Сценодержавный мир Татьяны Сельвинской
Мир Татьяны Ильиничны Сельвинской — особая Вселенная на звёздной карте современной артистически-художественной плеяды. Так сейчас не живут... Или — почти не живут... Такое житиё требует непривычной самоотдачи. И того особого отношения к реальности, когда жизнь слагается по законам искусства, а не искусство — по законам жизни.
И всё это вместе — Праздник зовётся, ибо жизнь по этим законам почти безбытна (даже если быт — избыточен, но всегда — стилен)...
...И маски лик прорезывается сквозь цвет. Линия лишь слегка приоткрывает занавес портретов. Не вычерчивая, а высвечивая их...
А там — внутри портретовых кулис — бездна свободных ассоциаций. Ершится, топорщится — жарево интуиции... Колоритмы картин — таинственно сгущаются, не столько скрывая портреты, сколько — освобождая их от случайных бытовых напластований... Так происходит своеобразная ликализация лица.
Эти лица — эпичны, романны. Как и сам Сельвинский Дар... Шлейф наследства дочери одного из самых эпически размашистых, космических и романных российских поэтов двадцатого века — Ильи Львовича Сельвинского...
Её тотальный зрелищный романтизм — мантий играющий артистизм — очевиден потому, что — Тата пишет Театром (даже, когда пишет не о театре). Его подмостками, кулисами. Его грёзой и образом...
Это сказывается даже в том, что персоностас её героев — сплошь лица действующие (а бездействующие — не из Татиной пьесы).
Здесь лица в их потенции, в их развитии. Не констатация фиксацией (для художника это — фикция), а — ответ на них (чем не пьесный диалог!).
Художник общается с лицами — как персонажи в пьесах между собой...
Занавес — очень важная Персона Татиных полотен... Как из волшебных сундучков — из драпированных полотнищ к нам рвётся образ силуэтом. Тата ваяет абрисы из складок, движеньем ткани — ниспадающим. Сквозь ритмы тканных эскападов — мерцнут Божеств крыла играющие...
И холстомерное пространство безмерным предстаёт бунтарством. Апокрифическая Речь... Сквозь сумеречь — светает Праздник...
Как сцена обостряет всю персонажью суть и актёрскую рать — холст обостряет лики её Персон, их молчащую до поры интригу.
Подмостки лиц. Как будто театральный прожектор выхватывает их фрагменты, их сегменты. И — стилуэты... Творя карнавализацию характеров. Целостность Сельвинского — плотного и плотского — письма — очевидна. Она сочиняет не кусочками, не частной конкретикой, а — единящим взмахом.
Р-раз — и явлен мир, тональность, интональность которого — слиток стильной природной стихийности.
Татьяна Сельвинская — не просто живописец. Она — сценограф, вернее — графиня сцены. И её «драматургия цвета» (термин Таты) — пронизывает не только живописные представления на холсте, но и цветовые превращения в физическом пространстве пьес (т.е. — в спектаклях).
В её сценографии актёр оказывается не среди декораций. Скорее декорации — среда их ролей, их роленосная система...
Сценограф Сельвинская — взмах кистей — одевает фантазийный мир Слов в плотские одеяния Зрелищ. Здесь редкое сочетание тонкого, почти на капиллярном уровне поэтического артистизма — и мощной, атакующе площадной, эпичности.
Мышцы её красок напряжены. Мускулы картин — не картинны, но чувственны и светописны. Сильный и резкий, но нежный мазок, животворный и живо-писный, т.е. — очень живо писанный.
Колорит её работ конгениален световым занавесам и другим изыскам освещённости сцен...
Можно найти формулу, единящую её личность, из разных Муз состоящую. Например такую: поэт Татьяна Ильинична Сельвинская — художник театра.
А можно так:
художник Тата Сельвинская — поэт театра.
А можно совсем по-третьему:
сценографиня Татьяна Сельвинская — художник-поэт.
Как ни переставляй музовы слагаемые, её слагающие, — всё будет верно. Это потому, что все три ипостаси в личности Таты — находятся в чрезвычайном энергетическом целом, неразлагаемом ни на какие слагаемые.
Вот живёт мощная творческая единица (да не единица — Бесконечность) — Татьяна Сельвинская — и понять, где у неё начинается поэт, а кончается художник — невозможно. Да и бессмысленно. Потому, что ни поэт, ни художник, ни сценограф — у неё не кончаются никогда. И пребывают в таком синкретическом единении, что напоминают о древних художниках, бродячих поэтах, площадных клоунах и скоморохах, ещё не знающих о музах, живущих врозь...
Только — внутрь. Друг-в-друга.
Театр — подспорье для мощного темперамента Таты, масштаб которого не умещается в жестокие плоскости и статичные рамки станковой живописи.
Чужды ей и крайности современного авангардизма, когда в бой вместо художника вступает его тело, манипуляции с ним, его физическое присутствие внутри текста картин. Когда не искусство, а — плоть художника выламывается из полотна и вламывается в жизнь.
Театр же даёт колоссальные возможности — и пространственного, и человеческого, и телесного, и фактурного движения живописи, из рамок — в мир перетекая...
Это компромисс между мощью личности и немощью сложившегося порядка вещей...
Возможно, на преодоление издержек станковизма направлен и циркулирующий по жилам Татиных проектов (опусов, работ, картин) — цикличный динамизм её затей и идей. Когда пишется не одна, а залп работ — возникает ощущение большей подвижности проекта. Его другого дыхания и — объёма...
Это дерзкое — Сельвинское — упрямое, своестильное роскошество штриха и жеста, темперамент темперы и масла, и эта царственная стать всей Татиной персоны — вот черты её глубинной простоты и космоёмкой искромётности...
«Драматургия цвета», света — их столкновение, контакт-контраст, дуэт-дуэль — стилеобразующий симбиоз Сельвинской игры на полотне, уникальная авторская техника светопроницания, цветомерцания, диффузии оттенков — определяют праздничному искусству художника совершенно особое место в общем картинном, словесном и зрелищном контексте...
Сценодержавная поступь поэта-художника — не знает пауз и границ.
«Художник Юрий Кононенко»
Объёмная композиция
Объёмная композиция «Афишная тумба»
Автопортрет и портрет Вл. Климова для «Климоколы»
«Фантаст Север Гансовский»
«Варя»
«Музыка» («Артист Виктор Гвоздицкий»)
«Режиссёр Михаил Левитин»
«Писатель Фридрих Горенштейн»
Т.И.Сельвинская в мастерской
Т.Сельвинская. «Сын»
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 04.05.06 16:17