Воспоминания

Ирина Баранчеева

Московские воспоминания

На протяжении веков Россию и Италию связывали тесные культурные связи. Русские музыканты, певцы, художники ехали на родину искусств учиться пению или живописи, писатели искали в ней идеальное место для души и для выражения своих замыслов, в то время как итальянские артисты демонстрировали своё мастерство в России, а архитекторы возводили в Москве, Петербурге и других городах шедевры зодчества, открывая и принимая в своё сердце незнакомую и поначалу пугающую своими размерами страну.

К счастью, этот взаимный интерес русских и итальянских артистов не прекращается и поныне, и свидетельством этому послужила выставка «Диалог двух культур», прошедшая в июне-ноябре 2004 года в Москве и Риме под покровительством Международного движения «Неогуманисты — III тысячелетия» и Академии «Сикуло-Норманна» и объединившая художников Людмилу Кухарук (Россия) и Марио Торнелло (Италия).

Встреча этих двух неординарных личностей действительно стала диалогом культур, двух художественных мировосприятий, не похожих одно на другое, но объединенных духовностью творчества и философским подходом к живописи. В «Московском доме национальностей», как и в римском центре «Россия Экуменическая», Марио Торнелло представил гравюры, входящие в цикл «Люди из камня» и выражающие окаменелость чувств современного человека. Переданный в поэтических образах Средиземноморья этот пессимистический, хотя и с долей надежды на возвращение человека к вечным ценностям, европейский взгляд на действительность уравновешивался светлым, радостным миром полотен Людмилы Кухарук, которая в традициях русского искусства возвещает о победе духа над плотью, о мечте, торжествующей над реальностью.

Прошедшая с большим успехом выставка художников подтолкнула Марио Торнелло написать свои воспоминания о пребывании в Москве. Его поэтические заметки выдают в нём художника-наблюдателя, подмечающего особенности другой культурной реальности и создающего философский портрет современной российской столицы и ее жителей, с которыми он заново знакомится после двадцатилетнего перерыва.

Ещё один предлагаемый вашему вниманию очерк посвящён открытию в подмосковном Абрамцево выставки русской художницы (а также композитора и поэтессы) живущей в Швейцарии Валерии Даувальдер и принадлежит перу итальянского поэта и художественного критика Джорджио Теллана, основателя Международного движения «Неогуманисты — III тысячелетие», который благодаря своей русской жене Анне Давыдовой хорошо знает и часто посещает Россию. Написанный в 1990 году очерк интересно рассказывает о том этапе в истории России, когда она, преодолев коммунизм и возвращаясь к истокам своей культуры, начала собирать своих детей, разбросанных революцией по разным странам мира.

Эти два очерка разных лет, поставленные рядом, являются, на мой взгляд, ещё одним маленьким свидетельством непрекращающегося интереса итальянских художников и интеллектуалов к России.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Италия"]
Дата обновления информации (Modify date): 13.05.06 10:19