Новые имена
Венера Рабичева
Валентин
Николаевич
—
Здравствуйте, — я выбежала из кабинета.
Он
медленно, смотря мне в лицо, прошёл мимо.
— Да
здравствуйте же, — я руку белую его пожала.
— Ах, это
Вы? — печально отозвался он.
И грустная
складка на лбу стала глубже, неподвижней.
Лицо,
напоминающее луну застывшую,
На котором
пятна тёмно-жёлтые и светло-коричневые,
Как кожура,
исказилось.
Я
поцеловала холодную его щёку.
Щетина
седая царапнула нос.
— Это Вы?
Ну что же... Вы... — бормотал он невнятно
и дальше,
забыв обо мне, отошёл...
Как
странно, как странно,
На него не
похоже, будто прежнее забыто.
Вздыхаю.
Иду.
— Ну, где
же ты? — Оказывается — меня ищут.
— Вы меня?
Зовёте меня? — спрашиваю. — Я здесь.
— Тебя,
конечно, тебя. Он просит тебя. Ждёт.
Потерял.
Что же ты стоишь?
— Стою? Не
стою я. Просто задумалась.
Бегу. Я уже.
— Ну, что
же Вы не здороваетесь? Потерял Вас. —
Трясущуюся
руку тянет.
Беру в руки
свои, к губам прижимаю,
Поглаживаю.
—
Здравствуйте, здравствуйте, —
Не
понимала, что творится в его теле крепком и
старом,
В душе, в
голове.
— Не
обижает ли меня кто?
— Никто,
никто. Что Вы?
— Хорошо
ли мне?
— Хорошо...
Он в глаза
мои смотрит, не моргает.
Руку мою не
отпускает.
Дрожат
теперь обе его руки.
Глаза
мутно-голубые,
Как молоко,
не видно в них дна,
Не живые.
Какая в них
росла трава?
Я знала, он
любил людей,
Южный
Крым...
— Что? Что
Вы говорите? — переспрашиваю.
— Погода?
Ну да, погода неважная.
Действует
на Вас?
Не
удивляйтесь. На многих действует.
Давление?
Высокое?
Ноги
тяжёлые? Не ходят? Ничего, потерпите...
Вы маму
зовёте? Ночами? Зачем?
— Умерла
она... — отвечает. — Похоронил
Несколько
дней назад.
Я знала.
Заранее знала о “ней”.
Теперь
молчала.
Стою перед
ним: поседевшим, согнувшимся.
— Ей — 99,
мне — 72. За жизни боролся.
За её, за
свою.
Я любил её,
а теперь пустота.
То есть я
всё объясню:
Чувство —
оно есть, а ЕЁ нет.
Пустота —
её уход, а значит, частично и мой...
Какая
апатия, бессмыслица в жизни.
А что
погода? Погода — это повод.
Ноги не
ходят не по её вине,
По вине
внутренней.
— Я
понимаю. Я Вас понимаю.
Умирал ли
кто из близких?
Нет. Но я
откуда-то знаю ощущение потери.
Что я знаю
о смерти?
Мало что...
Смерть — она приходит,
Остаётся
память...
О жизни
рассказать? Что будет дальше с Вами?
Вы будете
жить, мама останется — в воспоминаниях, в словах.
Вы её
продолжение.
—
По-настоящему мы раз расставались, —
рассказывает.
Во время
войны, в 42-м.
Потеряли
друг друга. Нашли в 45-м.
Я теряюсь.
Что делать?
Нужен ли я
Вам?
— Откуда
такие мысли?
Конечно,
нужны!
Вам
грустно? Грустите.
Уехать от
нас? Всё бросить? На время?
Если на
время — езжайте.
Мы с Вами...
Я
вспомнила мальчика девятилетнего,
Хоронившего
отца.
Был ли он
ему отец? Пил, исчезал...
Помню
слёзы мальчишки,
Припавшего
к груди отцовской,
Рыбой
пресной пахнущей.
Помню ли я
этого мальчика?
Конечно,
помню. Помню.
Сирота, а
Вы приютили его.
Помню
волосики светлые, лохматые,
На лице
веснушки рыжие.
Казался ли
он диким?
Сначала —
да, с Вами — изменился.
Вы
прощаетесь? Улыбаетесь?
Звали
этого человека Валентин Николаевич. Он ходил
прямо, сидел прямо, спина его была большой,
квадратной, неподвижной. Портфель, старый,
потёртый, из чёрной кожи, прижимал крепко к себе.
Он носил его везде. Валентин Николаевич и
портфель. Никогда с ним не расставался, лишь в
операционную шёл без него.
Из
портфеля всегда извлекались книги, конфеты.
— Валентин
Николаевич, спасибо.
— Да, да, —
отвечал он и целовал в щёку. — Это Вам. И это Вам.
Несколько
коробок с конфетами лежали передо мной.
— Не
обижайтесь, — говорил он. — Не надо. На то, что
редко разговариваю с Вами... А Вы всегда... Всегда
что-то говорите мне. Я внимательно слушаю.
Никогда не перестану слушать. Вы для меня близкий
человек. Да, да, близкий...
Я галстук
после процедуры поправляла, потому что руки его
неподвижно свисают вдоль тела.
— А я ведь
хирург. Хирург... — и молчит долго. — Теперь вот
так, стою перед Вами и сам не верю, что оперировал
месяц назад. А-а, что там... — машет рукой. — Не
пройдёт ничего. Упал и, уже лёжа в овраге, понял —
конец. Был хирург и нет.
Снова
садится на диван, портфель открывает. Достаёт
книги.
— На, на,
посмотри. Одна — моя, другая — тебе в подарок. Та,
что моя, — это новые методы оперирования
тазобедренного сустава.
“Профессор Г. В. Н.”
— читаю. Книга синего цвета, тяжёлая, на первых
страницах фотографии: его и пациентов.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify
date): 19.06.04 14:51