Художники Словакии

Йозеф Лацкович
(Банска Штявница)

Родился 25 марта 1921 в Юре при Братиславе. В 1941—1946 учился в Словацком политехническом институте в Братиславе, специальность сельское хозяйство и лесоводство. После окончания высшей школы он работал в Братиславе, Малацках и в Банской Штявнице, где в 1955—1980 гг. преподавал в лесном техникуме. Кроме педагогической работы он с 50-х годов пишет картины, живопись стала его жизненным хобби и любовью. На его работы повлияли видные штявницкие живописцы — Й. Аугуста, Э.Гверк и Й.Коллар, которые талантливого молодого человека обучали мастерству. Но Лацкович ищет свой собственный путь, оригинальную рукопись, именно в 70-е годы, когда начали в Словакии признавать и акцептовать наивное искусство. Сегодня Лацкович считается одним из основоположников словацкого наивного искусства. Тематика его полотен — работа виноделов (его родной город — известный виноградарский район), шахтёров, лесников и охотников.

Автор написал более 300 картин, которые находятся не только в словацких музеях и галереях, но и за границей. Был участнрком более 20 выставок. Йозеф Лацкович изображает свет, о котором он мечтвет, свет полный человеческого счастья, семейной гармонии, любви и взаимопонимания. Его картины отличаются документальной верностью, применением древних технологий, свежестью красок и юмором.

Иозеф Лацкович вспоминает в книге Genius loci/ X line, s.r.o. Bratislava 2000/, написанной его дочерью Марией Челковой:

Как работаю? Тяжело, но с любовью. Сначала родится мысль, работает фантазия. Тему я ношу долго в голове. Думаю, как её реализовать.

Роден сказал: «Искусство — это развитие духа». Потом следуют практические шаги: приобретаю полотно, картон, сам всё устанавливаю на раму. Листаю книги, открытки. У меня сотни вырезок из журналов и календарей. Ищу: нет ли у мировых мастеров похожей темы. Я делаю несколько эскизов карандашом, иногда и тридцать вариантов. Некоторое время всё оставляю в голове. У меня разработано всегла несколько картин. После этого я выбираю самый подходящий вариант и рисую его на полотне углём. Если я доволен, я его рисую синей краской. Она 1—2 часа сохнет и потом я начинаю писать. Я пишу картины медленно. В настоящее время за 3—4 месяца одну картину. Некоторые большие картины с большим количеством персонажей я рисовал год, как например, «Большой Саламандер», где около 300 лиц, или «Вид на Братиславу». Годами убывают силы, и зрение уже не так служит. Но я всегда работаю педантично, соблюдаю цветовую линию, не облегчаю себе работу. Я просто такой — педантичный, точный...

Русское меньшинство. С инженером Герасименко я учился в вузе в 1941—1946 гг. Он работал в НИИ лесоводства в Габчикове. Его, к сожалению, уже нет, но минимум два раза в год мы встречались. В Полномочном Правительстве лесов (государственное учреждение в Словакиии, существовавшее до 1960 года, по функциям соответствовало министерству) я сидел в одном кабинете с инженером Пивоваровым. Позже он работал на Лесном заводе в Партизанском-Бойницах. Это был образованный и культурный человек. В Отделе заботы о горных потоках работал и инженер Фетисов. По всей Словакии проходило регулирование горных потоков, чтобы предотвратить их уничтожающее действие. На многих местах работали инженеры-лесники из России. Это были хорошие специалисты, образованные люди. Благодаря их рассказам, я много узнал о жизни в бывшем Советском Союзе.

В Банской Штиавнице я познакомился с инженерами Пискунем и Сергеем Протопоповым, живописцем и фотографом, который учился в Академии художеств в Праге. В лесном техникуме он работал фотографом. Сделал сотни документальных фотографий в Школьных лесах, которые служили учебными пособиями для наших учеников. Они висели на стенах класов и кабинетов. Протопопов был признанным фотографом. Я помню его прекрасные панорамные фотографии, которые украшали городскую ратушу, Бюро путешествий, школы, Центр культуры. Протопопов умел находить необычный вид на доминанты города, помню его зимние пейзажи. А это тоже искусство. Картин написал мало, из-за материального недостатка он больше занимался фотографией.

И меня были отличные преподаватели русского происхождения в вузе. Ботанику преподавал проф. Брижицкий, зоологию проф. Новиков, геологию проф. Андрусов.

И что я хочу, наконец, сказать. В жизни я встречался с людьми разных национальностей, профессий, вероисповеданий. Ко всем я относился хорошо, хотя мы тогда не знали слова «толерантность». Никто тогда не возвышался над другим, не оскорблял другого.

Все упомянутые господа были интеллигентными людьми и хорошими специалистами.

lackovich1.jpg (19416 bytes)

«Рождественское колядование в Банской Штявнице». 1991 Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)

lackovich2.jpg (16160 bytes)

«Праздник шахтёров “Шахтаг”» Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)

lackovich3.jpg (18902 bytes)

«Защитите Банску Штявницу». 1988. Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)

lackovich4.jpg (20570 bytes)

«Банска Штявница зимой». 1988. Фоторепродукция Л.Ладзянского (L.Ladziansky)

Перевод Элеоноры Буйновой


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 20.06.06 09:30