Народ и творчество

Климова Нина Тимофеевна

Часовни и храмы в русской народной вышивке конца XVIII—нач. XX века*

* Третья, заключительная, часть работы Н.Т.Климовой. Первая часть опубликована в журнале «Меценат и Мир» № 21 — 24, вторая часть — в № 25 — 28.

Кроме крестьянских изб и затейливых теремов, а также роскошных городских и загородных светских дворцов и павильонов, в русской народной вышивке конца XVIII — нач. XX века встречаются изображения и культовой архитектуры. Величавые храмы включены были в сюжеты с изображением дворянских родовых поместий конца XVIII — первой четверти XIX в.1 Но существуют и другие вышивки, где основа узора принадлежит культовой архитектуре.

1 Смотри вторую главу.

Такие сюжеты встречаются в народной вышивке реже, чем изображение сельских праздников, в основе которых — идея плодородия и возрождения жизни на земле, связанная с древней славянской мифологией. Распространение узоров с изображением храмов и часовней было неравномерным. Их больше — на Севере и в центральных губерниях. Выполняли такие вышивки сельские мастерицы по заказам. Не исключено, что многие из них готовились также в монастырских и помещичьих мастерских.

Однако сельские мастерицы не только выполняли заказы, но и вышивали такие узоры на предметах для собственного обихода.

Что двигало сельскими вышивальщицами при включении в узор немудрёных часовен или величавых храмов, какой смысл они вкладывали в эти изображения — неизвестно. Но некоторые предположения сделать можно. Для верующего человека храм — место пребывания Бога на Земле. Туда шли со своими горестями и радостями. Там исповедовались и причащались, просили о помощи, об исполнении всех своих желаний. О нравственности человека судили в те времена по его религиозности, по степени соблюдения давно устоявшихся христианских обязанностей, по его совестливости и милосердию. «Для большинства крестьян вера служила основой самого их существрвания, способом жизни. Искренне верующий человек не мог совершить дурной поступок, отказать в помощи нуждающемуся, плохо хозяйствовать на земле, которую считал созданием божьим.»2

2 Громыко М.М. «Мир русской деревни». М., 1991. Стр. 125.

Храм в вышитом узоре тоже по-видимому был связан со всеми этими понятиями и представленьями. Возможно, изображение храма являлось свидетельством высокой нравственности семьи, а также гарантом спасения от всех бед и несчастий. Вполне вероятно, что народ вкладывал в образ храма и другой смысл, нам пока не известный. Нужно отметить, что крестьянские вышивки с изображением храмов делятся на две группы. На одних — они изображены среди деревьев, цветов и птиц, или просто доминируют во всём узоре. На других — рядом изображены люди, наличие которых даёт возможность связать эти сюжеты с определёнными обрядами, характерными для крестьянского быта.

Например, в Петербургской, Новгородской и Тверской губерниях встречаются вышивки, выполненные швом «роспись», и набор близких по композиции к ранее рассмотренным бытовым сюжетам.3

3 Шабельская Н.П. Указ. соч. Табл. 79. Шабельская Н.П. Указ. соч. Табл. VIII 4. Калмыкова Л.Э. Указ. соч. Табл. 57.

Они близки по рисунку архитектуры и некоторому окружению. Там была изображена встреча хозяина кораблей или праздничное веселье. Здесь — один из этапов свадебного обряда. Об этом свидетельствует изображение не терема, а церкви. Следует обратить внимание на архитектуру. По существу — это тот же терем, что и в бытовых сюжетах.4

4 См. первую главу.

Только вазы и цветы на кровле заменили куполами на высоких тонких барабанах (рис. 21, 22). Так, внося небольшие поправки, народные мастерицы резко меняли смысловую значимость определённого мотива. В данном случае — терем на церковь. В народных вышивках встречаются и другие сюжеты с архитектурой и человеком, выполненные в технике белой строчки, иногда с яркой цветной обводкой. На этих вышивках к часовням или церквям с двух сторон подъезжают всадники, радостно вскинув руки вверх. Такие сюжеты характерны для Калужской, Тульской, Ярославской, Костромской, Вологодской и других губерний5.

5 Маслова Г.С. Указ. соч. Рис. 46.

Эти сцены, по всей вероятности, можно связать с изображением праздников, посвящённых коню — первому помощнику в хозяйстве сельских жителей, от которого зависело благополучие семьи. Коню в сельской местности ранее посвящено было несколько праздников в году, приуроченных к дням определённых христианских святых — Илье Громовержцу, Семеону-летопроводцу и др. Главных же праздников было два — в день святого Георгия Победоносца, по-народному — Егория Храброго (23 апреля — 6 мая), и в день Флора и Лавра (18—31 августа). Такие праздники назывались Конная мольба. К ним часто строили специальные часовенки. Около них или у местных сельских церквей в те дни служили в честь коней молебны и окрапляли их святой водой. А во многих местах на конях после этого объезжали крестьянские поля или устраивали скачки и соревнования. Победители получали призы, возможно, и вышитые полотенца. В сюжетах по-видимому изображался главный этап праздника — у часовни или церкви. Вокруг же были цветы и птицы, которые указывали время проведения праздника — лето. Маленькие часовенки тоже были украшены цветами. Церкви же на этих вышивках были разные, но очень схематичные, иногда один только каркас. Однако всегда выделены высокие порталы и вздымающиеся вверх купола, увенчанные крестами. По-видимому, здесь изображался отвлечённый образ церкви, а не его местный прототип.

Более разнообразными по рисунку церкви в других вышитых сюжетах, не связанных с изображением человека6.

6 Дурасов Г.П. Указ. соч. Табл. 38, 52, 201, 251. Богуславска И.Я. Указ. соч. Стр. 149. Богуславская И.Я. Указ. соч. Табл. 42, 52, 61, 69, 71. Ефимова А.В. Указ. соч. Табл. 93, 85. Калмыкова Л.Э. Указ. соч. Табл. 58, 93. Шабельская Н.П. Указ. соч. Табл. IV 3.

Территория их распространения достаточна широка — Смоленская, Тульская, Рязанская, Ярославская, Костромская, Олонецкая, Тверская, Новгородская и другие губернии. Выполнены они в технике белой строчки, по плетёной сетке, цветной перевити, тамбуре. Источник их также неоднозначен — это лубок, гравюра, литография или рисунки для вышивки Брокара.

Поэтому в разных губерниях или уездах встречаются близкие по рисунку, но разные по окружению, храмы. Однако, как всегда, точного повторения в рисунках никогда не встречается. Всегда есть небольшие изменения в деталях. Таковы, например, узоры с изображением двухярусных церквей на полотенцах из Тульской губернии7.

7 Богуславская И.Я. «Добрых рук мастерство» Стр. 149.

На одном — между церквями неведомые сказочные цветы с игольчатой зеленью, на другом — ваза на высоком постаменте. Да и в церквях есть небольшие изменения в форме окон, узоре карнизов, в кровлях церквей и пристроек. Пользуясь одним печатным изображением, мастерица каждый раз по-своему организовывала композицию, по-своему создавала образ необходимого ей мотива, в соответствии со своим пониманием красоты и значимости узора. (рис. 24)

Однако нельзя утверждать, что мастериц вдохновляли только чужие рисунки. Вероятно, в вышивках отражались и личные впечатления и наблюдения.

Известно, что церкви в деревнях до начала ХХ века нередко строились на деньги богатых крестьян или взносы всей общины. Вновь освящённые церкви, как правило, кроме приглашённых специалистов, украшали и местные умельцы. Да и давно действующие церкви каждый год к храмовому празднику обновлялись умельцами своего прихода8.

8 Громыко М.М. Указ. соч. Стр. 116.

Не обходилось и без подарков. Женщины чаще всего готовили вышитые полотенца, среди узоров которых могло быть и изображение местной церкви, а, возможно, и других широко известных храмов. Мастерицы их видели не только на печатных картинках. Известно, что крестьяне часто совершали паломничество. Путешествие по святым местам считалось у крестьян богоугодным делом. Походы были близкими, по своей губернии, и дальние — в Соловецкий монастырь, Троицко-Сергиеву или Киево-Печёрскую лавры, другие святые места. А богатые даже посещали Иерусалим. Ходили на богомолье по обету, — просить о помощи в важном деле, а молодёжь — перед женитьбой или замужеством и т.д.9.

9 Там же. Стр. 117.

Вполне вероятно, что девушка или замужняя женщина после возвращения с богомолья, в память о святых местах, для гарантии на благополучную жизнь, а, возможно, и как дар местной церкви, — вышивала узор с церквями, увиденными в дальних путешествиях. Возможно, сам рисунок храма она и брала с печатных иллюстраций, приобретённых ею на богомолье, но в вышивке он был окрашен личными впечатлениями, личными чувствами, наполнявшими её на богомолье. Вот почему все эти сюжеты с изображением храмов наполнены теплотой и искренностью. Можно предположить также, что сюжеты с изображением храмов выполнялись келейницами, славившимися своей набожностью. На жизнь они зарабатывали обучением детей грамоте, а также вязаньем чулок, вышивкой полотенец и рубах на продажу10.

10 Громыко М.М. Указ. соч. Стр. 121.

На полотенцах, вполне вероятно, могли быть узоры и с церквями. А церкви в крестьянских вышивках этой группы, как всегда, были разными11.

11 Дурасов П.Г. Указ. соч. Табл. 202, 38, 251, 205. Калмыкова Л.Э. Указ. соч. Табл. 10.

Маленькие однокупольные, затерявшиеся среди пышных цветов, как на ярославском полотенце; строгие, одно и двухярусные, с приделами и без них, напоминающие небольшие церкви в русских деревнях разных губерний, как на тульских и рязанских полотенцах (рис. 45). Серии разных церквей, расставленных друг за другом, как у ярославской мастерицы, и другие.

Кроме простых плоских зданий, расставленных вдоль кромки полотенца или подзора, существовали и сложные рисунки. Таков, например, узор на строчевой вышивке, где сомкнуты вместе две церкви, колокольня и трапезная. Декоративую выразительность узору здесь придаёт точно найденный ритм плотных вертикальных членений каждого здания со сложными кровлями и куполами, создающих своеобразную игру объёмов на подзоре XIX в. неизвестного происхождения.

В этой группе вышивок встречается изображение и более сложной архитектуры, напоминающее величавые соборы знаменитых русских монастырей, куда ежегодно стекалось множество народа на богомолье. Таков, например, узор на петербургском подзоре XVIII в. и тверском полотенце 1870 г., выполненном верхошвами и крестом (рис. 26, 27). На той и другой вышивке изображён близкий по рисунку ансамбль, состоящий из высокой колокольни в центре, окружённой с двух сторон церквями и пристройкой (приделами)12.

12 Калмыкова Л.Э. Указ. соч. Табл. 93. Шабельская Н.П. Указ. соч. Табл. IV 3.

Декоративная выразительность этой вышитой архитектуры строится на контрасте чёткого прямолинейного силуэта каждого здания и усложнённого ритма их внутреннего пространства — узорчатых карнизов, разновеликих окон и куполов. Ансамбль монументален, величествен, но не суров за счёт узорчатой фактуры каждого здания.

Иное впечатление производит другой ансамбль на рязанском полотенце XIX века. Он весь узорчатый, привычно нарядный, сияющий красно-синими тонами.

В центре высоко взметнувшаяся вверх башня с множеством звуковых просветов и широкой звонницей, где чётко вырисовываются три колокола. По бокам две разузоренные церкви со стрельчатыми фронтонами, увенчанными пятью небольшими куполами. Поставленные тонкие высокие барабаны и завершённые удлинёнными крестами, эти лёгкие купола как будто парят в воздухе, стремятся вверх, создавая радостно приподнятую атмосферу ансамблю. Он поражает своим изяществом, соразмерностью всех частей, тонко найденным ритмом распределения всех украшений. Близка к этому изображению и псковская вышивка на полотне.

Необыкновенное впечатление производит изображение архитектуры ещё на одном подзоре из Новгородской губернии, выполненном по плетёной сетке, вошедшей в моду в 80-х гг. XVIII в.13

13 Богуславская И.Я. Указ. сочн. Табл. 69, 71.

По композиции узор напоминает вышитые подзоры с изображением дворянских поместий, но без бытовых сцен14.

14 См. вторую главу.

Как и там, здесь среди раскидистых деревьев с причудливыми кронами в виде неведомых огромных цветов размещены три сложных архитектурных комплекса. Вокруг по фону летают небольшие птички, а внизу среди цветущих трав разные звери, где среди резвящихся зайцев, собак и других мелких зверюшек отдыхают кони, львы и верблюды. В центре композиции развернут ансамбль зданий в характере древнерусского зодчества XVI—XVII вв. Сомкнуты вместе высокие и низкие жилые покои и трапезные под двухскатными крышами, покрытыми листовым железом, которые дополнены различными хозяйственными пристройками и приделами, террасами и лестницами, и лестницами-спусками. Над ними возвышается шесть башен или колоколен, увенчанных крестами, флюгерами и развивающимися флагами. По силуэту — это сложный архитектурный ансамбль напоминает панораму богатого монастыря или Кремля большого города.

Слева изображён трёхярусный дворец с двумя въездами и множеством различных пристроек с башнями в характере городского строительства конца XVII—I пол. XVIII в. Справа сложный комплекс церквей и колоколен, от-далённо напоминающий силуэт храма Василия Блаженного. Нередко этот красивый храм интересовал городских вышивальщиц. Его, в частности, изображали на панно и бисерных бумажниках в XVIII—XIX вв.15

15 Ефимова А.В. Указ. соч. Табл. 85.

По-видимому, и этот подзор с совершенной композицией был выполнен в монастыре или в помещичьих мастерских, но не без участия талантливых народных мастериц. Всё в нём вызывает восхищение, особенно изображение архитектуры. В каждом ансамбле строго продуман ритм крыш, карнизов, окон, порталов, башен, которые вместе образуют органичный, монолитный, узорчатый комплекс. Ассимметричные сдвиги отдельных частей усиливают живописный эффект каждого ансамбля. Продуманное сочетание белых и затенённых частей подчёркивает декоративную выразительность комплекса, придавая ему необыкновенную затейливость при строгом очертании отдельных построек. Все три сказочных ансамля, не утратив признаков русского зодчества XVI—XVII вв., превращены здесь, по воле исполнителя, в сказочные, дивной красоты воздушные строения. Несомненно, этот волшебный узор связан с изображением Москвы — златоглавого города — рая, по-читаемого русским народом, как сердце родины, его опора и надёжная защита.

Архитектура Москвы не единожды привлекала народных вышивальщиц. Это подтверждает и ещё один узор на тульском полотенце 2-й пол. XIX века, где изображён Храм Христа-Спасителя, выполненный цветными нитками крестом и росписью. А внизу вышита и надпись — «Храм Христа Спасите». И не важно, что последнее слово получилось не полностью. Всё равно всем ясно, что хотела донести безвестная мастерица своим узором — память о погибших в боях русских воинах. И это не вызывает удивления. Этот, глубоко чтимый народом, храм строился как священная память о героях Отечественной войны 1812 г. Впоследствии он становится солдатским храмом — как дань подвигу народа в борьбе с врагами, как дань беззаветного служения родине, родному отечеству. Знаменательно, что до 1917 года каждый житель России считал за честь побыть в этом храме. Отовсюду приезжали родственники погибших воинов, чтобы отслужить по ним панихиду и оставить на стене храма имя погибшего с датой его рождения и смерти. И никто никогда не препятствовал этому волеизъявлению народа. А надписи не уничтожали и бережно сохраняли. В этом и есть предназначение солдатского храма, построенного на общенародные деньги, в этом и есть его главная ценность16.

16 Молева Н. «Главный солдатский храм». Газета «Московский литератор», 29 апреля 1988 года.

Что же касается высокочтимого храма, вышитого тульской мастерицей на полотенце, то он получился не очень впечатляющим, не величественным, а, скорее, нежным. По-видимому, так проявилась сущность мастерицы, которая больше стремилась запечатлеть светлую память о близком человеке или воплотить в узоре своё впечатление о знаменитом храме. Вот поэтому храм у неё получился изящный, прозрачный, наполненный воздухом. И только огромный центральный пологий купол с мощным крестом указывает на величие солдатского храма. А мы теперь отдаём дань душевному состоянию вышивальщицы, запечатлевшей свой образ всенародно чтимого храма, её непреходящему мастерству.

Вот так поэтично, с индивидуальным душевным настроем, окрашенным добрыми чувствами и мечтами, изображали народные вышивальщицы в своих узорах русскую архитектуру. Однако эти изображения никогда не превращались в копию существующего, а наделялись сказочными чертами, будь то местные немудрящие постройки, узорчатые терема, роскошные городские дворцы, скромные или величавые церкви. Все изображения под руками талантливых мастериц превращались в волшебные сооружения, недосягаемые в реальной действительности.

Нужно отметить, что традиции народных вышивальщиц продолжаются в творчестве современных художников и мастеров в Москве, в Научно-Исследовательском Институте Художественной Промышленности и на строчевышивальных предприятиях, расположенных во многих областях России. В своих подарочных и выставочных произведениях творческие коллективы часто обращаются к изображению Кремля с его красивыми внушительными башнями — как символу Родины, столицы государства. Не остаётся без внимания и известная архитектура других городов. Особенно это касается Твери, Нижнего Новгорода, Арзамаса, Городца, Кирова, Калуги, Орла, Рязани, Петрозаводска и др. В своих произведениях художники и мастера местных строчевышивальных предприятий включали в узор значительные памятники архитектуры — красивые старинные здания XVI—XIX вв., сохранившиеся в городах и пригородах, и современные, выдерживающие соперничество с красотой прошлых эпох.

klimova1.jpg (17212 bytes)    klimova2.jpg (13552 bytes)    klimova3.jpg (17022 bytes)

klimova4.jpg (19611 bytes)

klimova5.jpg (20039 bytes)

Изображения культовой архитектуры в русской народной вышивке конца XVIII — нач. XX века

Библиография

Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки». М., 1990.
Богуславская И.Я. «Добрых дел мастерство». М., 1981.
Богуславская И.Я. «Русская народная вышивка». М., 1972.
Васильев. «Старинные фейерверки в России».
Громыко М.М. «Мир русской деревни». М., 1991.
Ефимова А.В., Белогорская Р.М. «Русские кружево и вышивка». М., 1982.
«История русского искусства». Т. VI. М., 1960 (об архитектуре).
Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли». Л., 1981.
Каменская М.Н. «Народное искусство. История русского искусства». Т. VII. М., 1961.
Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки». М., 1978.
Моисеенко Е.Ю. «Русская вышивка XVI—XX вв.». Л., 1978.
Молева Н. «Главный солдатский храм». Газета «Московский комсомолец» 29 апреля 1988 г.
«Песни, сказки, частушки Вологодского края». Вологда, 1965.
Шабельская Н.П., Сидамон-Эристова В.П. «Собрание русской старины». «Вышивка и кружево». Вып. 1, М., 1910.
Фалеева В.А. «Вышивка». В сб. «Русское декоративное искусство». Том 2, М., 1963.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Пласт культуры"]
Дата обновления информации (Modify date): 03.05.06 10:41