В память о Нине Тимофеевне Климовой

Надежда Сысоева

О творчестве Н.Т.Климовой

klimova1.jpg (11980 bytes)

Народное декоративное искусство — это особая форма народного творчества.

Древние истоки и традиции живыми нитями связывают его с жизнью и бытом народа.

Нина Тимофеевна Климова — историк народного искусства — тонко чувствовала и воспринимала русское народное творчество, его глубину и многогранность, его простоту и сложность, его ясность и загадочность.

Многое непознанное и нераскрытое призывало её к серьёзному исследованию старинных видов народного искусства — вышивки, ткачества, кружева, народного костюма.

Этому и посвящает свою творческую жизнь Нина Тимофеевна. Она прошла серьёзную научную школу. Окончила в 1951 году Московское художественно-промышленное училище им. М.И Калинина.

Здесь состоялось её первое знакомство с народным искусством России. Здесь изучались характерные особенности русских народных орнаментов и композиционных решений. Здесь познавалась роль ритма узора, значение пропорций рисунка, его цветовое звучание и характер сюжета. Здесь Климова стала художником по декоративному ткачеству, научилась ткать и вышивать.

В 1952 году она поступила в МГУ им. М.В. Ломоносова на искусствоведческое отделение исторического факультета.

Преподавателями и наставниками Нины Тимофеевны были такие знатоки и исследователи древнерусского искусства, как Виктор Михайлович Василенко — искусствовед, поэт, мыслитель (потомок знаменитого украинского философа Григория Сковороды), Михаил Андреевич Ильин — искусствовед, блестящий исследователь древнерусской архитектуры и декоративно-прикладного искусства, Алексей Николаевич Свирин — один из удивительных учёных, тонкий знаток древнерусской иконописи и шитья — хранитель этого раздела экспонатов в Государственной Третьяковской галерее.

В университете расширились границы её познания русской культуры и искусства. Появился навык анализа художественных явлений и их тесной связи с эпохой и временем. Всё более раскрывалась значимость народного творчества прошлых веков для становления и развития современного декоративно-прикладного искусства.

Климова одновременно училась в университете и работала в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской Игоря Грабаря.

Сотрудники мастерской часто выезжали в командировки в различные музеи страны. Это давало возможность внимательно изучать музейные фонды, фотографировать и зарисовывать материалы музейных коллекций, накапливая их для дальнейшей научной работы.

В начале 60-х годов Н.Т.Климова перешла на работу хранителем одежды и тканей Государственной Оружейной палаты Московского Кремля.

Собрание одежды и тканей Оружейной палаты по своим художественным достоинствам представляет ценность мирового значения и является богатейшим источником для изучения древнерусского орнаментального искусства.

И эти сокровища открылись для Нины Тимофеевны. Богатая вышивка золотом и шелками, золотное орнаментальное кружево, жемчужные узоры и другие приёмы были непременным украшением одежд высших лиц Русского государства XVI—XVIII веков. Драгоценные ткани — бархат, аксамит, золотые ткани, камка и другие с великолепными ткаными узорами поступали из Византии, Италии, Франции и стран Ближнего и Дальнего Востока.

Художественное оформление парадных костюмов, которые шились из этих тканей, поручалось лучшим русским мастерицам, в совершенстве владевшим всеми приёмами золотного шитья, плетения золотного кружева, низания жемчуга. Эти мастерицы, опираясь на народные традиции, создавали истинные шедевры русского народного искусства. И было ценным даром судьбы для исследователя видеть и иметь возможность изучать эту красоту по подлинникам.

И всё более Н.Т.Климову увлекала научно-исследовательская работа. Накоплен огромный материал. Требуется его глубокое осмысление, его дальнейшая разработка и широкое общение с научным миром. Наступает новый этап творческой жизни исследователя.

Во 2-й пол. 60-х годов. Н.Т.Климова переходит на работу в Научно-исследовательский институт художественной промышленности РСФСР (НИИХП). В институте работает большой коллектив талантливых художников и искусствоведов — высоких специалистов по декоративно-прикладному искусству и искусству народных художественных промыслов. Имеется уникальная библиотека и Музей народного искусства с драгоценными собраниями произведений народных мастеров. Регулярно организуются экспедиции в различные районы России для изучения местных особенностей народного искусства и сбора материалов. В институте создаётся методический фонд для работы с мастерами — художниками народных художественных промыслов различных районов России, особенно в сохранившихся очагах народного творчества. Проводятся научные конференции. Издаются сборники научных трудов НИИХП и различные пособия.

И в этой работе активно участвует Н.Т.Климова.

В 70-х годах ХХ века институтом выпускается справочник «Художественные промыслы РСФСР», в создании которого вместе с коллективом искусствоведов и художников участвовала и Н.Т.Климова.

Книгу «Основы художественного ремесла», выпущенную в 1978 году, также создавал большой коллектив сотрудников института. Статью о народной вышивке написала Н.Т.Климова.

В 80-х годах в сборниках трудов НИИХП были опубликованы её исследования «Русский народный костюм Горьковской области» (1981), «Цветное михайловское кружево в творчестве заслуженного художника РСФСР Д.А.Смирновой (1982).

В 1982 году вышла книга коллектива авторов института «Художественные промыслы РСФСР» под редакцией В.Г.Смолицкого. Это был опыт создания учебного пособия для учащихся художественно-промышленных училищ. В ней в доступной форме изложены основные положения современной науки о народном искусстве и художественных промыслах России. Статьи «О народной вышивке» и «О русском народном кружеве...» написаны Климовой.

В 1983 году была опубликована новая работа Нины Тимофеевны — «Народная вышивка Горьковской области» (Рассказы о народном искусстве). Книга является первой попыткой широкого показа и глубокого анализа вышивки одного из больших традиционных районов народного искусства — бывшей Нижегородской губернии, а также творчества мастеров предприятий народных художественных промыслов в 20—80-х годах ХХ века.

Это рассказ о вышивке как основном виде декоративного оформления изделий для народного жилища, мужского и женского костюма в историческом аспекте — в прошлых веках и в современное время. О месте и роли изделий с народной вышивкой в крестьянском быту, свадебных и других обрядах и действах. О сюжетах вышивок на полотенцах и подзорах и их значении в жизни народа.

Автор отмечает, что известный собиратель народных орнаментов В.В.Стасов назвал эти народные вышивки на полотенцах и подзорах «чем-то вроде наивной галереи русского крестьянина». Ведь они украшали избы во время праздников. И узоры на подзорах и полотенцах с изображением цветущих кустов, птиц, коней и различных сказочных существ, а также сюжеты с изображением сказочных замков, женских и мужских фигур в местных и модных городских костюмах действительно представляли галерею удивительных своеобразных «картин», созданных богатой фантазией местных народных художниц.

Эта книга, как и все предыдущие и все последующие работы автора, ценна тем, что до тонкости изучены и раскрыты сами способы и приёмы выполнения вышивок, которые связаны не только со структурой ткани, но и с характером образуемого узора — его графическими возможностями.

Знание техники золотого шитья (вспомним время работы Климовой в хранилищах Оружейной палаты Московского Кремля) позволяет ей тонко подметить, что приёмы древней вышивки золотыми нитями живут в изделиях золотого шитья и в XIX веке. «Петельчатый шов», состоящий из золотых и серебряных упругих петель, густо заполнявших основные мотивы орнамента, как сообщает автор, появился в золотой вышивке Московской Руси, когда мастерицам приходилось украшать светскую и церковную праздничную одежду из драгоценных тканей (в т.ч. из аксамита). И что именно аксамит дал основание для появления в золотном шитье высокорельефного узора из петель, который получил название «на аксамитное дело». И ещё о древних традициях золотого шитья. Климова отмечает, что золотая вышивка народных головных уборов XVIII — начала XIX века нижегородских вышивальщиц продолжала традиции древнерусского золотошвейного орнамента, особенно так называемых «разметных трав».

И эти, казалось бы, незаметные штрихи, которые «наводят мостки» между далёким прошлым Московской Руси и XVIII—XX веками, на самом деле и есть та неразрывная связь времён. То, что прочно объединяет искусство русского народа всех веков, что не может исчезнуть бесследно и передаётся новым поколениям талантливых русских мастеров, создающих рукотворную красоту.

Но книга рассказывает не только о народной вышивке прошлых веков в Нижегородской губернии. Большое внимание уделяется творчеству мастеров — художников предприятий народных художественных промыслов Горьковской области, развитию традиций народной вышивки в 20—80-х годах прошлого столетия. О своеобразии приёмов вышивки, основанных на знании искусства своего родного края. О талантливых продолжателях этого замечательного вида народного творчества, в котором сочетается искренность и красота, близость к природе и декоративность, мудрость поколений и самобытность.

90-е годы для Н.Т.Климовой — это годы активной работы. Она написала ряд статей, продолжающих исследование народного искусства вышивки и кружева. Причём находила никем не исследованные темы, такие, как — о двуглавом орле, об архитектуре, о каретах и других средствах передвижения, изображение которых часто встречается в сюжетах народной вышивки, кружева и ручного ткачества.

Продолжая исследование русского народного кружева Климова в 1993 году опубликовала книгу «Народный орнамент в композиции художественных изделий», цветное коклюшечное кружево. Так полно и вдохновенно ещё никто не писал о русских народных цветных кружевах.

Огромная энергия, колоссальный труд, большой талант и трепетная любовь к народному искусству вложены в эту работу. Раскрывается не только история развития русского нитяного цветного кружева, но и художественные достоинства и особенности его в различных центрах кружевоплетения на Руси и в России ХХ столетия.

Книга является в то же время учебным пособием для учашихся художественно-промышленных училищ и школ прикладного искусства. В ней много таблиц, схем, графических рисунков, показывающих различные приёмы кружевоплетения на коклюшках, элементы узоров, которые графически выполнены самим автором книги. И это характерно для Климовой. Она бережно собрала и запечатлела эти мотивы с народным названием каждого характерного элемента плетения: ромб, пышечка, денежка, свечка, мушка, глазок, таракашка, сухарик, сапожок, гусик и т.п. И этих элементов сотни. Названия пришли из прошлых веков и в каждом кружевница видела определённый знак-образ, взятый из жизни, быта, окружающей природы, опоэтизированной и зафиксированной в долгой памяти народа.

Автор очарован народным искусством. Лирический настрой при рассказе о сюжетах народного искусства и их персонажах в вышивке и кружеве остро чувствуется во всех её работах, посвящённых творчеству народных мастеров прошлого и обозримого, только недавно ушедшего, двадцатого века.

Вот пример описания изобразительных мотивов в цветном коклюшечном кружеве: «Как и вообще в русском народном искусстве и в сцепном кружеве птицы, олени и барсы всегда величавы и горды, но вместе с тем они доброжелательны, неся, по повериям, хозяину дома мир, счастье, благополучие. Они полны жизненной силы и сдержанного внутреннего напряжения. У птиц хвостовое оперение распущено веером, крылья тянутся вверх, они все в порыве, готовы к взлёту, олени с высоко поднятыми передними ногами бодро скачут вперёд, барсы степенно шагают. Так эти звери и птицы изображаются всегда в вышивке, набойке, резьбе и других видах народного искусства, особенно в росписи, в белой строчке и тамбуре» (стр. 64).

И ещё одна цитата из этой книги об эмоциональном и смысловом характере русского народного орнамента:

«Необходимо отметить и ещё одну особенность орнамента в русском народном искусстве, в том числе и в цветном кружеве. Он никогда не был просто красивым узором, призванным только украшать предмет, придавать ему особую праздничность. У русского народа любой орнамент был наделён большой смысловой значимостью, отражал отношение человека к красоте окружающей природы, или через общеизвестные изображения способен был передавать такие понятия, как любовь, радость, верность, мужество, счастье, благополучие...» (стр. 139).

В 2002 году вышла её последняя книга «Русские народные праздничные головные уборы XVIII — начала XX века». Она рассказывает об ансамбле русского народного костюма, о цветовой гармонии, его красочности и о великолепии народных головных уборов.

Значение русского народного искусства для нашего времени неоценимо. В нём живёт душа народа. В нём сосредоточены чаяния, надежды, стремления поколений многих народных мастеров, понимание красоты, поэтическая фантазия народа.

Нина Тимофеевна своим титаническим трудом подняла неисследованный пласт народного многовекового творчества. Своей потрясающей работоспособностью и творческим талантом открыла нам красоту и духовность русского народного художника, музыкальность ритмов узоров вышивки и кружева, оригинальность и пластику русского народного орнамента.

В конце 2002 года Нины Тимофеевны Климовой не стало. Но её вдохновенные труды, её книги всегда будут возбуждать в нас стремление познавать и изучать всё больше и глубже культуру и искусство русского народа. Любить и беречь их, как зеницу ока.

Март—апрель 2003


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Пласт культуры"]
Дата обновления информации (Modify date): 24.10.04 12:41