КРЫМСКИЕ ПОЛЮСА
1. ПСИХОКРАТИЯ, или На подступах к Посткрыму
Предвестие. Крымский литературно-историко-философский журнал. № 9. Симферополь, 2000. Глав. ред. и сост. Валерий Гаевский. 493 с. Тираж не указан. Некоторые толстые журналы подтверждают несколько ранее сделанные некоторыми критиками прогнозы об окончании их «предвестной» эпохи, прощаясь сами с собой — и надеясь на возрождение в новом обличии. Примером тому стали не так давно с размахом проведённые в московском «Манеже» поминки по роскошному «Золотому Веку». Появление журнала, о котором пойдёт здесь речь, было замечено на страницах «НЛО» (№ 3), а однажды он рекомендовался на страницах «Литературной газеты» как один из претендентов на «Малый Букер», когда он давался за литературный провинциальный журнал. Пройдёт ли сейчас его кончина совсем незамеченной в Москве? «Россия — часть Вавилона-на-Дону, отошедшая к гуннам после Куликовского мира на Чудском озере»,— такова точка зрения автора эссе «Зелёные и красные ноги», известного далеко за пределами Крыма художника Дмитрия Филова. Когда он находился под особо пристальным надзором КГБ (подсылаемых разведчиков просили в этом ведомстве в общих чертах воспроизвести на листе бумаги картины, над которыми он работал, переходя в свободных творческих исканиях от экспрессионизма к чистым абстракциям), любимым его чтивом, помимо диссидентского, были толстые ползуче реалистические романы типа «Вечного зова». И вдруг такой лёгкий и конкретный историософский сюрр, вертящийся, однако, вокруг по-прежнему не сдвигаемой точки этого самого зрения (когда автору после невероятных детективных ухищрений удалось сдать документы в один из художественных вузов Москвы, он через несколько дней вдруг сам забрал их, а, участвуя в 1989 году в большой по случаю визита Горбачева выставке в Париже, он через несколько дней почувствовал скуку и там, как перед дембелем— опять потянуло в свою мастерскую, и он даже проспал посещение выставки Раисой Максимовной. И вот, кажется, получилась вполне закономерная словесная эстетическая формула ОТТУДА, из-под глыб геополитического ГУЛАГа, с точки зрения «отрезанного ломтя» статусного национального и культурного меньшинства, которому теперь уж точно ничего более не остаётся делать, кроме как выходить в художественно-космический астрал. Крымский литературно-историко-философский журнал «Предвестие» давно уже перестал быть периодическим изданием, органом не столько художественного, сколько краеведно-ориенталистского идейного поиска, преобразовавшись волею судьбы в альманах-даже-не-ежегодник. Девятый, самый толстый и эффектный по художественному оформлению, номер (журнал-книга) объявлен редакцией последним из «Пред-вестий», достижением некого не просто «пред-вестного», а состоявшегося общекрымского полюса. Далее, в новом тысячелетии, предполагается, при наличии спонсоров, издавать «после-вестный» альманах «Полюс—Крым» (вспомним, кстати, что знаменитый советский полярник Папанин был не просто уроженцем Крыма, а и активным участником здесь гражданской войны). Наиболее интересной частью издания мне показался раздел «Метафизическая карта Крыма». Карта «нарисована» с помощью группы медиков и художников, выступающих под коллективным псевдонимом «Влавий Сакрус», неформальным лидером которой, вероятно, следует назвать известного психиатра и художника Виктора Самохвалова. Представленные здесь тексты возникли по ходу создания выставки «Нетрадиционная рентгенология» в помещении бывшей городской флюорографии, напротив долгое время закрытого, а сейчас ставшего самым дорогостоящим для посетителей собора св. Петра и Павла, по случаю 101-й годовщины открытия Вильгельмом Конрадом Рентгеном РХ-лучей (к сожалению, именно этот раздел иллюстраций почему-то лишён). Подобно тому, как в старину в электрохимических лабораториях были неразделимы скелеты, факции лягушки и гравюры Дюрера, так и сейчас соединение субъективного и объективного в метареальность видится там, где рядом с книгами по сантехнике и хирургии лежат справочники по психологии, прислонённые к мрамору Донателло. Может быть, это и есть путь новой ноосферной прозы XXI века? «И если говорят, что глаз — это мозг, вынесенный наружу, то то же самое можно сказать о кишечнике по отношению к желудку»,— пишет в эссе «Живот» Владимир Крылов, утверждающий, что именно этот орган как специфический фильтр информации, носителем которой является каждая молекула и даже атом, со всеми вытекающими отсюда мутациями, создал мозг человека. «И если, по Вернадскому, сейчас происходит продвижение от биосферы к ноосфере, это означает только одно, что у организованной в ценозы биомассы рождается специализированный ценоз, который будет играть роль мозга животного». Не менее проникновенно, с уклоном то в научность, то в художественность, написаны и другие рентгенологические портреты «человеческого, слишком человеческого» — «Глаз», «Рот», отмеченные выше «Зелёные и красные ноги», «Мозг», «Душа», «Язык», «Кожные покровы» (с одой «Кожа»), одноактная пьеса «Сердце». Достаточно интересна здесь и традиционная, в современном понимании проза, и поэзия, полная временных и пространственных смещений, Юрия Ивченко, Константина Маркешина, Веры Голубевой, Сергея Савинова, Леонида Панасенко, Бориса Трифонова, Владимира Грачева, Валерия Чепурина, Сергея Новикова, Анны Тынчеровой Александра Стариша и др. Отрывком из книги «Весёлые сумасшедшие» Аркадий Ровнер (как-то охарактеризованный на страницах «НГ» Алексеем Парщиковым в качестве современной эманации Бруно Шульца, «шульценианство» которого, между прочим, имеет странное, кажется, ещё не полностью описанное симферопольское преломление) как будто бы державински благословляет «именем Космогонии» питьё Вечности с привкусом времени в повести «Сто лет искушения» Валерия Гаевского. В условиях «на всё разложившейся Эллады» по товарищу Хайдеггеру («На чёрную музыку вышлем дозором / строфу из дождя и травы») пытается строить, «как бывший психократ», своё принципиально провинциальное поэтическое бытие Андрей Поляков. Нынешний крымский обзорный интеллект явлен в статьях Николая Кобзева «Взгляд на русскую поэзию Крыма 90-х годов» (наряду с представленными им и Сергеем Филимоновым материалами реабилитации Нины Грин) и «крымского Костаки» (как его охарактеризовал автор этих строк на страницах ещё «Советской культуры» за дар огромной художественной коллекции Алупкинскому дворцу-музею) Виталия Голубева «Вековые итоги развития русского живописного искусства». В целом, эта книга-журнал стала оригинальным — эндимичным и энергичным — оправданием бытия в условиях реального осуществления «островкрымской» идеологии на коммуно-папанинско-константинлеонтьевской льдине тающей, даже в условиях зимнего дефицита энергоносителей.2. НОВЫЕ ПАПАНИНЦЫ В ПОИСКАХ ГЕОКУЛЬТУРЫ
POLUS-КРЫМ: Геокультурный альманах. № 1 / Учредители Валерий Гаевский, Виталий Купша. Симферополь, 2001. 108 с. 200 экз. Что такое — геокультура, ключевое определение для создателей этого альманаха, смысл которого они, однако, не стали раскрывать непосвящённым читателям? Этот термин, вероятно, способен стать расширительным синонимом понятия «геопоэтика», введённого в научный оборот американским философом Кеннети Уайтом и ставшего рабочим в деятельности основателя «Крымского геопоэтического клуба» в Москве Игоря Сида (см. им же основанный www.liter.net). Впрочем, ещё ранее, у евразийцев, геософия стала одним из основополагающих. Однако каков неизбежно подразумеваемый географически или электрически/энергоносительски обратный полюс провозглашённого в этом новом альманахе POLUS-а — Россия, Украина, их какие-либо общие культурные составляющие? Какой смысл приобретает геопоэтическая/геокультурная однополярность в ситуации геополитической атомарности? Геокультура Крыма провозглашается создателями альманаха единственным в своём роде «действенным Магнитом и Полюсом», который способен собрать «вокруг себя и в себе всё лучшее и непредвзятое» из творческого и исследовательского багажа касательно метаисторических и нравственных размышлений о месте всех мировых культур. Обратимся, однако, непосредственно к творчеству «геокультуристов», новых «полярников». Триптих Андрея Полякова включает его эссе «Поэт в провинции», почему-то всего лишь одно стихотворение в «братской» подборке «Полуночники, мечтатели» и полный текст частично опубликованной ранее в «Ex Libris НГ» рецензии Ильи Кукулина «Интимные новости из дневника Одиссея (Стихи Андрея Полякова — преодоление археологического сознания)», посвящённой весьма яркому на горизонте нынешней русской поэзии сборнику этого поэта «Орфографический минимум» (СПб.: Пушкинский фонд, 2001). Эссе — прозаически-одическое самообращение к концептуально-провинциальному поэтическому бытию «местоимения первого лица единственного числа»: «...Живи, с валидолом и азбукой под языком; живи, пока есть чем. Даже если недалеко от Смирны и Багдада, но трудно плыть, а звезды всюду те же...» i. А в стихотворении «Снова у моря живу, ласкаю мертвые книги...» он как бы путешествует вглубь буквы (на фоне синтаксической языковой ломки сборника), одновременно фиксируя физическое смещение-перелистывание собственного Я:— Пастырь годов многострунных, въелся в печень прах Вавилона.
Как пугало во поле жёлтых газет,
i POLUS— КРЫМ: Геокультурный альманах. № 1 / Учредители Валерий Гаевский, Виталий Купша. Симферополь, 2001. С. 24.
ii Там же. С. 45.
iii Там же. С. 51.
iv Там же. С. 52.
v Там же. С. 58.
vi Там же. С. 88.
vii Там же. С. 95.
viii Там же. С. 108.
ix POLUS—КРЫМ. С. 91—92.
x Родин А.В. Именование как событие: от возможных миров к виртуальной среде // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб., 2000. С. 313.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify
date): 19.06.04 14:51