная Галерея», 2004. — 60 с.

...И не только «какое», а ещё и «как» хотим — можем со знаками препинания, можем, как в приведённой цитате, и без них. Ибо речь поэта в этой книге — принципиальна недисциплинированная, «не-точная» (недаром в точную речь можно, по-мнению автора, только провалиться).

Для русской поэзии конца ХХ века — это уже не что-то новое (особенно после Вс.Некрасова и И.Ахметьева), скорее — принцип. Не декламировать, не беседовать по душам (как совсем ещё недавние «эстрадная» и «тихая», исповедальная ветви нашей поэзии), а именно, по слову Пастернака, «ронять» слова. Будто бы совсем неумышленно, совсем случайно... Фиксировать состояние души, настроение окружающего мира. Тончайшие и того, и другого оттенки и переходы...

Вполне естественно при этом, что речь то спрессовывается в рифмованные четырёхугольника ямба, то рассыпается разнокалиберными строчками верлибра. Как рождается, так и застывает в строке. «Рушится / то есть / стоит и стоит / и каменеет».

Так всё-таки — рушится или стоит? Похоже, для Бориса Колымагина это — одно и тоже. Движение — и неподвижность. Не случайно книга названа «Прогулки». Брожение без смысла и цели, без конца и начала, «без всякого повода / просто вместе». Сквозь расстеленные осенью долгие поля — «непостижимо — никуда — идти неведомо когда». Но уж, знамо дело, не туда, «где гудят корабли и спешат человеки». Нам-то спешить некуда.

Так, наверное, и должен жить Поэт: весной слушать соловьёв, выстукивающих себе в овраге «нечто о любви», летом — сидеть под дождём на речке, осенью — брести по долгим полям. Мало у кого это получается. У Колымагина — в стихах хотя бы, но выходит.

Назвать эти строки простыми — значит, не сказать о них ничего. Они сложены из простых, повседневных, с детства знакомых слов — это правда. Проборматываются почти без выражения — тоже правда. Что же в них есть (а что-то есть безусловно) — это остается загадкой. Той самой, из-за которой люди и сочиняют, и читают стихи.

Разгадать её, наверное, невозможно. Да и не нужно, если задуматься. Нужно просто слушать это невнятное бормотание, потихоньку пристраиваясь к непостоянному шагу долгой и бесцельной прогулки по полям и лесам.

Очень этому помогают рисунки недавно ушедшего Дмитрия Авалиани — такие же непреднамеренные и будто случайные, как и стихи Колымагина. Так и гуляют они вдвоём — два Поэта, не спешащие никуда…


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 27.07.06 15:28