Имена / Поэт и художник
Татьяна Сельвинская
(Москва)

Владимир Климов

Сценодержавный мир Татьяны Сельвинской

Мир Татьяны Ильиничны Сельвинской — особая Вселенная на звёздной карте современной артистически-художественной плеяды. Так сейчас не живут... Или — почти не живут... Такое житиё требует непривычной самоотдачи. И того особого отношения к реальности, когда жизнь слагается по законам искусства, а не искусство — по законам жизни.

И всё это вместе — Праздник зовётся, ибо жизнь по этим законам почти безбытна (даже если быт — избыточен, но всегда — стилен)...

...И маски лик прорезывается сквозь цвет. Линия лишь слегка приоткрывает занавес портретов. Не вычерчивая, а высвечивая их...

А там — внутри портретовых кулис — бездна свободных ассоциаций. Ершится, топорщится — жарево интуиции... Колоритмы картин — таинственно сгущаются, не столько скрывая портреты, сколько — освобождая их от случайных бытовых напластований... Так происходит своеобразная ликализация лица.

Эти лица — эпичны, романны. Как и сам Сельвинский Дар... Шлейф наследства дочери одного из самых эпически размашистых, космических и романных российских поэтов двадцатого века — Ильи Львовича Сельвинского...

Её тотальный зрелищный романтизм — мантий играющий артистизм — очевиден потому, что — Тата пишет Театром (даже, когда пишет не о театре). Его подмостками, кулисами. Его грёзой и образом...

Это сказывается даже в том, что персоностас её героев — сплошь лица действующие (а бездействующие — не из Татиной пьесы).

Здесь лица в их потенции, в их развитии. Не констатация фиксацией (для художника это — фикция), а — ответ на них (чем не пьесный диалог!).

Художник общается с лицами — как персонажи в пьесах между собой...

Занавес — очень важная Персона Татиных полотен... Как из волшебных сундучков — из драпированных полотнищ к нам рвётся образ силуэтом. Тата ваяет абрисы из складок, движеньем ткани — ниспадающим. Сквозь ритмы тканных эскападов — мерцнут Божеств крыла играющие...

И холстомерное пространство безмерным предстаёт бунтарством. Апокрифическая Речь... Сквозь сумеречь — светает Праздник...

Как сцена обостряет всю персонажью суть и актёрскую рать — холст обостряет лики её Персон, их молчащую до поры интригу.

Подмостки лиц. Как будто театральный прожектор выхватывает их фрагменты, их сегменты. И — стилуэты... Творя карнавализацию характеров. Целостность Сельвинского — плотного и плотского — письма — очевидна. Она сочиняет не кусочками, не частной конкретикой, а — единящим взмахом.

Р-раз — и явлен мир, тональность, интональность которого — слиток стильной природной стихийности.

Татьяна Сельвинская — не просто живописец. Она — сценограф, вернее — графиня сцены. И её «драматургия цвета» (термин Таты) — пронизывает не только живописные представления на холсте, но и цветовые превращения в физическом пространстве пьес (т.е. — в спектаклях).

В её сценографии актёр оказывается не среди декораций. Скорее декорации — среда их ролей, их роленосная система...

Сценограф Сельвинская — взмах кистей — одевает фантазийный мир Слов в плотские одеяния Зрелищ. Здесь редкое сочетание тонкого, почти на капиллярном уровне поэтического артистизма — и мощной, атакующе площадной, эпичности.

Мышцы её красок напряжены. Мускулы картин — не картинны, но чувственны и светописны. Сильный и резкий, но нежный мазок, животворный и живо-писный, т.е. — очень живо писанный.

Колорит её работ конгениален световым занавесам и другим изыскам освещённости сцен...

Можно найти формулу, единящую её личность, из разных Муз состоящую. Например такую: поэт Татьяна Ильинична Сельвинская — художник театра.

А можно так:

художник Тата Сельвинская — поэт театра.

А можно совсем по-третьему:

сценографиня Татьяна Сельвинская — художник-поэт.

Как ни переставляй музовы слагаемые, её слагающие, — всё будет верно. Это потому, что все три ипостаси в личности Таты — находятся в чрезвычайном энергетическом целом, неразлагаемом ни на какие слагаемые.

Вот живёт мощная творческая единица (да не единица — Бесконечность) — Татьяна Сельвинская — и понять, где у неё начинается поэт, а кончается художник — невозможно. Да и бессмысленно. Потому, что ни поэт, ни художник, ни сценограф — у неё не кончаются никогда. И пребывают в таком синкретическом единении, что напоминают о древних художниках, бродячих поэтах, площадных клоунах и скоморохах, ещё не знающих о музах, живущих врозь...

Только — внутрь. Друг-в-друга.

Театр — подспорье для мощного темперамента Таты, масштаб которого не умещается в жестокие плоскости и статичные рамки станковой живописи.

Чужды ей и крайности современного авангардизма, когда в бой вместо художника вступает его тело, манипуляции с ним, его физическое присутствие внутри текста картин. Когда не искусство, а — плоть художника выламывается из полотна и вламывается в жизнь.

Театр же даёт колоссальные возможности — и пространственного, и человеческого, и телесного, и фактурного движения живописи, из рамок — в мир перетекая...

Это компромисс между мощью личности и немощью сложившегося порядка вещей...

Возможно, на преодоление издержек станковизма направлен и циркулирующий по жилам Татиных проектов (опусов, работ, картин) — цикличный динамизм её затей и идей. Когда пишется не одна, а залп работ — возникает ощущение большей подвижности проекта. Его другого дыхания и — объёма...

Это дерзкое — Сельвинское — упрямое, своестильное роскошество штриха и жеста, темперамент темперы и масла, и эта царственная стать всей Татиной персоны — вот черты её глубинной простоты и космоёмкой искромётности...

«Драматургия цвета», света — их столкновение, контакт-контраст, дуэт-дуэль — стилеобразующий симбиоз Сельвинской игры на полотне, уникальная авторская техника светопроницания, цветомерцания, диффузии оттенков — определяют праздничному искусству художника совершенно особое место в общем картинном, словесном и зрелищном контексте...

Сценодержавная поступь поэта-художника — не знает пауз и границ.

klim1.jpg (17385 bytes)

«Художник Юрий Кононенко»

klim2.jpg (13127 bytes)

Объёмная композиция

klim3.jpg (18609 bytes)

Объёмная композиция «Афишная тумба»

klim4.jpg (14300 bytes)

Автопортрет и портрет Вл. Климова для «Климоколы»

klim5.jpg (15385 bytes)

«Фантаст Север Гансовский»

klim6.jpg (12530 bytes)

«Варя»

klim7.jpg (15133 bytes)

«Музыка» («Артист Виктор Гвоздицкий»)

klim8.jpg (9925 bytes)

«Режиссёр Михаил Левитин»

klim9.jpg (10452 bytes)

«Писатель Фридрих Горенштейн»

klim10.jpg (21088 bytes)

Т.И.Сельвинская в мастерской

klim11.jpg (19679 bytes)

Т.Сельвинская. «Сын»


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Art"]
Дата обновления информации (Modify date): 04.05.06 16:17