Из публикаций в газете «Медиа Арт Арлекин»
(Москва)

Сергей Мелконян
(Москва)

Театральные сны
(Хроника в трех частях с отчуждениями)

Часть Первая
(1971—1982)

Москва 1982 г.

СОН ПЕРВЫЙ.

Как говорят классики марксизма-ленинизма, новое всегда зарождается в недрах старого. Неизвестно, остался ли жив Народный театр городского Дома Культуры в г. Щелково Московской области, разломав который родилась маленькая театральная студия. Но эта Студия живет по сегодняшний день и имеет довольно известное и скандальное имя: театр-ансамбль «АРЛЕКИН».

«Идея создания театрального организма на принципах сценического объединения в едином драматическом действии как можно большего числа компонентов сценического зрелища - музыки, пластики, вокала, света, живописи, сценографии, актерского мастерства - была творческим кредо многих, кто решался иметь собственное дело в театре.

В экспериментальных театральных мастерских, студиях и театрах Евгения Вахтангова, Александра Таирова, Всеволода Мейерхольда в разной степени своего воплощения она приобрела новую, более близкую нашему времени степень восприятия, дала реальную возможность продолжить свое существование».

Следуя этому канону, коллектив театра-ансамбля «Арлекин» приобрел свое лицо, пришел к сложившейся организационной структуре, выявил свой творческий потенциал, создал школу воспитания синтетического актера, довольно близко подошел к результату, о котором можно говорить, что этот творческий принцип в театре существует.

В 1972 году, я, будучи студентом (Ереванского театрального училища при театре Капланяна) режиссерского отделения МГИКа, взялся за организацию драматической Студии.

Организационные и творческие принципы Студии в 1972 году были еще далеки от того, что представляет собой театр сегодня, но уже тогда Студия сразу стала экспериментировать в нескольких направлениях:

* соединение элементов театральных школ Станиславского, Вахтангова, Брехта, итальянской комедии дель арте (театра масок), русского скоморошьего театра;
* синтез в едином сценическом действии нескольких видов искусства: актерского мастерства, пластики, музыки, живописи, света, цвета, хореографии и т. д.

В принципе, театр возник из спора.

Молодой режиссер заявил, что ПРАВДА ЖИЗНИ И ПРАВДА СЦЕНЫ - ВЕЩИ РАЗНЫЕ. И стал с этих позиций ставить свой первый спектакль «Двадцать минут с ангелом» по пьесе А. Вампилова.

Как должны спать пьяницы, вдребезги накачавшиеся с вечера?

«Как в жизни», - сказал режиссер Народного театра. - «Устраивайтесь поудобнее и спите».

Молодые же актеры по требованию молодого режиссера искали наиболее невероятные положения тела, которые вряд ли можно встретить в жизни, но которые зрителем в жанре мюзикла-абсурда принимались, как вполне естественные...

Этот спектакль мне и ребятам пришлось заканчивать во Дворце культуры аэропорта «Внуково» (ДК «ВНУКОВО»)

Скорее всего, случайно мы тогда назвали Студию «ИМПУЛЬС». Однако это название мы вспомнили через 10 лет, когда на одном из занятий по мастерству актера я завел серьезный и сложный разговор о развитии импульсного сознания актера и импульсного действия.

Меня интересовала драматургия, дающая возможность импровизировать не только актерам, но и возможность создания своих сценических вариантов пьесы в зависимости от включения в работу новых чисто зрелищных компонентов как равноправных элементов действия. Этим задачам полностью на том этапе отвечала драматургия А.Вампилова.

Мы взяли одну часть пьесы Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» («Двадцать минут с ангелом»).

Премьера спектакля состоялась 10 июня 1974 года.

Выводя спектакль из классических канонов чистого жанра и определив его как мюзикл-абсурд, а в рабочем процессе - «Концерт для двух роялей, скрипки с двумя пьяницами и агрономом», мы искали ту единственную внешнюю форму спектакля, которая объединила бы компоненты в одно целостное, единое зрелище, при максимальном обострении социальной темы пьесы, проблем, заложенных в нее драматургом.

«Легкая, податливая ирония «Саморазоблачений» героев изгонялась острым сарказмом позиции создателей спектакля. Абсурд был фоном, а логичность - полновластной хозяйкой всего мира, в который мы с вами смотрелись, как в перевернутое зеркало. Каждый узелок события, как и в «партитуре» автора, по-разному преломлялся, становясь то трагедией, то пародией на нее, то шаржем. Событие, обретая особую подвижность, оказывалось словно на наших глазах сымпровизированной притчей о стыде нашем, о боли в нас, о нравственных обязательствах каждого в этом мире».

(«Московский комсомолец» 02.04.77г. «Открытое пространство поиска» Н. Корниенко)

ОТЧУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ.

Цель всего искусства - рождать КАТАРСИС, приносящий обновление ДУШЕ человека, приносящий ДОБРО. В этом начинается слияние многообразия искусств, наиболее полное одновременное воздействие на зрителя.

СИНТЕЗ! Дело даже не в определении. Скорее всего, необходимость подчеркнуть процесс синтезации будет создавать и более полные, все расширяющиеся в определении названия, - пока не придет к единому понятию - ЗРЕЛИЩЕ. Сам по себе синтез выразительных средств, используемых в действии на равноценных началах, не нов. К этому стремились и Вахтангов, и Мейерхольд, и где-то даже небезызвестный К.С.Станиславский.

Этап развития процесса поиска и эксперимента, определяющий позиции актеров и режиссера и коллектива в целом:

* главным являются два компонента: ВНЕШНИЙ - выразительная форма зрелища и ВНУТРЕННИЙ - градус темперамента актера в определенной системе оценок и условий игры;
* пластический рисунок роли и спектакля - это мизансценирование в условиях постановочного решения, а выполнения актерами пластических задач по действию, наряду с задачами действия словесного.

Событие на сцене должно рождать событие в зале в кульминационный момент спектакля, что должно проявляться через личную переоценку каждого зрителя.

Работа над спектаклем и учебный процесс в Студии показали целесообразность эксперимента сочетания профессиональных сил, в качестве актеров-педагогов, и молодых студийцев-любителей в едином организме Студии и принесли положительные результаты. Это дало право продолжить эксперимент и расширить работу.

melkon1.jpg (13004 bytes)

«Взятка, или Благодарность» (по пьесе А.Островского «Доходное место»)

melkon2.jpg (12010 bytes)

«Альпийская баллада» (по Василию Быкову)

Осенью 1974 года Студия перебирается (естественно, не по собственному желанию) в один из отделенных районов г. Москвы - Капотню, где построен нерукотворный памятник советской промышленности - МОСНЕФТЕЗАВОД (дыми, дорогой наш, дыми!).

Точнее, мы перебрались во Дворец культуры Моснефтезавода.

Не без определенных ассоциаций, конечно, мы решили назвать Студию - «АВАНГАРД». Театр-студия «АВАНГАРД».

Кроме работы над драматургией проводятся систематические занятия по элементам актерской техники, пластики, вокалу, ритмике. Студийцы учатся владеть несколькими жанрами одновременно, используя полученные знания и опыт в новых работах.

К 30-летию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне театр выпускает два спектакля: «Альпийская баллада» по одноименной повести В.Быкова и «Реквием» по пьесе Б.Рабкина «Самая длинная ночь».

Много внимания уделяется пластике как одному из самых символичных средств выражения, музыке как компоненту образного решения, сценографии с ее предельной строгостью и графикой. Все эти компоненты наряду с использованием приема, каким пользовался древнегреческий театр, выводя на сцену хор как связующее звено между зрителем и действием на сцене, нашли свое воплощение в спектакле «Альпийская баллада».

«Отважиться на эксперимент - для этого мало только молодости и энтузиазма. Тут необходима свобода духа и особая этика... не уставать от проб и ошибок, не доверять стандарту, не пробиваться к обеспеченности, остерегаться привычек к обыденному - значит обрести свой шанс дарить столь необходимую сегодня одухотворенность».

(«Московский комсомолец» 02.04.77 г. Н. Корниенко)

Кроме репертуарных спектаклей, в Студии в лабораторном порядке велась экспериментальная работа над такими пьесами, как «Ричард Третий» У.Шекспира, «Шесть персонажей в поисках автора» Л.Пиранделло, «Пещерные люди» У.Сарояна.

В рецензиях на спектакли отмечается возросший исполнительский уровень актеров и студийцев. В спектакли был впервые введен музыкальный ансамбль. Народный артист СССР Г.Л.Рошаль, подчеркивая положительный характер поисков театра-студии «Авангард», их реальный творческий результат и целесообразность такого коллектива, обращается в Секретариат ВЦСПС - Л.А.Землянниковой - с просьбой оказать помощь коллективу. Выдвигается идея создания на базе театра-студии «Авангард» нового Рабочего Театра. Заключение ДХС и МГСПС по работе было положительным, эксперимент признан интересным и целесообразным, а горкому профсоюзов - тов. Сухорущенковой - было рекомендовано создать на базе Студии Народный театр, улучшив материальную базу коллектива.

Ксерокопия письма Г.Рошаля - Л.Землянниковой прилагается (Приложение № 1)

Ксерокопия письма Секретаря МГСПС Р.Папилова - зав. культмассовым отделом ВЦСПС Синицыну В.Г. прилагается (Приложение № 2).

Письмо зав. культмассовым отделом З.Пашковой - Председателю городского комитета профсоюза рабочих нефтяной, химической и газовой промышленности тов. Сухорущенковой Г.Ф. (Приложение № 3)

Идея создания была нова, эксперимент театра-студии «Авангард» был смелым и рискованным, выходил за рамки существующего разделения на профессиональный и любительский театры, ломал структуру привычного мышления.

Театр был настолько специфичен, что его некуда было отнести - он был первым в своем эксперименте. Любое вмешательство извне, пытающееся внести его в рамки, нарушало его КРЕДО. Единственным выходом из этого была верность своему принципу и продолжение борьбы за свое существование.

Московские и центральные газеты активно поднимали вопрос о необходимости создания самодеятельных молодежных театров и филиалов профессиональных театров в отдаленных рабочих окраинах Москвы. Шли дискуссии, споры... А молодую Студию тем временем вышвырнули на улицу. Погибла часть декораций и реквизита.

Это было первым столкновением с безнаказанным варварством руководящих работников. Это положило начало огромной многолетней переписке театра с органами профсоюзов, комсомола, партии.

Целый год скитались мы по Москве как бродячие комедианты-скоморохи, которые нигде не могли найти себе пристанища. Ничего не оставалось, как согласиться на приглашение главного режиссера Мичуринского драмтеатра (Тамбовская область) Г.Прыгуновой и временно уехать из Москвы для постановки спектакля «Месяц в раю» Зискинда.

Организационные неудачи этого периода не смогли сломить духа, движущего поиск. Весной 1976 года, по возвращении в Москву, мы продолжили свою работу в клубе парфюмерной фабрики «Новая Заря» как Музыкально-Драматическая Студия. Таким стало новое название театра.

(Несколько слов о М.Новохижине)

ОТЧУЖДЕНИЕ ВТОРОЕ.

Заботы, сомненья, тревоги
Сегодня, вчера и всегда.
В пыли нашей длинной дороги
Затоптаны зерна добра.
Мы за прогрессом и спешкой,
Мимо прошли, не заметив,
Злая коробит усмешка...
Кто нам за это ответит?!
За одинокие души
И за никчемные жизни,
Водки и песен удушье,
За не рожденные мысли.
И за мечтанья в секрете,
И за мешки под глазами,
Кто нам за это ответит?!
Кто же, скажите???

Знаменитая «Принцесса Турандот» в постановке Е.Б.Вахтангова! Комедия дель арте! Одинокой звездой сверкаешь ты на театральном небосклоне Москвы и, к сожалению, с каждым годом опошляясь, дошла до сегодняшней похабщины, которую несут со сцены «продолжатели», псевдоученики твои, Мастер. Иуды справляли твое Столетие, с такой изощренностью и садизмом уничтожая Тебя, что невольно порой руки опускаются.

Но вот появляется маленькая искорка... Маленькая Студия в условиях далеких от минимальных, решается ставить (робко, осторожно) Комедию дель арте «Король-Арлекин» по одноименной пьесе Р.Лотара.

Клуб парфюмерной фабрики «Новая Заря» стал действительно для нас новой зарей. Здесь впервые Студия получила признание общественности и мастеров искусств, критиков и журналистов.

«Говорит Григорий Львович Рошаль:

- Студия при клубе «Новая Заря», по-моему, перспективная. Она кажется мне одной из наиболее интересных московских молодежных студий, которые мне приходилось видеть. Я приветствую любопытные начинания режиссера Мелконяна и всех его соратников и сотоварищей. Их постановка «Короля-Арлекина», безусловно, представляет художественный интерес».

(«Московский комсомолец» 27.02.77г. «Преданность искусству удивительная» Г. Гулиа)

Как и вампиловский спектакль, «Король-Арлекин» имел несколько сценических редакций, являясь еще одним звеном в воспитании новой актерской Школы, новым пространством для поиска, где главная цель - мастерская, а театр - внешняя форма существования.

В такой мастерской нет разделения на труппу и студию, оркестр и постановочную часть, это нужно для театра, это то братство, когда каждый член коллектива - единоверец, а не единомышленник.

(кто участвовал в просмотре)

ОТЧУЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕ.

Мы обращаемя к ВЕРЕ, как к пути действия. Вера нам дает ту особую силу, которая при практической деятельности становится необходимостью. Довольствоваться малым - одно, простота - совсем другое. Хорошо быть простым в своей внешней жизни, но гораздо важнее быть внутри себя простым и ясным.

Спектакли Студии не прошли незаметно, они стали привлекать профессианалов: актеров, режиссеров московских театров, искусствоведов, театральных критиков, представителей прессы.

Особое внимание обратил на работу Студии Москворецкий РК ВЛКСМ. Рассмотрев и обсудив работу Студии, Москворецкий РК ВЛКСМ г. Москвы совместно с отделом культуры района (Решение Бюро №71 от 2 марта 1977 года и №74 от 23 марта 1977 года) открыл на базе Студии Комсомольско-молодежный театр-студию «Юность» при РК ВЛКСМ, утвердив Устав Театра, Положение о Театре и Студии.

Коллектив получает право выступать с платными спектаклями в г. Москве.

В этот период театр-студия «Юность» расширяет свои контакты с другими драматическими студиями Москвы. Начинают проявлять интерес к театру некоторые профессиональные организации: Росконцерт, Главное Управление культуры г. Москвы. Театр-студия «Юность» становится событием в жизни экспериментальных студий Москвы:

* передача по Центральному телевидению - апрель 1977 г., «Москва и москвичи»
* передача по радио «Юность» - май 1977 г.
* статьи в газетах и журналах: «Московский комсомолец» (27.02.77г. и 02.04.77г.), «Клуб и художественная самодеятельность», №12 1977г. («Юность» - юношеству).

Перед РК ВЛКСМ встают вопросы нового помещения для коллектива, его материально-технического оснащения.

Однако инициатива второго секретаря РК ВЛКСМ Б.Кравченко по созданию театра с целью улучшения культурного, эстетического и нравственного воспитания молодежи района не устроила первого секретаря РК ВЛКСМ товарища Михайлова - «Эх, карьера ты моя, карьера!», а также, как это выяснилось позднее, профсоюзный комитет фабрики «Новая Заря».

Тов. Михайлов недолго думал, как освободиться от театра, «факты» сами лезли в руки (гневные письма моей жены). Как же не сфабриковать... извините, «творчески не подойти» к вопросу о театре?

И на сей раз театр оказался на улице. Что действительно произошло тогда, до сих пор никто не может серьезно объяснить. Известно только, что нет ни одного официального документа о закрытии театра.

Спокойно отсиживай свою задницу, тов. Михайлов, совесть твоя чиста. Ведь она (совесть) получила санкцию от инструктора МГК КПСС тов. Галина.

Вся огромная сеть профсоюзных, комсомольских, партийных инстанций оказалась глухим болотом, в котором тонули письма и просьбы Молодежного театра.

Зловещее, страшное, бездонное болото, которое при ярком солнце непричастности все люди принимают за милый лужок с сочной травкой.

ОТЧУЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

Он не желает умирать!

О, с каким удовольствием ОНИ постояли бы над ЕГО могильным холмиком. Они принесли бы и цветы, и венки. Они даже поставили бы дорогое красивое надгробье.

Сколько стрел и копий, сколько яда и лжи было истрачено, чтобы ускорить его гибель!

(Вот если бы вся эта энергия пошла бы на разрешение народнохозяйственных задач!)

В сентябре 1977 года коллектив Студии переходит в Черкизовский клуб Московского Метростроя. Прославленный Московский Метрострой - сколько подвигов ты знаешь?! Но этот останется в веках!!!

В этот период организуется большой набор в студию-мастерскую при театре. Своими руками оборудовали помещение клуба: перестроили большой зрительный зал, оборудовали комнаты для студийных занятий (в который уж раз! - бедные, нищие профсоюзы!)

14 ноября 1977г. спектаклем «Альпийская баллада» В. Быкова в помещении Черкизовского клуба Метростроя Студия открыла свой новый театральный сезон. И новое название: Музыкально-Драматический театр-ансамбль.

Несмотря ни на какие трудности, творческий и организационный потенциал коллектива продолжает расти, рождается новый спектакль - «Франсуа Вийон» по драматической поэме П. Антокольского. Эксперимент обретает глубину, затрагивая одну из его главных сфер: сочетание внутренней и внешней формы спектакля. Спектакль-КРЕДО, спектакль-СИМВОЛ!

К январю 1978 года Студия как социальная структура представляла собой по своим внутренним правилам новое явление: нравственные нормы студийности соединялись с законами профессиональной мастерской. В организационном плане театр вводит новое понятие: ТЕАТР-АНСАМБЛЬ. Еще большая сплоченность, еще большая вера!

По-итальянски называется: ansamble

Как существительное, слово действительно звучит «ансамбль», но чаще оно употребляется как наречие, и тогда оно звучит «вместе». Таким образом мы декларируем: во-первых, коллективность творчества, а во-вторых, общность со своим зрителем. В сущности, это название-лозунг: «Театр вместе!»

Именно здесь, в Черкизово, впервые нам удается профессионально организовать Студию-мастерскую и учебный процесс в ней.

Мы говорим: «ИССКУССТВО ЕДИНО». Студия-мастерская объединяет все театральные направления, которые являются лишь различными средствами достижения одной цели. Нет театра абсурда, но есть направление «абсурд», нет театра Брехта, но есть способ, предложенный Брехтом. Театр един, и он обязан использовать все имеющиеся в его арсенале средства. Естественно, к актерам Театра должны предъявляться требования абсолютные. Он, актер, становится не главным и не второстепенным, а равноправным компонентом действия, наряду с музыкой, световым и цветовым образом, сценографией (пространством сцены). Совершенно очевидно, что актеров необходимо готовить в СВОЕЙ ШКОЛЕ.

В декабре 1977 года Художественный Совет Театра-ансамбля совместно с дирекцией клуба обратился за помощью в вышестоящую организацию - ДОРПРОФСОЖ МЕТРОСТРОЯ, так как эти начинания полностью совпадали с целями и задачами Клуба. Ответ последовал такой: «Второй театр в системе Метростроя нам не нужен (первый был во Дворце Метростроя), в Черкизовском клубе планируется создание крупного духового оркестра».

Конкретные действия руководителей Дорпрофсоюза не заставили себя долго ждать (т.т. Титеева, Малышева). В конце декабря того же года, воспользовавшись болезнью директора клуба А. Бобкова, вышеупомянутые товарищи нашли среди работников клуба своего человека, назначили исполняющим обязанности директора и стали ее руками (метод старый, апробированный еще до возникновения христианства) методически уничтожать Театр.

Первым делом т. Ушакова (и.о. директора) уволила пятерых работников театра - не помогло. Далее по ее указанию был отключен свет во время спектакля «Король-Арлекин» 19 января 1978 года. 23 января, якобы для ремонта пола в большом зрительном зале (по приказу все той же Ушаковой) были разломаны принадлежавшие коллективу театра сценические станки-декорации, не имеющие никакого отношения к имуществу клуба. И наконец, были демонстративно сожжены новые, только что полученные из типографии афиши театра.

Все эти действия т. Ушакова постоянно согласовывала с вышеуказанными руководителями ДОРПРОФСОЖМЕТРОСТРОЯ, при этом нагло спекулируя своей партийной совестью и прикрываясь партбилетом.

В личной беседе со мной мадам Ушакова (как она любила называть себя) заявила, что она ставит интересы своей профсоюзной организации выше интересов партии.

По всей видимости, это не шокировало один из самых боевых отрядов партии - МГК КПСС. Иначе непонятно поведение инструктора МГК КПСС т. А.Лазарева, который якобы хотел восстановить порядок в Черкизовском клубе.

А что, собственно, произошло - нарушение статьи новой Советской Конституции? попирание человеческих прав и достоинства участников коллектива? извращение и игнорирование «Положения о профсоюзных клубах»?

Ну и что?!

Коллектив театра обратился в вышестоящие инстанции с просьбой о восстановлении прав трудящихся, обеспечиваемых Конституцией СССР и так грубо нарушенных в Черкизовском клубе. Однако, не дождавшись никакого ответа ни из ЦК КПСС, ни из газеты «Правда», куда были направлены письма, коллектив театра обратился открытым и честным письмом на XVIII съезд ВЛКСМ.

ОТЧУЖДЕНИЕ ПЯТОЕ.

Вашим сердцем никогда не мыли полы?

Вот берут человеческую Душу, окунают в ведро с водой, надевают на швабру и.........

Люди! У вас не горят ноги, когда вы ступаете по этому полу?!

Посмотрите, как он блестит, какой он чистый.

Его вымыли театральными костюмами, превращенными в половые тряпки!

А где-то горят наши декорации, разломанные на дрова.

Вам тепло, люди? Наши декорации горят жарко...

Частицы наших сердец вложены в них...

Нет! Нет! И еще раз нет! Категорически не устраивал Театр руководящих работников. Что? Статьи в газетах?! Передачи по радио и телевидению?! Отзывы зрителей!? ПЛЕВАТЬ!!!

Какая, к черту, интеллигентность? Как озверевший робот, с механической безжалостностью и человеческим изуверством обрушились ОНИ на ТЕАТР.

Что? Грязные руки? Но кто сможет обвинить руководящие инстанции во всем этом безобразии? Нет... ОНИ нашли маленького человечка, потенциального фашиста и дали ему Большую власть. Их руки остались чистыми. ОНИ просто стояли вокруг живой стеной, чтобы ни один крик, ни одно слово, ни один факт не вышли наружу...

Концлагерь без колючей проволоки - вот во что превратили ОНИ помещение, где работал Театр. Даже скрываемое раньше недовольство национальностью режиссера здесь выражалось открыто, в глаза.

ОНИ были уверены в своей безнаказанности. ОНИ даже поощрили своего маленького фашиста путевкой в дом отдыха, для укрепления здоровья, подорванного в борьбе с этим проклятым Театром.

А в небольшой комнате продолжались репетиции, на квартирах ребят хранились спасенные остатки декораций и костюмов.

И среди обломков наивности, веры в справедливость, среди непрекращающихся открытых ударов и укусов исподтишка, среди всего этого террора рождался новый спектакль - «Франсуа Вийон»!

Все слилось в нем: и творческий голод, и варварство большого начальства, преданность искусству и слепота маленьких вождей, безысходность и вера, стиснутые зубы, сжатые кулаки, спрятанные слезы...

Вместе со спектаклем заново рождался ТЕАТР, возрождался, как легендарный ФЕНИКС из пепла.

20-22 июня 1978 года во Дворце культуры Московского авиационного института (ДК МАИ) комиссия ЦК ВЛКСМ совместно с представителями Министерства культуры РСФСР и Главного Управления культуры Москвы просматривают четыре спектакля Театра-ансамбля: «Как закалялась сталь» Н.Островского, «Альпийская баллада» В.Быкова, «Король-Арлекин» Р.Лотара, «Франсуа Вийон» П.Антокольского. Чтобы определить: что делать с Театром?! Ответственный за просмотр - тов. Е.Поздняков, работник Отдела культуры ЦК ВЛКСМ.

Впрочем, это была вторая встреча с Е.Поздняковым. Первая состоялась в 1975 году в Краснопресненском районе Москвы, где т. Поздняков работал Первым секретарем РК ВЛКСМ. Тогда он, Евгений Иванович, сделал ставку на Спесивцева, предоставив ему и помещение, и необходимые условия, а нас просто выставил за дверь.

Какая партийная интуиция!

Только спустя девять лет мы узнаем об аморальности Лауреата премии Ленинского Комсомола, главного режиссера Молодежного театра-студии на Красной Пресне В.Спесивцева. Ну и что? Ведь не такое еще бывало! Увы!

Просмотр 1978 года был проведен очень лихо: состав комиссии коллектив узнал только перед поднятием занавеса. Председателем комиссии был назначен некий режиссер А.Литкенс, у которого к тому времени не было поставлено в Москве ни одного спектакля.

Спустя три года «Председатель комиссии» сам попробует свои силы в создании самодеятельной театральной студии в МГУ.

Спокойно допустив зрителей на первые два показа, почему-то запретили пускать зрителя на третий день, когда шел спектакль «Франсуа Вийон» (совпадение ли?). Потом, после просмотра, так и не смогли узнать, кто же наложил этот запрет. Все члены комиссии оказались не при чем.

Признав за коллективом право на существование в избранном направлении, комиссия не смогла противостоять традиционным рамкам положений, регламентирующих работу творческих организаций. В течение трех месяцев приемная Отдела культуры ЦК ВЛКСМ была дежурным постом для ребят, которые ждали решения своей судьбы, судьбы своего Театра.

ЦК ВЛКСМ не смог решить вопрос коллектива. И в августе 1978 года Театр практически остается на улице. В который уж раз!!!

СОН ВТОРОЙ

В октябре 1978 года Студия решила попробовать перейти в профессиональную систему. В клубах и подвалах ЖЭКов возможен только учебно-репетиционный процесс. Продолжить работу над основными задачами театра можно только при ежедневной репетиционной работе в нормальных профессиональных творческих условиях. Самодеятельный этап Театра-ансамбля как Школы-мастерской обеспечить этого не мог.

Профессиональный и художественный уровень спектаклей многих самодеятельных студий можно поставить примером даже профессиональным театрам. Самодеятельное искусство как великий и действенный показатель общего культурного уровня народа делает в последние двадцать-пятнадцать лет огромный скачок вперед. И в недрах молодого самодеятельного театрального искусства уже сейчас зарождается новая школа Зрелищного Театра, театра действенного, активного, яркого, предъявляющего зрителю и требующего от него более высокого уровня нравственности, этики, культуры. Рождаются новые формы театрального зрелища, выразительности; открываются новые стороны актерского и режиссерского мастерства; активно развиваются и исследуются лучшие традиции мировой и советской театральных школ.

Меняется и сама форма театрального организма. Вместо несколько консервативного принципа жесткой структуры предлагается подвижная, постоянно совершенствующаяся сама в себе форма ТЕАТРА-СТУДИИ.

Уже не единичное случайное явление, а массовое, повсеместное появление театральных студий, доходящих в своем развитии до профессиональных театров.

Мы имеем и печальный пример выхода в профессионалы такой Студии... Студии под руководством Г.Юденича... Печальный, потому что, будучи первой, неся новые законы существования профессионального театрального организма, эта Студия в одиночку не смогла сломать, изменить уже существующую профессиональную систему. Эту студию просто пихнули в старые рамки и сломали хрупкий еще молодой организм.

Более интересный пример мы имеем с Театром Пантомимы под руководством Г.Мацкявичуса. Коллектив родился из студии, перешел в профессионалы. Вероятно, ему было легче... формы Театра Пантомимы как таковой пока не существовало, она была создана им. Видимо, поэтому театр живет, работает... Но и он не до конца доволен своим положением: много рамок, мешающих полнокровно существовать и развиваться коллективу, по сути своей не стыкующемуся с этими рамками.

Вернемся к нашей Студии. Итак, поскольку работы нашего Театра хорошо знали в Росконцерте, после дополнительного просмотра коллектив был принят временно на работу во Владимирскую областную филармонию.

«При областной филармонии начал работать Экспериментальный молодежный Театр-ансамбль. На сцене Концертного зала имени Танеева коллектив поставил спектакли по произведениям Николая Островского, Василя Быкова, Уильяма Сарояна.» («Советская культура» 01.12.78.)

Популярность молодого театра по иронии судьбы обернулась против него. Владимирский областной драматический театр им. Луначарского усмотрел в молодом коллективе непрошенного конкурента, в дни спектаклей которого зрительный зал драматического театра пустовал.

Дирекция филармонии не замедлила сделать соответствующие выводы. Поэтому в январе 1979 года остро встал вопрос о переходе в другую концертную организацию и об официальном признании нового Театрально-концертного коллектива.

К этому времени эксперимент нашего театра в области синтетического зрелища стал особенно модным и популярным. Театр им. Ленинского Комсомола в Москве ставит спектакли с вокально-инструментальным ансаблем «Аракс»; появляются новые программы псевдо-рок-опер других ВИА: «Красная Шапочка, Серый Волк и Голубые Гитары», «Алые Паруса» и другая халтура.

То, к чему Студия пришла путем долгих поисков, проб, ошибок, профессианальные коллективы, понявшие наконец необходимость синтеза и сценического зрелища, попытались искусственно склеить, используя только внешние элементы.

В упорном стремлении к работе коллектив Театра-ансамбля добивается в марте 1979 года просмотра (надо все-таки подсчитать количество всех просмотров) Художественным Советом Росконцерта совместно с представителями Министерства культуры РСФСР.

«На днях во Дворце культуры «Москворечье» столичные зрители стали свидетелями еще одного театрального коллектива: Музыкально-Драматического театра-ансамбля.

Начало театру положила студия, организованная режиссером Сергеем Мелконяном в 1972 году.

И вот день сегодняшний, занавес поднят. Зрители увидели пластический этюд по повести В. Быкова «Альпийская баллада», музыкальное представление по пьесе Р.Лотара «Король-Арлекин» и инсценировку драматической поэмы П.Антокольского «Франсуа Вийон».

-Будущее для нас,- сказал главный режиссер театра С.А.Мелконян, -поиск все новых и новых контактов с требовательным зрителем. Сейчас мы готовим два новых спектакля: «Доходное место» А.Островского и «Эне-бене», цирковое представление для театра, посвященное памяти известного советского клоуна, актера, мима Леонида Енгибарова. В добрый путь!»

(«Комсомольская правда» 23.02.79 г. Р.Баблоян)

В августе 1979 года официально был открыт в системе Росконцерта Новый профессиональный коллектив МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ АНСАМБЛЬ «АРЛЕКИН».

Письмо Министерства культуры РСФСР за №16-82 от 15.08.79г.

Репертуар Театра-ансамбля «Арлекин» просмотрен и принят Художественным Советом Росконцерта: протокол №22 от 8 и 13 августа 1979 года.

И коллектив направлен на работу в Ярославскую областную филармонию.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, ТОВАРИЩ ДИРЕКТОР!»

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, МИЛОСТИ ПРОСИМ!»

- В добрый путь - повторил слова газеты «Комсомольская правда» генеральный директор Росконцерта В.Ходыкин, вызвав к себе С.Мелконяна, - в Москве для вашего театра, извините, места не нашлось...

- Совершенно верно, - подтвердил начальник Управления музучреждений Министерства культуры РСФСР А.Макаров.

- Но ведь зрители принимают...

- Мало ли что, Зритель где угодно примет. Поедете в Ярославль и будете работать в Ярославской филармонии.

- Однако у нас репетиционная база в Москве, а в Ярославле, как говорится, ни кола, ни двора, ни прописки.

Фи! - оскорбился за искусство А.Макаров, - что за милицейская терминология? Искусство требует жертв, а театр начинается не с вешалки, а с поиска. Ищите свое лицо.

И молодые артисты (старшему тридцать, младшему девятнадцать) поехали в Ярославль искать свое лицо...»

(журнал «Крокодил» № 11 1981 г. Ю.Борин)

Несмотря на довольно меткое замечание «Крокодила», тем не менее театр стал официально профессиональным коллективом в системе Министерства культуры РСФСР.

Один счастливый год выпал на долю театра: сентябрь 1979 года - сентябрь 1980 года; когда, несмотря на бедность, плохое оборудование, длительные простои коллектив усиленно работает, набирая мастерство, знания, опыт, репертуар и известность у зрителя.

За это время полностью формируется школа актерского мастерства, организационная структура и выявляется кредо.

Театр приступает к постановке «Доходного места» А.Островского (вот вам и русская классика, товарищи из Министерства ).

Обращение Театра-ансамбля «Арлекин» к классике говорит о том, что он (театр) стремится в своих поисках вести зрителя к высшим ступеням духовности, эстетического развития, к его устремлению туда, где скрещиваются активные поиски Художника с возросшим зрительским вкусом.

Спектакль «Доходное место», а в редакции театра «ТРАКТИР», построен в стиле русского народного балаганного представления, используя уже проверенные элементы и формы итальянского театра масок.

«Спектакль «Трактир» открывается за полчаса до начала основного действия. В стилизованных костюмах актеры в роли официантов разносят до начала представлений чай, а на столах гостей уже ждут бублики, баранки, пряники. Мы окажемся как бы соучастниками представления о маленьком человеке Жадове, сломленном социальной средой.»

(«Советская культура» 24.09.83 г. В.Климов)

Итак, молодой экспериментальный театр начал гастроли по городам РСФСР. Впрочем, слово «экспериментальный» уже исчезает с афиш театра, так как время, практика и зритель подтвердили правильность и жизненность этого эксперимента.

Спектакли театра везде принимались с неизменным успехом. Пресса, передачи по радио, телевидению, грамоты; одним словом, внешняя форма работы была полностью признана. Что несомненно подтверждает Творческая характеристика на Главного режиссера, данная Росконцертом.

Однако конфликт духа театра, его школы, его внутренней формы с существующей действительностью углубился, так же как мастерство, перешел на высший этап. Предлогом для взрыва этого конфликта стали взятки. Болезнь, охватившая всю концертную систему; болезнь, о которой уже не только все знают, но многие говорят. Впрочем, взяточничеством поражена не только концертная система.

Молодой дерзкий театр, отказавшийся давать взятки, вызывал ненависть не столько своим отказом, сколько тем, что посмел высказать его вслух; более того, посмел протестовать против подобного обворовывания.

Последовало увольнение всего состава театра. Театр не отступил и начал борьбу. За театр вступился Всесоюзный сатирический журнал «Крокодил»

«-Ну вот, - кручинился в своем кабинете Директор Ярославской филармонии Э.Даллонян. - Не было печали - черти накачали. Нужен мне этот «Арлекин» как гвоздь в стуле. Одна морока - то им гостиницу заказывай, то реквизит приобретай, то на гастроли отправляй... Хотя и доход приносят государству, но какая, спрашивается, польза мне лично? - И, поразмыслив, сам же ответил:

- Никакой.»

(журнал «Крокодил» №11,1981 г. Ю. Борин «От жажды умираю над ручьем»)

ОТЧУЖДЕНИЕ ШЕСТОЕ

Товарищ Директор! Вам не бывает страшно вечерами в этом большом, красивом кабинете? Вас не тревожат наши призраки? Они еще ходят в этих комнатах, гримерках, зале... Они еще не собрали все наши слезы, горькие слезы бессилия... Вон, видите, одна слезинка закатилась за ножку Вашего стола...

Новый бой впереди! Бой на открытой площадке, на виду у всех!

Приказа о закрытии театра или о его расформировании так и не издали. «Зачем? Поголодайте, месяца через два сами разбежитесь», - вот мнение Управления музучреждений Министерства культуры РСФСР.

Итак, коллектив полностью окупил себя и даже принес доход филармонии. Зрители проявляли везде большой интерес к этой своеобразной форме нового театрального искусства, что явствует из статей в прессе, передач по радио и телевидению, почетных грамот. Поступает много приглашений о повторных гастролях. Форма концертного зрелища театра-ансамбля нашла положительный отклик в зрительных залах и в отчетах бухгалтерии филармоний. Проверенный на практике и, надо сказать, трудной практике, эксперимент выдержал проверку временем и должен был получить поддержку вышестоящих организаций, заинтересованных (как хотелось думать тогда) в улучшении если не форм нового искусства, то, хотя бы, форм концертной работы.

Конфликт, вспыхнувший на этот раз вследствие несоответствия старых положений организационных форм работы новому содержанию молодого театрального организма, начался в Ярославской областной филармонии и за пять месяцев (октябрь-декабрь 1980г. - февраль 1981 г.) дорос до Министерства культуры СССР и Отдела культуры ЦК КПСС;

* т. Кухарский В.Ф. - заместитель министра культуры СССР,
* т. Федорович В.Г. - начальник Управления музучреждений МК СССР,
* т. Курпеков Ю.К. - зав. секторм ЦК КПСС.

Выяснилось главное: устаревшие формы в организации учреждений культуры и искусства, начиная от малой единицы и кончая высшими органами, в настоящее время становятся кандалами на ногах нового советского искусства. Они являются устаревшими рамками, которые мешают молодым организмам. Их надо или разрушить, или перестроить.

ПЕРВЫЙ ПРОСМОТР.

Конец марта 1981 года. Каких трудов стоило продлить договор с филармонией до конца марта: и обращение театра в Ярославский областной комитет партии, и в редакцию газеты «Правда», и многое другое. Так или иначе, просмотр был назначен на конец марта 1981 года, хотя ни руководство филармонии, ни Управление музучреждений Министерства культуры РСФСР не были готовы к этому. Точнее, ничего не сделали для бескомпромиссного, профессионального просмотра - никаких условий, зато конъюнктурно все было готово.

Комиссия даже не пожелала соблюдать внешне приличную форму «незаинтересованности», обвинила театр-ансабль в непрофессионализме и антихудожественности. И это - наперекор многочисленным отзывам прессы, почетным грамотам и профессиональному мнению многих мастеров искусств.

Театр опротестовал «решение» комиссии. Конфликт перешел на уровень Министерства культуры РСФСР.

«Постскриптум. Я позвонил заместителю министра культуры РСФСР С.Колобкову и задал ему вопросы, вытекающие из фельетона.

- Видите ли, - сказал Сергей Михайлович, - «Арлекин» почему-то непременно хочет работать в Москве...

- А что, это невозможно?

- Но его Московская областная филармония, например, брать не желает.

- И что же дальше?

- А дальше мы организуем прослушивание этого коллектива. Если он нам подойдет...

- Но прослушивание уже было, и довольно давно.

- Ну и что же? А мы еще раз прослушаем. И вообще, они, по-моему, слишком много жалуются.

Вопросов больше не было.»

(журнал «Крокодил» №11, 1981г. Ю. Борин «От жажды умираю над ручьем»)

Решение о втором просмотре последовало только после коллективных писем театра: Министру культуры РСФСР Ю.Мелентьеву, Председателю Президиума Верховного Совета СССР.

ВТОРОЙ ПРОСМОТР.

Олимпийская деревня. Лето 1981 года. Большой зал Дома концертных организаций Росконцерта встретил нас настороженно, как бы говоря нам: «Эх, с кем вы боретесь, ребята, ребята?!»

И действительно, Второй просмотр ничем не отличался от первого.

Только на этот раз товарищи из Министерства культуры РСФСР ничем не погнушались ради доказательства своей правоты. Они воспользовались приемом старым, апробированным, верным. Коллективу театра не сообщили ни состав комиссии, ни имя председателя. А многих членов самой комиссии даже не проинформировали, что они будут смотреть и какой коллектив. «Операция» по уничтожению театра была поручена Управлению музучреждений Министерства культуры РСФСР (т.т. Ушкарев, Чальян, Кузнецова и др.), и они лихо, профессионально ее провели.

Однако:

* приказа о просмотре не было. Только телеграмма за подписью министра культуры РСФСР С.Колобкова;
* несмотря на то, что коллектив фактически с октября месяца 1980 года не имел возможности для нормальной творческой работы, было определено только два дня репетиций;
* коллектив не был обеспечен необходимой электроусилительной аппаратурой (аппаратура, выданная Росконцертом для первого промотра, было отобрана у коллектива сразу же после его проведения);
* ответственного за просмотр Министерство культуры не назначило, а товарища Колобкова ни в период подготовки, ни в период просмотра в Москве не было.

Все жалобы коллектива на плохую организацию просмотра повисли в воздухе. Более того, после окончания просмотра Министерство культуры РСФСР прислало официальное письмо, в котором сообщалось, что условия просмотра были чуть ли не идеальными (ответ МК РСФСР на докладную записку Театра-ансамбля директору Дома концертных организаций РСФСР).

Решение-мнение «компетентной» комиссии было заранее продумано, составлено и напечатано. Иначе можно подумать, что Министерство культуры обладает усовершенствованным электронно-вычислительным устройством, которое через 15 минут после закрытия занавеса, проанализировав информацию из мозгов членов комиссии, сделало резюме и выдало готовый печатный результат.

Из более поздних разговоров с некоторыми членами комиссии выяснилось:

- например, с В.Шалевичем, артистом театра им. Е.Вахтангова (к сожалению), на мнение которого МК РСФСР делает особый упор в своих письмах-ответах. В.Шалевич сказал: «Меня втянули в эту авантюру. Я даже не знал, с какой целью был просмотр. Мне просто сказали, что и как надо говорить. Приглашайте меня на ваши спектакли, я с большим удовольствием приду».

К сожалению, ни протокола Первой комиссии, ни протокола Второй комиссии коллектив на руках не имеет. С протоколом даже не ознакомили руководство театра. А как же? Ведь не все члены комиссии его подписали - а это дискредитирует Министерство культуры РСФСР. Вот этого никак нельзя допустить.

И НЕ ДОПУСТИЛИ! Только спустя месяц коллектив Театра-ансамбля «Арлекин» получает письмо за подписью заместителя министра культуры РСФСР С.Колобкова, где сообщается, что репертуар (заметьте: репертуар!) Театра-ансамбля «Арлекин» просмотрели две компетентные комиссии, которые нашли художественный уровень спектаклей низким. Хотя на втором просмотре был показан только один спектакль. Больше комиссия смотреть не захотела.

И мы пошли искать ПРАВДУ дальше, выше!

После неоднократных попыток коллектива театра попасть на прием к министру культуры РСФСР т. Мелентьеву нас, нескольких представителей театра, наконец соизволил принять первый заместитель министра т. Зайцев.

В беседе с нами т. Зайцев официально заявил:

«Вместе, в одном театре-ансамбле и в форме такого театра-ансамбля вы работать не будете, не разрешаем. Если вы недовольны результатами просмотра, то можете обратиться в Министерство культуры СССР».

И мы обратились!

ОТЧУЖДЕНИЕ СЕДЬМОЕ

И вы на зеркало не сердитесь,
За то, что, ваш копируя вид,
Оно отражает только действительность.
А то, что желаете, - не отразит.

Не переправит одно на другое.
И не изменит в улыбку оскал.
И, если вы дорожите покоем,
Бойтесь холодных и честных зеркал.

Да! Мы - только шуты!
Для одних - плуты.
Для других - никто!
Ваш смех -
он наш дом, наш очаг!
Он наш друг
и наш враг...
И этим мы живем на свете!
Пой, шут!
Пусть смеются люди!
Пой,
Может быть, в последний раз...
Пой, шут!
Тебя услышат, и больше будет
Добра,
Счастья
И добрых верных глаз!!!

(Зонг из спектакля «Король-Арлекин» Р.Лотара)

Мы - социальные единицы, а также индивидуумы. Мы и граждане, и люди, имеющие свои собственные скорби и радости.

Совершенно очевидно, что Общество существует для Индивидуума, а не наоборот. Общество существует для того, чтобы люди пользовались благами; оно существует для того, чтобы дать свободу Индивидууму.

Если мы хотим, чтобы был МИР, то мы должны понять правильно взаимоотношения между ЧЕЛОВЕКОМ и ГРАЖДАНИНОМ.

Без сомнения, Государство предпочтет, чтобы мы полностью были Гражданами, но это лишь глупость. Мы сами склонны превратить Человека в Гражданина, так как быть Гражданином легче, чем Человеком.

Быть хорошим Гражданином означает четко действовать по путям, которые указаны Обществом. От гражданина требуется эффективная работа и подчинение; благодаря этим качествам он приобретает закалку и становится безжалостным.

И вот теперь Он готов пожертвовать Человеком во имя Гражданина.

Хороший Гражданин не является непременно Хорошим Человеком, но Хороший Человек неизбежно будет Хорошим Гражданином везде, а не в какой-либо отдельной стране или обществе. Так как прежде всего действия Хорошего Человека не будут носить антиобщественного характера, он не пойдет против другого человека. Он будет жить в согласии со всеми людьми; он не станет искать авторитета, так как он не нуждается в авторитетах; он не будет эффективно работать, но не сделается безжалостным.

Театр существует не годы, не века - тысячелетия. В мощи воздействия - его бессмертие. Виды его различны, распространение его повсеместно, формы многообразны, а смысл вечно изменяем и безграничен, как вечно изменяема жизнь, как безграничен сам Человек.

Театр глубоко человечен: он всегда о Человеке, о его стремлениях и мечтаниях, страданиях и радостях, о горечи его поражений и счастье его побед. Человек радующийся... Человек в печали и раздумье, наедине с собой, со своей совестью и мечтами. Человек и окружающие его люди, с которыми свела его работа, отдых, любовь. Человек, утверждающий Разум и Честь, опрокидывающий препятствие, недостойное его призвания.

И средством, к которому обращается ТЕАТР, является ЧЕЛОВЕК.

Все виды искусства с помощью различных средств говорят о Человеке. Это - слово писателя, с помощью которого он изображает Человека; и гранит, из которого одухотворенное мастерство скульптора рождает образ Человека; и краски, пользуясь которыми живописец создает на полотне его портрет; и звуки, сочетание которых передает настроение Человека, его состояние, мечту.

Однако лишь ТЕАТР, чтобы рассказать о Человеке, обращается к самому Человеку. Театр берет все богатство Человека: биение его сердца, блеск глаз, тепло его дыхания и трепет голоса, порывы его чувств и бесстрашие разума. Без него, без Человека, нет ТЕАТРА!

А в это время в маленьком «особняке» на Новослободской улице рождается новый спектакль. Спектакль «высшего напряжения логики» (не помню уж кто сказал) «Голодные» У.Сарояна.

Спектакль голодные был поставлен в продолжение уже имеющегося в репертуаре одноактного спектакля по одноименной пьесе того же автора «Эй, кто-нибудь!» Таким образом у театра появился вечер У.Сарояна.

Пьесы-притчи «Эй, кто-нибудь!» и «Голодные» принадлежат перу великого американского драматурга и писателя ХХ столетия Уильяма Сарояна. В этих работах театр стремится к более объемному и многозначному воплощению жизни, избегает прямолинейных, чисто внешних решений; ибо считает, что искусство театра - это не механический слепок жизни, а создание особого мира методом трагической игры.

«Да разве можно сказать о чем-либо сущем, будь то мир или город вроде Нью-Йорка, океан или птица в полете, человек при смерти или дитя, вступающее в этот мир, - какой в этом смысл?»

(У.Сароян)

 

Спектакли театра-ансамбля «Арлекин» в «Особняке» вынудили даже врагов признать профессионализм и мастерство коллектива.

Но, несмотря на это, борьба еще более обострилась! Поняв, что театр слишком силен духом, ОНИ решили применить старые методы уничтожения.

ПРОСМОТР ТРЕТИЙ

МОСКВА. СТАНЦИЯ МЕТРО «НОВОСЛОБОДСКАЯ». ОСОБНЯК.

Месяцы министерской волокиты. Откровенное издевательство над достоинством человека: «Все равно к нам придете!». Бюрократия. Обман. Все это вынудило нас 30 сентября 1981 года отправить свои трудовые книжки (всех без исключения работников Театра-ансамбля «Арлекин») в Министерство культуры СССР. Это возымело действие: работники Управления Музыкальных учреждений Министерства культуры СССР (Ковалев, Казачук) начали обсуждать с представителями коллектива театра условия проведения Третьего просмотра.

«- Эх, просмотры, пыль да туман!!!»

Переговоры затянулись в связи с тем, что работники Управления оспаривали каждое новое предложение театра. И тогда, в ноябре 1981 года, коллектив Театра-ансамбля самостоятельно обратился к ведущим мастерам театра, искусствоведам, критикам, журналистам и общественым деятелям с просьбой просмотреть спектакли Театра в рабочем порядке.

Театр предложил провести просмотр в клубе ЖЭКа № 7 Свердловского района г. Москвы, в помещение которого переехал коллектив согласно общественному договору, заключенному между руководством ЖЭКа и руководством театра.

Мы же этот маленький клубик называли «Особняк». Может быть оттого, что особняком стоял в центре Москвы в тихом переулке, может, оттого, что этот период кровавым и счатливым был для нас?!

Общественные просмотры, на которых за три месяца (при вместимости зала 60 - 70 человек) побывало более 5 тыс. зрителей, позволили составить протокол, в который вошли мнения таких людей, как народные артисты СССР Е.Симонов, Н.Ульянов, А.Зуева, Н.Богословский, А.Джигарханян; доктор искусствоведения Ю.Дмитриев; летчики-космонавты П.Гречко, В.Севастьянов и др.

Только под давлением мнений вышеупомянутых товарищей, а также члена ЦК КПСС президента Академии наук СССР А.Александрова, в марте 1982 года Министерство культуры СССР издает приказ о просмотре репертуара Театра-ансамбля «Арлекин» Государственной комиссией. (Приказ №133 от 18 марта 1982 года).

Председателем комиссии был назначен заместитель министра культуры СССР Кухарский В.Ф.

Ну что ж, кушать подано! Вот теперь-то можно вполне официально, законно сожрать театр и не подавиться!

И ОНИ начали!

ПОГРОМ И ВЫСЕЛЕНИЕ

В мае 1982 года некоторые представители общественности микрорайона (пенсионного возраста) стали высказывать недовольство работой коллектива театра в помещении клуба ЖЭКа №7, которое театр занимал согласно договору с руководством ЖЭКа от 5 октября 1981 года (сроком на один год).

Посетивший с проверкой клуб ЖЭКа заместитель начальника районного жилищного управления Аксенов на встрече с администратором коллектива высказал сомнение в том, что ЖЭК бескорыстно (читай: без взяток) пустил коллектив в помещение. Также он (Аксенов), говоря об «интересном» положении коллектива, намекнул, что не будет возражать против дальнейшей работы театра в данном помещении, если он (Аксенов) будет получать некоторую сумму наличными от театра.

Какая детская, истинно актерская непосредственность, какая искренность! Браво!

А ведь это происходит в Свердловском районе столицы нашей Родины.

Убедившись, что эти суммы он (Аксенов) получать не будет, начальник Управления стал усиленно настраивать против коллектива театра секретаря местной партийной организации, провоцируя его на резкие действия, иногда доходящие до хулиганства. Об этом свидетельствует заявление коллектива Театра-ансамбля «Арлекин» в 64-е отделение милиции Свердловского района г. Москвы.

Итак, началась прелюдия Погрома - ТРАВЛЯ.

Несколько раз у работников театра проверяли документы внутри помещения и на улице представители милиции и товарищи в штатском, предъявлявшие удостоверения сотрудников уголовного розыска. Такие же товарищи, предъявлявшие и не предъявлявшие удостоверение, но действовавшие (по их словам) от имени Комитета государственной безопасности, заходили в помещение с целью проверки. В разговорах иногда называли фамилию Аксенова.

Поняв, что работники театра на провокации не поддаются, Аксенов потребовал от руководства ЖЭКа и от секретаря парторганизации Шибанова, чтобы они убрали театр из помещения, не давая, однако, руководству ЖЭКа никаких официальных приказов или решений. Об этом руководство театра узнало из разговора с т. Шибановым в конторе ЖЭКа в присутствии членов парткома и инженера ЖЭКа. На это требование т. Шибанова руководство театра ответило отказом, ссылаясь на договор. Тогда т. Шибанов пригрозил, что обратится в горком партии, где у него есть друзья

В мае в дело выселения коллектива театра из помещения ЖЭКа № 7 активнр вмешался товарищ Глинский Игорь Александрович - заведующий Отделом культуры МГК КПСС.

Вот наконец и главная фигура (точнее, одна из главных),принимавшая непосредственное участие в операции по уничтожению театра.

- Сейчас идет 1985 год. В одной из московских газет было сообщение о награждении заведующего Отделом культуры МГК КПСС т. Глинского Н.А. Почетной грамотой за проделанную работу и т.д. и т.д.

Что ж, неплохое вознаграждение за все террористические акты. Не только по отношению к нашему театру, а, в частности, за безупречную шовинистическую, великодержавную позицию.

«Вам не кажется, товарищ Мелконян, что ваших здесь у нас в Москве стало много?» - сказал т. Глинский мне в лицо на приеме в 1982 году и, обернувшись к своему сотруднику, добавил: «И вообще, этих черножопых стало много».

Торжествуй, Ленинская Интернациональная политика! Да здравствует дружба народов-братьев Советского Союза!

Итак, по прямому приказу Глинского заместитель председателя райисполкома т. Вершинин потребовал от начальника ЖЭКа освободить помещение.

27 мая 1982 года театр-ансамбль получил документ (без печати), озаглавленный «Предписание» и подписанный и.о. начальника ЖЭКа. Коллективу театра предлагалось немедленно освободить помещение, поскольку якобы в нарушение договора помещение клуба используется театром в «других» целях и не ведется никакой детской работы. Никаких фактов или документов, подтверждающих такое обвинение, не было.

После консультации с юристом руководство театра-ансамбля послало ответ с отказом, так как требование о немедленном освобождении противоречило одному из параграфов договора, а обвинения в нарушении условий договора были не обоснованы. К ответу был приложен отчет о детской работе, проводимый работниками театра в клубе.

Вторичного «предписания» или ответа на письмо театра от ЖЭКа не последовало.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ

Разгар весны, конец мая 1982 года. Маленький клубик ЖЭКа № 7 Свердловского района Москвы, что рядом со станцией метро «Новослободская»... Одним словом, «Особняк», наш милый родной «Особняк», наш маленький театр, наш мир, наш космос, слезы, мечтания, радости...

К клубу ЖЭКа № 7 подходит толпа «представителей общественности» во главе с начальником ЖЭКа Поповым и главным инженером Горелкиным (интересные фамилии; эх, где Гоголь, где Островский!), а также участковый милиционер Шустров. Руководство ЖЭКа и милиционер вошли в помещение клуба, куда за ними стала рваться вся толпа, выкрикивая угрозы и оскорбления в адрес работников театра. Более того, пытаясь войти, одна из «пенсионерок» толкнула одного актера театра, да так, что нанесла телесные повреждения... Есть женщины в нашей столице!

Пришлось вызвать скорую медпомощь. Состояние актера С.Голикова становилось хуже. И скорее не от удара и падения, нет - от беспредельного хамства, наглости, уверенности в безнаказанности этой толпы, которая была запрограммирована, подготовлена и отрежиссирована.

Так или иначе, справка из больницы им. Склифосовского вошла в документы театра.

К вечеру, не добившись очевидных результатов, толпа рассеялась.

Обо всем случившемся руководство театра-ансамбля «Арлекин» подало соответствующее заявление в Управление внутренних дел Свердловского района. Никакой реакции.

Театр обратился с письмом в ЦК КПСС. Наступило некоторое затишье.

В это время представители театра-ансамбля встречались с:

- заместителем председателя исполкома Свердловского района т. Вершининым, который заявил, что имеет прямое указание Глинского и будет его выполнять;
- зав. Отделом культуры МГК КПСС т. Глинским, который заявил, что требование освободить помещение клуба является «наказом избирателей». Однако показать какие-либо письма с «наказами» отказался.

На просьбу коллектива подождать с выселением до решения вопроса Министерством культуры СССР т. Глинский не выдержал и сказал: «Я уже все сделал и узнал. Министерство приняло отрицательное решение. Вы что же, хотите работать у меня в районе просто так? Я-то с этого ничего не имею».

2 июня 1982 года в 17 часов в клуб ЖЭКа № 7 пришли заместитель председателя райисполкома т. Вершинин, начальник 64-го отделения милиции т. Болотов и его заместитель.

По устному указанию т. Вершинина был вызван наряд милиции, дружинники. Работникам театра было предложено покинуть помещение клуба, которое тут же опечатали. Предъявить санкции прокурора, решение суда или какой-нибудь другой документ, дающий право на опечатывание помещения, т. Вершинин отказался, заявив, что он хозяин в районе и что его присутствия достаточно.

23 июня 1982 года представители театра Никитин и Голиков были на приеме у т. Вершинина, где в присутствии начальника Управления внутренних дел Свердловского района т. Жиглова им сообщили, что 24 июня ОНИ будут проводить опись и вывоз имущества театра из помещения клуба.

ПОГРОМ

24 июня 1982 года к 16 часам к помещению клуба ЖЭКа № 7 подошли работники театра, чтобы принять участие в описи, упаковывании и вывозе театра. Они обнаружили, что вопреки обещаниям начальника 64-го отделения милиции Болотова печати на двух служебных замках сорваны. Как только работники театра попытались войти в помещение, появился товарищ в спортивном костюме и стал провоцировать драку. Он толкнул актрису театра Миронову Л. и она упала. К ней на помощь бросились актеры Григорян и Голиков. Неизвестно откуда появившийся милиционер стал вызывать по рации наряд милиции.

Работники театра предпочли зайти внутрь помещения и закрыть двери.

Прибывший наряд милиции попробовал взломать дверь, ударив сломавшейся доской одного из работников театра. Вокруг клуба было собрано более 40 сотрудников милиции и несколько милицейских машин. Собралась большая толпа народа.

Через час, получив указание начальства, сотрудники милиции выломали дверь, вошли в помещение и занялись своим обычным ремеслом - избиением. Звери в подобных ситуациях ведут себя куда более человечно. Избиению подверглись не только мужчины, но и женщины, среди которых была беременная. Скрутив руки, всех работников театра выволокли во двор и стали впихивать в милицейские машины.

Десять работников театра и один случайно попавшийся зритель были доставлены в милицию. Двоих (Григоряна Э. и Реганяна О.) задержали для привлечения к ответственности.

Тогда нам показались совпадением две армянские фамилии. Теперь же выяснилось, что это была профессионально подготовленная шовинистическая террористическая акция.

25 июня 1982 года сотрудники ЖЭКа № 7 под руководством начальника Попова вскрыли (без присутствия представителей театра) помещение клуба и начали простое воровство, санкционированное руководством района.

Все ценное увозили по домам, остальное на скорую руку закидывали в машину и отвозили в контору ЖЭКа.

В субботу утром также громили и воровали, добирая то, что не успели утащить в пятницу.

Ценный реквизит, театральное оборудование, электромузыкальная аппаратура, костюмы, обувь (всего на сумму около 10 тысяч рублей) были украдены работниками ЖЭКа и унесены по домам.

Сколько с этой операции имел Глинский и другие товарищи, нам не известно.

А в это время Григоряна, Реганяна и Голикова (которого за компанию власти арестовали на следующий день) держали в КПЗ и собирались передавать дело в суд. Представители театра-ансамбля три раза обращались в комитет государственной безопасности СССР. Однако сотрудники КГБ не нашли в положении театра моментов, относящихся к их компетенции.

Только в 1984 году выяснилось, что все вышеперечисленные акции были проведены по прямому указанию КГБ с Ландышевым, сотрудником районного КГБ (Севастопольский район г. Москвы).

Коллектив театра обратился телеграммой в Моссовет и Министерство внутренних дел СССР по вопросу незаконного выселения из помещения и ареста актеров. Моссовет просто переслал жалобу в Свердловский районный совет, который, конечно, не нашел в своих действиях ничего противозаконного.

Коллектив театра обратился за помощью к депутату Верховного Совета СССР, члену ЦК КПСС, Президенту Академии наук СССР Александрову А.П., который письмом встал на защиту театра.

В защиту театра выступила группа мастеров советского искусства, написав письмо Министру культуры СССР Демичеву.

Все было безуспешно. Театр вышвырнули на улицу. Работники театра фактически были лишены

ПРАВА НА ТРУД!

ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ!

ПРАВА НА ЗАЩИТУ!

«...моральных и материальных интересов, являющихся результатом...

литературного и художественного труда...», авторами которого являлись работники Театра-ансамбля «Арлекин».

А в это самое время в Вестнике АПН для зарубежных стран (от 10 июня 1982 года) и в Вестнике АПН по Советскому Союзу (от 17 июня 1982 года) публикуется статья Н.Кабанова о новом профессиональном театре «Арлекин». Многие центральные газеты союзных республик и почти все областные газеты перепечатывают этот материал. Наконец 21 июня 1982 года радио «Голос Родины» делает передачу о работе Театра-ансамбля «Арлекин» и интервью с главным режиссером для зарубежных стран.

Но обратимся к столичной прессе:

В Москве родился новый профессиональный сценический коллектив: Музыкально-драматический театр-ансамбль «Арлекин»......»

(«Московский комсомолец» от 04.07.82 г. «Арлекин» приглашает зрителей»).

П Р О Д О Л Ж Е Н И Е С Л Е Д У Е Т

С П Р А В К А

Год создания: 1972

Основатель: С.А.Мелконян

Место рождения: г. Москва

Название театра:

1973/74 г.г. Студия «ИМПУЛЬС»
1973/76 г.г. Театр-студия «АВАНГАРД»
1977/78 г.г. Театр-студия «ЮНОСТЬ»
1978/79 г.г. Молодежный Экспериментальный Театр
1979/85 г.г. Музыкально-драматический Театр-ансамбль «АРЛЕКИН»

Девиз театра:

«ТВОРИТЬ СООБЩА, ТВОРИТЬ ОТ СЕБЯ, ТВОРИТЬ БЕЗОСТАНОВОЧНО, С РАЗГОНОМ НА ВЕСЬ СПЕКТАКЛЬ, С ЗАХВАТОМ В СВОЕ «ПОЛЕ» ВСЕЙ ПУБЛИКИ. И ВСЕ ЭТО — ПОД ШУМ АПЛОДИСМЕНТОВ, ОТ «САНИТАРНОЙ» ТИШИНЫ ДО ОГЛУШИТЕЛЬНОГО ХОХОТА ЗРИТЕЛЕЙ...»

Репертуар театра:

1973 г. А.Вампилов. «Двадцать минут с ангелом»
1974/75 гг. В.Быков. «Альпийская баллада»
Б.Рабкин. «Самая длинная ночь»
1976/77 гг. Р.Лотар. «Король - Арлекин», М.Светлов. «Двадцать лет спустя», Еврипид-Ануй «Медея»
1977/78 гг. Н.Островский. «Как закалялась сталь», П.Антокольский. «Франсуа Вийон»
1979/80 гг. А.Островский «Доходное место», У.Сароян. «Эй, кто-нибудь!»
1981/82 гг. Л.Андреев. «Иуда Искариот», У.Сароян. «Голодные»
1983/84 гг. А.Гельман. «Наедине со всеми»
1984/85 гг. У.Шекспир «Гамлет», С.Беккет «Театр-1»
1993 г. Л.Андреев «Стена»
1997 г. С.Беккет «Звук шагов», С.Назаренко «Страсти по Сергею и Айседоре»

Отечественная пресса:

«Нефтяник», журнал: июнь 1975 г. «Праздник пришел к нам в дом»
«Московский комсомолец», 27.02.77 г. «Преданность искусству удивительная» (Г.Гулиа)
«Московский комсомолец», 02.04.77 г. «Открытое пространство поиска» (Н.Корниенко)
«Московская правда», 18.07.77 г. фотохроника ТАСС (А.Сенцов)
«Московская правда», 05.04.78 г. «Время поиска» (Э.Бровченко)
«Клуб и художественная самодеятельность», журнал, декабрь 1978 г.
«Советская культура», 01.12.78 г. «Факты, спектакли, концерты»
«Комсомольская искра», 12.11.78 г. «Молодежный экспериментальный» (Г.Латышев. г. Владимир)
«Призыв», 14.11.78 г. «Дебют молодежного театра» (г. Владимир)
«Северный рабочий», 18.01.79 г. «На сцене молодежный ансамбль» (А.Семенов г. Ярославль)
«Комсомольская правда», 23.03.79 г. «И занавес взмыл» (Р.Баблоян)
«Молодой ленинец», 27.03.80 г. «В гостях у псковичей «Арлекин» (г. Псков)
«Великолукская правда», 12.04.80 г. «Приглашает «Арлекин» (Псковская обл.)
«Молодой ленинец», 10.06.80 г. «Эксперименты «Арлекина» (г. Кучеров, г. Пенза)
Телевидение и Радио: передача «Парус», 19.06.80 г. (г. Пенза)
«Грозненский рабочий», 23.07.80 г. «Арлекин» (А.Смоленцов г. Грозный)
«Крокодил», журнал 11.04.81 г. «От жажды умираю над ручьем» (Ю.Борин)
«Вестник АПН» - по зарубежным странам 10.06.82 г. «Арлекин»- новый Московский профессиональный театр» (Н.Кабанов)
Некоторые публикации Вестника АПН по СССР:
«Коммунист», 27.06.82 г. «Новый московский театр» (г. Ереван)
«Вечерняя Одесса», 12.07.82 г.
«Вечерний Челябинск», 09.07.82 г.
«Иртыш», 15.07.82 г.
«Коммунар», 11.07.82 г.

Передача по радио на США и Канаду:

«Голос Родины», 21.07.82 г. «Новый московский театр - «Арлекин»
Гастроли по Казахской ССР:
«Джезказганская правда», 16.08.84 г. «Встречи еще впереди» (г. Джезказган Каз. ССР, А.Джурсумбекова)
«Целиноградская правда», 13.10.84 г. «Знакомьтесь: «Арлекин» (г. Целиноград Каз.ССР)
«Казахстанский подшипник», 02.11.84 г. (г. Степногорск Каз. ССР)
«Вечерний Ереван», 17.10.85. «На сцене «Арлекин»
«Знамя строителя» 21.03.86. г. Волгодонск
«Московский автотранспортник» 12.11.87. «Вас ждет «Арлекин»
«Собеседник» 01.01.87.
«Вечерняя Москва» 03.01 89. «Где ты, «Арлекин»?» (Д.Абрамова»)
«Афиша» СТМ 27.01 89. «Арлекин в «Арлекин»
«Вечерняя Москва» 28.03 89. «Есть такой союз»
«Заветы Ильича» 01.05.89. «Веселый театр на колесах» (г. Волоколамск, Р.Устинов)
«Советская культура» 05.05.89. «Анонс. Заявление о создании союза независимых театров СССР»
«Советская молодежь» 27.05.89. «Задиристый «Арлекин» (г.Чудаков, Рига, Латвия)
«Ригас Балс» 29.05.89. «Арлекин» снова в Риге
«Досуг в Москве» 21.06.89 Анонс
«Театрально-концертная Москва» 10.05.90. Анонс
«36,6» 03.11.91 Анонс. Обзор советской и зарубежной прессы.
«Культура» 20.03.93. «В раздоре с миром и судьбой» (г. Батошина)
«О’кей» 17.0493 Анонс
«Московский комсомолец» 17.04.93. Анонс
«Комсомольская правда» 17.04.93. «Трудно быть смешным»
«Афиша СТМ» 24.09.93. Первая полоса. Серия статей (В.Климов)
«Комсомольская правда» 26.11.96. «Отходняк по системе Станиславского»
«Армения-Мир» №2 март 97г. «Московскому «Арлекину» -25" (Р.Баблоян)
«Неделя» 02.06.97. «Арлекин» жил, «Арлекин» жив, «Арлекин» будет жить» (г. Котов)
«Ведомости. Москва» 19.06.97. «Арлекин» работает. Станиславский отдыхает»
«Вечерняя Москва» 08.11.97. «Браво, «Арлекин» (Д.Абрамова)
«Деловой мир» 11.12.97. «Арлекин» соединил Москву и Лос-Анджелес» (И.Медведева)
«Экран и сцена» №3 январь 98г. «Маски сброшены»
«Советская культура», 24.09.83 г. «Успеха тебе, «Арлекин» (В.Климов)
«Театральная жизнь», журнал, 19.10.83 г. «Поиск, фантазия...» (В.Климов)

Зарубежная пресса:

Некоторые публикации Вестника АПН по зарубежным странам:
Городская газета Дели (июль 1982 г.) Индия
«Фильм, Синхаз, Мужика», 24.07.82 г. Венгрия
«Трабахадорес», 28.07.82 г. Куба
«Универсаль», 20.09.82 г. Мексика
«Граничар», 24.09.82 г. Болгария
«Трахидромос», 25.08.82 г. Египет
«Ла пресс», 17.10.82 г. Туни
«Фигаро», 05.07.82 г. «Москва, попранный театр» (Д.Легран) Париж, Франция
«PJ» 30.03.89. «Teatis-Swetki», г. Отрдайн
«The Philadelphia Inquirer» 89 . «Soviets are opening doors? Will they ever be able to shut them?», США
«Tiempos Nuevos» 14.11.89. «Servico de socorro estetico, oEl arte en brazos del mercado», Испания
«CALENDAR» 13.12.90. «Having Fun the Russin Way» USA
«Gorden gater» 14/02/91/ «Soviet actors bridge cultures» USA
«Theatro» 93 год. «Presentation «Arlekino», ИТАЛИЯ
«Wall Street Arts Joirnal» март 93г. «International Arlekin Company», USA
«Moscow Guardian» апрель 93г. «Theatre in both languages» USA
«Moscow News» июнь 92г. «Moscow professional Theatre in Englich» (David Balain), USA

Телевидение и радио:

19.06.80. Передача «Парус», (Пенза)

Передача по радио США и Канады:

«Голос Родины», 21.01.82. «Новый Московский театр - «Арлекин»

Все вышеперечисленные публикации - это те, которые дошли до работников театра, однако по слухам и сплетням, которые вот уже много лет кругами ходят вокруг театра, известно, что публикаций о театре гораздо больше.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Театр"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.10.04 16:10