Библиография

1. Анатолий Карпов «Преодоление очевидности», газета «Литературная газета», № 47, 1987 г.
2. Андрей Арьев «Сюжет из истории», газета «Ленинградский рабочий», 20 ноября 1987 г.
3. Александр Неверов
«Распрямление личности», газета «Правда», № 6, 1988 г.
4. Игорь Дедков «Хождение за правдой или Взыскующие Нового града», журнал «Знам
я», № 2, 1988 г., М.

“...Человек моет бутылки: бежит их сдавать, стоит в очереди, сдаёт, покупает пиво и падает на снег мёртвый. И это — обещанный новый герой? И это — «фантастическое повествование», как именует своего «Капитана Дикштейна» неведомый широкой публике М.Кураев?.. И тем не менее, вслед за Зубром я вспоминаю капитана Дикштейна, его безвестную и вместе с тем примечательную судьбу... Автор нас не обманул, он предложил нам фантастику в её высшем роде: фантастику реальности...”

5. Елена Холшевникова «Один день и вся его жизнь», газета «Ленинградская правда», 6 марта 1988 г.
6. Андрей Синявский
«Я живу русской культурой», газета «Неделя», № 1, 1983 г.
7. Андрей Синявский
«Эмиграция — опыт страшный, но поучительный», газета «Московские новости», № 2, 1989 г.

Корр.: А как Вам кажется, есть ли сейчас эта другая литература?
А.С.: Да, и я счастлив. Появились рассказы Татьяны Толстой, Вячеслава Пьецуха, «Белка» Анатолия Кима, но самое интересное для меня произведение — это «Капитан Дикштейн» Михаила Кураева. О нём почему-то мало пишут, но, по-моему, это замечательная вешь.”

8. Алевтина Кузичева «Человек в мундире», газета «Книжное обозрение», № 26, 30 июня 1989 г.
9. Игорь Виноградов «Ноктюрн на два голоса», газета «Московские новости», № 2, 8 января 1989 г.

“...Вот почему так важна нам сегодня вся правда и о нашем прошлом, и о нашем настоящем. В том числе и та, что воплощена Михаилом Кураевым в его «Ноктюрне на два голоса». Так обозначена в подзаголовке его новая повесть, подтвердившая, что с «Капитаном Дикштейном», чуть больше года назад впервые познакомившим нас с именеем Михаила Кураева, в нашу литературу вошёл большой, зрелый мастер.”

10. Игорь Виноградов «Будущее на весах», газета «Московский комсомолец», № 34, 9 февраля 1989 г.
11. Елена Гессен «Белая ночь — 66», газета «Новое русское слово», Нью-Йорк, 28 февраля 1989 г.
12. Лев Анненский «Как удержать лицо?», журнал «Знам
я», № 9, 1989 г.

“...Читая Кураева, ловишь себя на том, что любуешься текстом. Мастерство письма. Ирония. «Внутреннее пространство» прозы. То есть перспектива «внутрь», фантастическое преображение объёмов, извлечение миров из пылинки, стирание миров в пыль... Дьявольские контрасты... Кураев не даёт формулы, он даёт напряжение реальности, её дробление как бы в зеркалах, её дрожание в неверном фокусе. «Колеблющаяся стихия Кронштадтского мятежа»... Вы слышите?”

13. Александр Агеев «Государственный сумасшедший», газета «Литературное обозрение», № 8, 1990 г.

“...Писатель по-своему сделал заявку на возвращение в современную литературу потерянной некогда на крутых поворотах истории темы «маленького человека», в её исконном, мучительном смысле.”

14. Мария Шнеерсон «В странном мире Михаила Кураева», газета «Новое русское слово», Нью-Йорк, 6 декабря 1990 г.
15. Игорь Дедков «Безумцы 50-х годов», газета «Московские новости», № 18, 5 мая 1991 г.

“...повесть-эпитафия Кураева, как и вся его проза, вышедшая из той же школы классики, из той же верности чистой и низкой реальности, восполняет даже самые печальные последствия несправедливости: она возвращает своим героям, недожившим, все человеческие права, вписывая их лица и судьбы в контекст истории и подвергая сомнению право вписанных и превознесённых.”

16. Наталья Иванова «Миргород: история продолжается?», журнал «Столица», № 37, 1992 г.

“Автор многих, никем не замеченных сценариев, Кураев заявил о себе взболамутившим наше море «Капитаном Дикштейном», замеченным всеми, переведённым чуть ли не на все европейские языки, и вскоре потвердил «неслучайность» своего успеха «Ночным дозором»...”

17. Виктор Топоров «Другая реальность», газета «Смена», № 186, 19 августа 1993 г.

Михаил Кураев — едва ли не единственный отечественный писатель, заслуженно прославившийся в годы перестройки. Кураев дебютировал поздно — и сразу зарекомендовал себя блестящим стилистом, незаурядным рассказчиком, оригинально — и объёмно, в четырёх измерениях — видящим мир автором.”

18. Андрей Немзер «Современный диалог с Гоголем», журнал «Новый мир», № 5, 1994 г.

“Кураев построил роман так, что отчётливость социального плана повествования (отождествление советско-гебешной власти с нежитью) не свела на нет иные смысловые перспективы... Прорыв покрова мнимостей, осуществляемый Кураевым, становится возможным потому, что он по-гоголевски ощущает взаимообусловленность зрения внешнего и обращения очей внутрь себя.”

19. Никита Елисеев «Тень «Амаркорда», журнал «Новый мир», № 4, 1995 г.

“Пристальное внимание к мелочам страшного быта, эксцентричность и удивляющая поэтичность в явно антипоэтической обстановке (душа жива — жив человек!), видимо, почитаются Кураевым смыслообразующими свойствами любого искусства... Для Кураева адский мир, в который втиснут против собственной воли человек, оказывается не кошмаром и бредом, из коего не вырваться, но скверной пьесой, в которой, однако, можно и нужно сыграть хорошо...”

20. Виктор Астафьев «Вместо предисловия...», журнал «День и ночь» (г.Красноярск), № 6 (13), 1996 г.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Санкт-Петербург"]
Дата обновления информации (Modify date): 24.10.04 09:54