Из жизни слов

Сергей Романов

О фотографии

Рождение фотографии

Фотография родилась тогда, когда человечеству потребовался художественный инструмент, способный отражать реальности бытия, иным видам искусств недоступные принципиально.

Фотография была изобретена потому, что возникла общественно значимая необходимость совместить художественный анализ и художественный синтез явлений жизни непосредственно в пространственной среде и в масштабе реально текущего Времени.

В этом — сущностное отличие Фотографии от прочих изобразительных искусств. Вне такого понимания и применения Фотографии как самостоятельный вид искусства — не требуется. Таким образом, талант фотохудожника — это талант художественного скоромышления. Предощутить, почувствовать, осознать, принять решение о фиксации в ту единственную долю мгновения, когда сущность события отлилась в образную форму, и (что чрезвычайно важно!) успеть запечатлеть её на серебре — вот что такое истинная Фотография.

Три вида

Есть три вида искусств, в которых фальшь проявляется мгновенно, жёстко разрушительно.

Музыка, где каждый ненадлежащий по высоте либо длительности звук неоспоримо протыкает ткань произведения.

Скульптура, где каждый неверный отколотый кусок мрамора может необратимо испортить ваяемое.

Фотография, где движение жизни, прерванное не в миг абсолютной выразительности, порождает не образ, а нечто около, чему даже имени нет.

Все остальные виды не так зависят от неточного либо даже абсолютно ложного единичного элемента структуры. Ну что такое одно неверное слово в целой книге? Что такое один неверный мазок на холсте? И так далее.

Но, вообще-то, если хорошенько подумать, выходит, что и в Музыке, стоит лишь заиграть вновь, можно получить произведение с какой угодно задуманной степенью слаженности и совершенства, что и в Скульптуре, взяв новый мрамор, можно исполнить исходный замысел в чистоте и блеске изначальных дерзновений творца. И только в Фотографии абсолютно невозможно повторить упущенный образный миг. Никогда...

О фотопортрете

Одной из задач Фотографии является познание Времени через лица выдающихся личностей Времени. Вообще говоря, Фотография переполнена портретами великих и модных мира сего. Взять хотя бы классический пример — Юсуфа Карша, с его классической галереей образов. (Кстати, он умер совсем недавно —14 июля 2002 года, в возрасте 94 лет.) Вспомните хрестоматийные уже изображения, скажем, Хемингуэя, Черчиля или Шоу. Думаю, что большинство культурных людей, вспоминая облики этих людей, видят их именно глазом Карша в то самое мгновенье, когда он нажимал спусковую кнопку камеры.

Карш — великий фотохудожник-портретист, это бесспорно. Но метод камерной фотографии — всё-таки слепок с театра. А что бы имело человечество, если бы он «вырвал» из Времени образы доверившихся ему личностей строго фотографически, по-брессоновски? Этого мы не узнаем никогда...

Шкала фотогеничности

Собаки — самые фотогеничные животные. Конечно, после кошек. Правда, дивные маленькие тигры всё-таки на ступенку ниже лошадей. Ну а эти абсолютно совершенные творения Природы, безусловно, вторые — после женщин.

О портрете

Может быть, это и банальность (что, говорят, свидетельствует об истинности утверждения), но секрет успеха фотопортрета при съёмке женщин заключён в умении фотографа мгновенно полюбить реального человека по-настоящему, всей душой.

Не могут заменить это чувство ни искреннее восхищение, ни растворённость в обаянии, ни реальное вожделение, ни, тем более, простое профессиональное неравнодушие. Нет, только чисто вспыхнувшая, всеобъемлющая любовь. Хотя бы и на одну сотую долю секунды.

Интересно, что, фотографируя мужчину, можно обойтись просто глубоким интересом.

Самобытность

Осуществив по рождении своём эстетическую мечту прошлого: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!», Фотография мгновенно была востребована журналистикой, в которой побудительным девизом-императивом является «Остановись мгновенье, ты неповторимо!»

С течением времени, постепенно, осознавалось, что неповторимость как одна из существеннейших граней образа подчас полностью ему адекватна. То есть неповторимость мига и есть его художественный смысл, его образ.

Именно так, фиксируя неповторимое, слитое с художественно значимым, Фотография торит дорогу истинной самобытности.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 19.06.04 14:51