Художники Словакии

Станислав Айдинян

Ярмила Велька в Москве

8 ноября 2004 года в Московском драматическом театре им. Н.В.Гоголя состоялось открытие выставки произведений современной словацкой художницы Ярмилы Велькой.

«Ярмила — оригинальная своеобразная художница словацкой сферы изобразительного искусства. В её творческой программе — три основные художественные направления. Символ как знаковый архетип и составная часть развития человечества (треугольник, круг, квадрат). Другая область — восхищение идеалом и ценностями человека (ренессанс, современность, человек, «венеры»). Третья — открытие форм правды и гуманности в абстрактном и фигуративно-реальном выражении.»

Д-р Любослав Моза.
Перевод со словацкого Н.Шведовой.

ayd5.jpg (11270 bytes)

Ярмила Велька и Станислав Айдинян на открытии выставки словацкой художницы в Москве.

 Творчество Ярмилы Вельки относится к той ветви мирового искусства, которой искусствоведы относят к постмодернизму. Это направление подытоживает несколько исторических эпох, играя, эквилибрируя, созданными ранее образами и символами...

Это в полную меру относится к целой галерее произведений словацкой художницы, с вернисажем которой московские ценители познакомились на экспозиции, организованной Словацким посольством в Театре им. Гоголя в Москве.

Ярмила Велька — выпускница Академии изящных искусств в Кракове (Польша). В цветном миниальбоме, отражающем современный период исканий художницы, сказано, что она работает в технике холст—масло; и, действительно, именно эти работы были представлены на выставке; также её умение лежит в сфере иллюстрации и монументального творчества. Она — член Клуба словацких художников. Живёт и работает в Братиславе, где и родилась под знаком Овна в 1953 году. В миниальбоме означена масса персональных выставок художницы. Выставочная эпопея началась у неё с выставки в Кракове в 1974 году и к 2003 году их стало более сорока и клонится к пятидесяти...

Ярмила — человек открытый, живой, обаятельный, общительный. Образы, выбранные ею из классического наследия европейской классики, «общаются» с цветными пространственными конфигурациями — разноцветными квадратами, смещениями, которые создают подоплёку авторского видения. Наблюдательный человек заметит, что выражение образов этих неизменно задумчиво, серьёзно.

На полотнах Ярмилы Вельки можно пообщаться, например, с образами Альбрехта Дюрера. В синее пространство холста вписан дюреровский «Автопортрет с пейзажем», созданный в 1498 году. Только вместо пейзажа — условная многомерная квадратура фона. Или, прямой цитатой, на тёмном фоне — другой автопортрет великого мастера Альбрехта... Рядом — вписанная в разноцветные квадраты фона — леонардовская Джиоконда. И далее, далее — образы-цитаты. Есть у Ярмилы Вельки и чисто абстрактные композиции, в них основное — соотношение цветов; бывает, она вписывает в свои полотна иные реальные образы, такие как ракушки в её «Морской пирамиде» (1997).

Творчество словацкой художницы, полное реминисценций из европейской классики, было тепло встречено теми, кто пришёл в Театр им. Гоголя и унёс с выставки собственное впечатление...

ayd9.jpg (13156 bytes)

«Ева». Х., м. 50х40. 2001

ayd7.jpg (14466 bytes)

«Ангельская музыка». Х., м. 50х40. 2002

ayd8.jpg (10868 bytes)

«Христос». Х., м. Фрагмент

ayd6.jpg (12051 bytes)

«Дюрер». Х., м. 50х40. 2001

ayd10.jpg (12397 bytes)

«Нежный профиль». Х., м. 50х45. 2000


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.06.06 15:45