Художники Одессы

Вероника Коваль

Яблоко цвета надежды

В одесситах чувство прекрасного заложено, как теперь выражаются, по определению. Глаз ребенка бессознательно впитывает нескончаемые переливы синего в свинцовое, темнозеленое, серебристое — дары моря распахнутой душе. Ослепительное полдневное светило распаляет воображение, которое заставляет видеть в бегущих к заливу улочках гриновский Зурбаган. Мгновенно падающий на город бархат ночи превращает его в воспетую романтиками обитель поэзии.

Каким прибоем перенесло Надежду Гайдук, юную выпускницу Одесского театрально-художественного училища, участницу легендарного в 70-е годы одесского клуба КВН (команда выходила в сделанных и ею цилиндрах!) в каменные джунгли самого большого города? Наверное, судьба вела. В Москве, едва начав заниматься живописью, попала в среду молодых, но уверенно отстаивающих свои позиции авангардистов. Надежда тогда поняла: ей с ними по пути. Авангард уже набрал силу. Домашние полуподпольные выставки выплеснулись на ставший знаменитым благодаря им выставочный зал на Малой Грузинской.

Нонконформисты объединялись в группы, каждая своими способами разрушала оковы официального искусства. Надежда стала там, на Малой Грузинской выставляться, она была среди тех, кто организовал Группу “21”. В нее входили Сергей Бордачев, Борис Бич, Виктор Казарин, Семен Файбисович, Иван Новоженов, Лев Повзнер, Владимир Наумец, Ната Конышева, и др. Выставлялся с ними и Анатолий Зверев, получивший мировое признание. Надя окунулась в стихию творчества, друзьями ее были молодые живописцы, поэты, сама она несколько лет посещала поэтические семинары Бориса Слуцкого. Возобновилось начатое еще в период КВНа в Одессе знакомство с будущим мужем — со знаменитым писателем-сатириком, Михаилом Жванецким.

Работы Надежда создавала главным образом по наитию. Отсутствие серьезной школы не сковало ее, поскольку и “табу” не существовало. Художник, считает она, может делать все, что хочет — важен результат.

А результат многих лет творчества таков: участие примерно в двадцати групповых выставках и более десятка персональных. Неоднократно на Малой Грузинской и Беговой, в Центральном доме художника, в Манеже, в Калининграде, в галереях Германии, Франции, Швеции. С 1988 года Надежда Гайдук — член Московского отделения Союза художников. Не так давно, кстати, ей была предоставлена хорошая мастерская, куда переехали картины из небольшой квартиры, где и работала Надежда долгие годы.

Художника, конечно, питают впечатления. В душе Надежды жива аура родного города. Со временем она полюбила Подмосковье. До сих пор с группой таких же любителей пешеходных прогулок она проходит десятки километров, чтобы увидеть памятные места или просто полюбоваться тихой красотой среднерусского пейзажа. Писала храмы Золотого кольца и Покрова на Нерли. Любит космизм современной архитектуры — стеклянные плоскости, в которых отражается небо и плывут облака. Новое дыхание открыл в ней Париж. Швеция запомнилась сочетанием суровости природы и теплоты маленьких селений.

Впечатления сгустком энергии выплескиваются на холсты. Однако искать в них соответствие натуре — занятие бесполезное. Для меня, честно говоря, остаётся загадкой мышление художницы. Многообразие виденного перерабатывает оно в предельно обобщённые формы, локальные цветовые плоскости, геометричность линий и объёмов. Поставленную задачу (один из творческих принципов художницы) можно решить минимальными средствами. Психологическая подоплека её творческого процесса — опора на ассоциативность мышления современного зрителя. Ему достаточно взглянуть на пересекающиеся на плоскости линии, чтобы увидеть в них, к примеру, ленты дорог и даже отправиться по ним в путешествие за пределы холста. Цикл таких работ при единстве подхода разнообразен по композиции и цветовому решению. Многие картины выглядят так, словно автор смотрит на землю сверху. Это понятно: мы привыкли видеть (хотя бы на экране) “шарик” из космоса. У меня работы Надежды вызывают ассоциации с видом из окна самолёта, на котором я летела над Причерноморьем: чёрные, зелёные, фиолетовые, охристые лоскуты земли были поразительно похожи на картину абстракциониста. На одном из холстов — плоскости с геометрическим узором, что само по себе красиво. Но увидеть в них можно и черепки амфор, жарким ветром вымытых из песка времен. А уж амфоры — это Древняя Греция и всё, что в нашем сознании с ней связано.

Одесские мотивы проявлены в нефигуративной живописи Надежды то треугольником-парусом, то серо-голубой плоскостью залива, то солнечной белизной пляжа.

Объекты на живописных работах Гайдук всегда упорядочены, композиции логичны, в лаконичной гамме обычно доминирует один цвет. Однако — поверенная алгеброй, возникает гармония. Работы не холодны, не рассудочны. Их воспринимаешь чувствами. Порой они даже чувственны: любимые художницей орхидеи напоминают формы обнаженной женской или мужской натуры.

Живопись Гайдук оставляет ощущение спокойствия, равновесия, надёжности всего сущего. Видимо, поэтому она обладает удивительным свойством органично вписываться в любой интерьер — будь то изысканная по стилю гостиная или простой загородный дом.

Картина не концентрирует на себе внимание, но, тем не менее, объединяет, связывает элементы интерьера. На выставке в Центральном доме художника “Итальянский дизайн” работы Надежды использовались в различных экспозициях. Они идеально гармонировали с любой из них. Ни у кого не возникало и тени сомнения в том, что картины написаны итальянским художником эксклюзивно для этой выставки.

Написать бы книгу “Женщины в искусстве”! Не о тех, кто возлежит или восседает на картинах великих мастеров кисти, а о том, как тяжко пробивать им свою дорогу. Сколько замыслов сгорели в огне домашнего очага! Растила дочь. Заботилась о муже. Она находила время на то, чтобы искать и находить новую стилистику в таких, казалось бы, обычных жарах искусства, как вышивка, мастерила прелестные подарки друзьям. Творческая энергия находила выход не только в этих занятиях. Продолжался период интенсивной работы, она писала на холстах маслом. Были созданы целые серии живописных полотен... «Города», «Времена года», «Дороги», «Архитектурные композиции»…

Учёба в Театральном училище Одессы раскрыла в художнице особые горизонты. Студенты расписывали ткани, шили — создавали театральный костюм от эскиза — до воплощения в реальность. Ткань, нитки её притягивали всегда. Однажды она придумала художественный проект «Платья-картины», куда вошла и созданная ею коллекция эксклюзивных галстуков. Идея оказалась плодотворной. Мужчины “клюнули”, ведь галстук — чуть ли не единственная деталь туалета, которая может сделать его отличным от других. Да и женщины давно присвоили галстук как элемент костюма. Сначала появились галстуки с полосами, пересечением линий, потом более смелые: с алыми звёздами на чёрном фоне, с листьями и цветами, с пейзажами, в восточном стиле. Пошли в работу бисер, блёстки, даже пуговицы. Фотохудожник Сергей Борисов предложил совместный проект — “Стильные люди в стильных галстуках”. Галерея “огалстученных” персонажей — Андрей Малахов, Валерий Гаркалин, Валентина Пономарёва, Виктор Шендерович — впечатляла. Московскому бомонду арт-галстуки Надежды Гайдук пришлись по вкусу. Автор “испытывает” новинки на себе. Рубашка, галстук и иногда расшитая тем же рисунком сумка, стали любимой одеждой.

А художницу уже вовлекло в новый водоворот. Захотелось “живописать” на полотне не красками, а нитками. Может быть, идея пришла, когда Надежда наслаждалась в осеннем лесу по-летнему голубым небом и зелёной листвой, как вдруг посыпались лёгкие снежинки. Они ложились на изумрудный мох белыми островками... Впечатление было настолько сильным, что дома Надежда стала сразу с иглой в руках воплощать увиденное. Вышила вертикальные полосы коричневых тонов — стволы, зелёные — трава и кроны. Бросила россыпь серебристо-белых пятнышек. Всё! Лаконично и выразительно, как японские трехстишия.

Так возникло новое направление в творчестве художницы — “станковое шитьё”, как называет его искусствовед Татьяна Басанец. Надежда Гайдук — художник остросовременный. Такое видение она привнесла и в шитьё. Будучи верна себе, она взяла в качестве “строительного материала” минимум элементов: квадрат, прямоугольник, линию. Иногда — несколько рассыпанных стежков. И плоскость ткани либо нейтрального, либо насыщенного цвета.

Она создаёт абстрактные композиции. Композиции, как и живопись, рассчитаны на подключение нашей фантазии. Так, едва я взглянула на яркую комбинацию пятен и линий на красном, мгновенно возник образ. Конечно, это ярмарка! Иногда автор ставит “вешки”, направляет воображение зрителя. Например, диптих “Одесский яхт-клуб”. Одна композиция на белом, другая на чёрном. (Но, что характерно, не на голубом, как подсказывает привычный ход восприятия). То же переплетение полос разного цвета, но кое-где они образуют лесенки или заканчиваются крохотными флажками, спасательными кругами. Намёк, но он включает токи домысливания, дочувствования. Возникает целостный художественный образ. Одна из моих любимых работ — “Венеция”. То ли ночное небо с пригоршней звёзд, то ли вид города-легенды из космоса, то ли фосфоресцирующая рыба в глубине океана... Лишь золотые кресты среди бело-сине-жемчужной мозаики напоминают о земном, о человеке.

Иногда художница из шитых картин создаёт триптихи и более сложные композиции. Например, четыре креста, словно собранные из блестящей смальты, а в центре — храм. Может быть, получился новый большой крест. А, может быть, это напоминание о четырёх Евангелиях? Смысл, неожиданный порою даже для самого автора, зашифрован в тайнописи абстракции.

А если не мудрствовать? Не пугать сложностью работ? Скажу так: они прекрасны без затей. Просто яркие декоративные композиции, которые радуют. Среди них чувствуешь себя, как на празднике. А ведь нам так нужны, кроме официальных, свои, личные, интимные праздники для подпитки души!

Заключённые в рамы, работы “приживаются” в любой среде обитания. Гостиную делают более уютной, одомашнивают современные отделочные материалы. Прекрасно вписываются в интерьер офиса. Нить с её изначальной теплотой в абстрактной композиции смотрится стильно, оригинально.

Надежда с юности стремилась к самостоятельности — в жизни и в искусстве. Любит повторять: “Каждый художник должен иметь своё яблоко”. Она своё — имеет.

koval1.jpg (8110 bytes)

Надежда Гайдук. Фото В.Мучника

koval2.jpg (8197 bytes)

«Утро». 1983 Х., м., 90 х 110

koval3.jpg (11489 bytes)

Диптих «Посвящение Наталье Зубенко». 1989. Х., м., 70 х 160


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.05.06 09:24