Художники России
Ирина Дятликова
(Москва-Нью-Йорк)

Владимир Климов

Искусство жить искусством

Есть и сейчас тонкий слой художников всё истончающийся, впрочем, для которых законы искусства, красоты, эстетизма не то что бы превыше законов жизни, но — подчиняют их себе. И тогда жизнь начинает твориться по законам Искусства, а писание картин и прочие изыски (то есть — собственно, искусство) перестаёт быть самоцелью, заслоняющей все прелести, искусности и искушения Жизни.

Ирина Дятликова прошла не только интенсивные художественные университеты (её преподаватели, впрочем, только руками разводили, не зная, зачем они ей нужны — так самодостаточна и априорна искушена в своей работе она была — до них и без них!), но и — разнообразные другие. Геологический, например. Или — языковый.

Это позволило ей снять с искусства то повседневное (бытовое!) напряжение, каковым нагружают его художники, не имеющие делать ничего, кроме писания картин или играния ролей. Священнодействием — зарабатывают на жизнь.

Это позволило ей относиться к искусству — как к сокровенному чуду самовыражения, сакральному служению всему, что нас — Превыше. Это позволило ей жить на листе с той степенью самоотдачи и художественного максимализма, изощрённой искусности и изысканного мастерства, каковые не могут позволить себе те, кто зарабатывая на жизнь, безбожно эксплуатируют свой Дар как разменную монету реальности.

При всём Драматизме такой предельной позиции — есть в ней много выигрышного. И не только — свобода от денег, но и — расширение взгляда на мир, динамизация впечатлений, другой размах эмоций. Иная глубина познаний.

Так, участие в различных геологических экспедициях позволило ей исколесить наш бывший Союз вдоль, вглубь и поперёк. Впечатлило её тем, что никогда уже не впечатлит уткнувшегося в один лишь холст, или даже — в перформанс.

И не теми количественными впечатлениями, что надобны реалисту, а теми тайными, что знают все с внутреннем движении мира и музыку устройства его, что легче постигается на больших разнообразных — разнообразных — пространствах. Теми знаниями, которые нужны художнику-мистику, философу и провидцу, проникающему в Суть всей Изначальности.

Вкус к путешествиям не позволил ей задержаться на исколесовании Союза — и «выплестнул» за его пределы: в Европу, в мир.

Но что бы ни случилось с Ириной Дятликовой в Жизни — она всегда прежде всего Художник. Только произведение создаётся ею не обязательно по холсту или листу, но всегда — по Жизни. Выстраивается по законам красоты и эстетики, артистизма — и с шармом! Это особенно важно для Ирины Дятликовой, которая по природе скорее созерцатель, чем действователь. И созерцаемое, в том числе вся её жизненная среда, — должно быть исчерпывающе прекрасно.

Вот и картины свои, выполненные очень тщательно и стилиёмко, где просчитывается каждое мгновенье, каждый миг изображения, она выстраивает так, что они провоцируют на долгое созерцание, всматривание, даже вчувствование, невозможно их воспринять без своеобразной медитации.

Они не даются сходу, слёту (хотя и мгновенно задевают своей изощрённой и изысканной Красотой). Они постепенно затягивают в свои загадочные пространства, не почерпнутые из снов, фантазий, грёз. Ещё не виденные никем — они провидены Ириной Дятликовой в реальных (но и иреальных нам!) состояниях магмы природы, плазмы жизни и лаве Красоты.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 05.05.06 09:55