Ярмила Велька в Москве
8 ноября 2004 года в Московском драматическом театре им. Н.В.Гоголя состоялось открытие выставки произведений современной словацкой художницы Ярмилы Велькой.
«Ярмила — оригинальная своеобразная художница словацкой сферы изобразительного искусства. В её творческой программе — три основные художественные направления. Символ как знаковый архетип и составная часть развития человечества (треугольник, круг, квадрат). Другая область — восхищение идеалом и ценностями человека (ренессанс, современность, человек, «венеры»). Третья — открытие форм правды и гуманности в абстрактном и фигуративно-реальном выражении.»
Д-р Любослав Моза.
Перевод со словацкого Н.Шведовой.
Ярмила Велька и Станислав Айдинян на открытии выставки словацкой художницы в Москве.
Творчество Ярмилы Вельки относится к той ветви мирового искусства, которой искусствоведы относят к постмодернизму. Это направление подытоживает несколько исторических эпох, играя, эквилибрируя, созданными ранее образами и символами...
Это в полную меру относится к целой галерее произведений словацкой художницы, с вернисажем которой московские ценители познакомились на экспозиции, организованной Словацким посольством в Театре им. Гоголя в Москве.
Ярмила Велька — выпускница Академии изящных искусств в Кракове (Польша). В цветном миниальбоме, отражающем современный период исканий художницы, сказано, что она работает в технике холст—масло; и, действительно, именно эти работы были представлены на выставке; также её умение лежит в сфере иллюстрации и монументального творчества. Она — член Клуба словацких художников. Живёт и работает в Братиславе, где и родилась под знаком Овна в 1953 году. В миниальбоме означена масса персональных выставок художницы. Выставочная эпопея началась у неё с выставки в Кракове в 1974 году и к 2003 году их стало более сорока и клонится к пятидесяти...
Ярмила — человек открытый, живой, обаятельный, общительный. Образы, выбранные ею из классического наследия европейской классики, «общаются» с цветными пространственными конфигурациями — разноцветными квадратами, смещениями, которые создают подоплёку авторского видения. Наблюдательный человек заметит, что выражение образов этих неизменно задумчиво, серьёзно.
На полотнах Ярмилы Вельки можно пообщаться, например, с образами Альбрехта Дюрера. В синее пространство холста вписан дюреровский «Автопортрет с пейзажем», созданный в 1498 году. Только вместо пейзажа — условная многомерная квадратура фона. Или, прямой цитатой, на тёмном фоне — другой автопортрет великого мастера Альбрехта... Рядом — вписанная в разноцветные квадраты фона — леонардовская Джиоконда. И далее, далее — образы-цитаты. Есть у Ярмилы Вельки и чисто абстрактные композиции, в них основное — соотношение цветов; бывает, она вписывает в свои полотна иные реальные образы, такие как ракушки в её «Морской пирамиде» (1997).
Творчество словацкой художницы, полное реминисценций из европейской классики, было тепло встречено теми, кто пришёл в Театр им. Гоголя и унёс с выставки собственное впечатление...
«Ева». Х., м. 50х40. 2001
«Ангельская музыка». Х., м. 50х40. 2002
«Христос». Х., м. Фрагмент
«Дюрер». Х., м. 50х40. 2001
«Нежный профиль». Х., м. 50х45. 2000
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.06.06 15:45