Народ и творчество

Нина Климова

Архитектура городских и пригородных дворянских поместий в русской народной вышивке XVIII—1-й четв. XIX века

Продолжаем публикацию статей Нины Тимофеевны Климовой, недавно ушедшей из жизни. В журнале «Меценат и Мир» № 21 - 24 была напечатана её статья «Избы, дворцы и храмы в русской народной вышивке XVIII—XIX веков».

Более разнообразной и сложной по рисунку была архитектура на подзорах свадебных простыней и полотенцах XVIII — 1-й четв. XIX века с белой ажурной вышивкой по продёрнутой или плетёной сетке. Такие подзоры были характерны для купеческой или для ремесленно-мещанской среды, а также для обедневшего дворянства или разбогатевших крестьян. Узоры на этих подзорах были разные — пышные гирлянды и букеты цветов, реальные и экзотические птицы и звери, иллюстрации к русским сказкам, библейские сцены и сюжеты праздного быта русской знати в городских и загородных усадьбах с роскошными дверцами и павильонами.

Узоры строчевых подзоров к свадебным простыням конца XVIII — нач. XIX века резко отличаются от всех других видов народной вышивки. Они представляют уникальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве — органичное сочетание городской и сельской культуры: манера изображения, трактовка образов, их обобщённый рисунок и техника исполнения, характерные для народного творчества, а композиционный строй и содержание сюжетов полностью относятся к городскому декоративно-прикладному искусству.

Несомненно, в рисунках этих подзоров принимали участие городские (обученные) художники. Не обходилось также без привлечения лубка, книжных иллюстраций, офортов и гравюр, наполненных изображением архитектуры городов и бытовых сцен. А вместе с тем основными исполнителями этих великолепных сюжетов, вносивших и свою долю в рисунки, являлись талантливые крестьянские мастерицы, в совершенстве владевшие искусством выполнения вышивки по сетке и различными узорными разделками. Это касается и отдельных мастериц, работавших по заказам, и вышивальщиц из близлежащих деревень, работавших в мастерских монастырей и помещичьих усадьбах.

Территория выполнения и распространения строчевых подзоров достаточно широка. Особенно выделялись Московская, Вологодская, Новгородская, Петербургская, Ярославская, Костромская, Тверская губернии.

Много было подзоров с изображением архитектуры. Она была разной и достаточно необычной, где фантазия нередко преобладала над реальностью. Здесь встречаются и величественные здания с мощными фланкирующими башнями, отдалённо напоминающими средневековые европейские замки (рис. 9), и вычурные постройки со сложными украшениями по периметру, ассоциирующимися со сладкими пряниками, которыми украшали столы в праздничные дни, и необычные здания с округлым фундаментом и возвышающей надстройкой в центре, которую можно принять и за дворец, и за сказочный корабль (рис. 10), и необычное здание, напоминающее вышитые крестьянские терема.

klim9.jpg (21032 bytes)    klim10.jpg (17140 bytes)

рис. 9, 10

В.А. Фалеева предполагает, что прототипом для многих служили печатные картинки (лубок). Их силуэтность и обобщённость способствовали перенесению печатных изображений в вышивку.1

Однако во всём величии и красоте присутствует архитектура в вышитых сюжетах, где разворачивался увлекательный показ праздной жизни русской знати в городских и загородных усадьбах. Интерес к этим усадьбам был не случаен.

XVIII век в России отмечен бурным развитием садово-паркового искусства. Пригородные усадьбы в тот период возникали вокруг Москвы, Петербурга и губернских городов. В их обустройстве принимали участие видные архитекторы того времени. Новые усадьбы нередко размещались рядом с древними родовыми поместьями, относившимися к XVI—XVII векам, которых особенно много было вокруг Москвы, как, например, в Вяземах, Хорошове и др. В 1-й пол. XVIII века создавались усадьбы с небольшими регулярными парками. Во 2-й пол. XVIII века тяга русской знати к загородным поместьям возросла. Усадьбы становятся разнообразнее по планировке парков и роскошнее по архитектуре, с множеством построек, куда входили барский дом, хозяйственные здания, различные увеселительные павильоны, беседки, ротонды, пропилеи, гроты, пристани у рек и прудов и т.д.

Красота парков привлекала мастеров станкового и декоративно-прикладного искусства, в том числе и пейзажистов. Появились живописные работы, графика, офорты, гравюры с изображением парков, как, например, у В.П.Причетникова, запечатлевшего парк села Надеждино с различными изящными павильонами.2

Не прошло это увлечение мимо многочисленных сельских и городских вышивальщиц, создавших множество великолепных сюжетов с изображением праздного быта в городских и пригородных усадьбах. На этих вышивках среди особняков, церквей, увеселительных павильонов и беседок различного назначения, перемежающихся с вековыми раскидистыми деревьями, отягощёнными пышной кроной, показаны живые бытовые сцены усадебной жизни. Особенно привлекало изображение прогулок дам и кавалеров в модных туалетах 2-й пол. XVIII — нач. XIX века, игра с детьми, застолья, встречи гостей, прибывавших верхом или в каретах, катанье на лодках и парусных кораблях, сцены охоты на кабанов или оленей, ловли рыбы и др. (рис. 11—16).

Ничего не ускользало от внимательного взгляда исполнителей этих сюжетов. Сельскими мастерицами этот сказочный мир воспринимался, как нескончаемая счастливая жизнь, как недостижимый земной рай. Впечатления рая усиливались изображением множества птиц и зверей, которые отдыхали, прыгали, скакали, летали. Рядом с петухом, собакой, коровой и другой привычной живностью соседствовали птицы-сирины с девичьими ликами, леопарды, львы, слоны и даже крылатые Пегасы. Все мирно сосуществовали, как в настоящем раю.

Об узорах вышитых подзоров писали много.3 Но никогда серьёзно не изучали своеобразный вид народного творчества — возникновение в вышивке волшебных замков и храмов на основе реальной русской архитектуры, разной по времени и стилю с XVI по XIX век. А это весьма интересно для понимания народной культуры.

По существу, архитектура на вышитых подзорах была центром сюжетов, вокруг которых и разворачивались бытовые сцены самого разного толка.

Так, на четырёх московских и одном ярославском подзорах архитектура ассоциируется с древнерусскими светскими теремами и монастырями.4

Особенно интересна архитектура на двух московских подзорах, где среди раскинутых деревьев чередуются по четыре комплекса зданий, сложных по силуэту. Одни напоминают древнерусские купольные или шатровые храмы с многоярусными столпообразными колокольнями и прямоугольными трапезными под двускатными крышами. Другие похожи на одно- или двухъярусные терема со светёлками, объединённые с церквами и колокольнями (рис. 11). По общему облику они напоминают панораму Московского кремля или монастырей, а возможно, и роскошные усадьбы именитых бояр, относившиеся к XVI—XVII столетиям, как, например, в подмосковных Вяземах.

klim11.jpg (15338 bytes)

рис. 11

На одном из этих подзоров сделана удачная попытка дать двухмерное изображение удлинённых прямоугольных и кубообразных зданий с ритмично повторяющимися окнами, где видны были и фронтон передней части, и стена, и плоские покрытия кровли с другой стороны из листового железа в виде полос и клеток (рис. 12).

klim12.jpg (14481 bytes)

рис. 12

Асимметричные сдвиги разновеликих зданий придают большую выразительность композиции каждого ансамбля. А сложные карнизы, декоративные детали, разные по масштабу и форме окна и тяги вносят свою игру в эту сказочную архитектуру. Это не было повторением существующей архитектуры, а своё переосмысление увиденного, наделённого сказочной красотой за счёт необычной узорчатой фактуры и продуманного ритма формы и линии. Однако кроме XVI — XVII веков в узорах подзоров преобладает архитектура XVIII века разного периода. Например, на новгородском и московском подзорах изображена архитектура переходного периода конца XVII — нач. XVIII века. На них, как и раньше, жилые покои тесно связаны с церквами. Однако в самом облике зданий уже много новых черт.5 И сами они выше, и окна стали больших размеров, и крыша украшена по-новому с балюстрадой и вазами. И в церквах шатры изящнее и острее, а купола часто уже имеют полукруглую форму (рис. 13).

klim13.jpg (15104 bytes)

рис. 13

Принцип же изображения этих ансамблей, как и на предыдущих московских подзорах, строится на сложном сочетании разновеликих построек, точно найденной игре больших и малых объёмов, изощрённом ритме окон разного размера и форм. Вроде бы и украшений здесь мало, и фактура небогата, а за счёт продуманного ритма линий и форм получена большая декоративная выразительность изображения. Однако нужно отметить, что в узорах подзоров преимущество всё-таки отдавалось архитектуре XVIII века... И здесь можно выделить две группы. Одна из них, наиболее многочисленная, связана с одной и той же темой — «Встреча гостей» (приезд гостей). Композиция этих вышитых сюжетов проста — в центре красивое здание, к которому с двух сторон подъезжают всадники или роскошные кареты с дамами и кавалерами (рис. 13). На козлах восседает кучер, а на запятках форейтор, как и положено было у богачей в XVIII веке. Кареты иногда сопровождают и всадники, на других же узорах рядом скачут изящные собачки. Впереди бегут нарядные скороходы с жезлом в руках, спешат оповестить хозяев, которые находятся в узорчатом здании, кто пожаловал к ним в гости.6

Вокруг же щебечет множество порхающих птиц с широко распростёртыми крыльями. А иногда здесь же присутствуют птицы-сирины — символы благожелания, счастья, или двуглавые орлы — символ могущества и надёжной защиты. Такой сюжет имел множество вариантов.

Многие исследователи считают центром их исполнения Вологодскую губернию. Но встречаются они и в других северных и центральных районах России. Все они выполнены одним и тем же приёмом — тамбур по сетке (шов по письму). Фон, обычно, в виде мелко продёрнутой и переплетённой сетки, а само изображение, выполненное по ткани, очерчено высоким тамбуром. Каждый же мотив узора заполнен атласниками в виде мелких геометрических форм с плотно уложенными стежками. Вместе со стягами они создают необычную фактуру, переливающуюся на свету.

Особенностью этих сюжетов является то, что здесь нет деревьев, только иногда маленькие розетки цветов. Такое впечатление, что изображалась не усадьба, а дорога к ней. Привлекает к себе внимание и архитектура. Она, как всегда, разная. Условно здесь можно выделить два вида построек, характерных для зодчества того периода. Одни из них имеют вид скромных однопролётных арок, другие — узорчатых трёхчастных построек с массой декоративных украшений. Первые, как и в крестьянских вышивках, выполненных для себя, напоминают триумфальные ворота, которые любили строить в XVIII веке в честь славных побед отечественной армии или коронации русских царей. Они богато украшались лепным орнаментом с различными символами, скульптурой, вазами и флагами. Такова, например, арка, поставленная в 1709 году в Москве в честь славной победы под Полтавой.

Не менее впечатляющими были триумфальные ворота в Нарвском предместье Петербурга — для торжественной встречи русской гвардии, возвращавшейся летом 1814 года из Парижа. Офорты с изображением ворот распространялись по всей стране. Нужно также отметить, что во 2-й пол. XVIII века, обустраивая свои городские и загородные поместья, дворяне взяли за моду парадный въезд в них украшать воротами, соперничавшими по красоте с триумфальными арками. Особой пышностью, например, отличался въезд в усадьбу князя Кирилла Разумовского в Москве, построенный в 1752—1753 годах архитектором А.Кокориновым по заказу владельца.

Моду быстро подхватили многие. Роскошные въездные ворота воспринимались, вероятно, народом, как недоступный им вход в земной рай, полный радости и благополучия. Въездные ворота и триумфальные арки, несомненно, привлекали и создателей вышитых сюжетов на подзорах.

Возможно, в сцене «Встреча гостей» и изображались такие ворота-въезд. Они представляли собой однопролётные арки с одиночным или сдвоенным закруглением верха. Над ними возвышался невысокий барабан с пологим куполом, увенчанным развеваювшимися флагами. Гладкие опоры облегчались нишами и сквозными пролётами. Декоративная выразительность здесь достигалась продуманным ритмом их размещения, а также узорными разделками поверхности, которые превращали скромную постройку в сказочный дворец. На одних встречаются две-три разделки, а на других — и более пятнадцати, создававших ни с чем несравнимую по красоте фактуру каждому, даже самому примитивному, узору.

На других вышитых сюжетах с каретами и всадниками — постройки иного характера. Они сложнее по силуэту и роскошнее по декоративному оформлению.7 Центральная их часть с плоским покрытием, обычно по бокам дополнена различными пристройками в виде арок, лестниц — спусков в обе стороны, балюстрад, окружавших цветники перед зданиями, и пр. Центральную часть завершал барабан с просветами, увенчанный плоским куполом, который украшали башни, вазы с букетами, скульптуры, флюгера или развевавшиеся флаги. Эти сложные по силуэту здания в вышивке сочетают в себе изображение «красных ворот» с увеселительными беседками, концертными павильонами или другими изящными сооружениями, которые владельцы усадеб любили размещать в своих обширных благоустроенных парках (рис. 14), во 2-й пол. XVIII века — в пору высшего расцвета садово-паркового искусства в России... В этих узорчатых вышитых павильонах изображались разные сцены с дамами и кавалерами — одни чинно беседовали, другие развлекались с бокалами в руках, а у третьих была весёлая пирушка за длинным столом.

klim14.jpg (12592 bytes)

рис. 14

Удивительно, как умело народные мастерицы изменяли тему изображаемого сюжета, внося дополнения в устойчивую композицию. Так, на одном вологодском подзоре с каретами и всадниками центральное здание превратилось в роскошный двухъярусный дворец, из окон которого дамы и кавалеры наблюдают за прибытием гостей (рис.15).

klim15.jpg (15989 bytes)

рис.15

Дворец богато украшен скульптурами, вазами, лепным орнаментом и флагами. Кроме карет, около дворца гуляют дети, беседуют дамы и кавалеры. А среди летающих птиц изображены двуглавые орлы и небольшие сердечники.8 Такое впечатление, что здесь изображена не просто встреча гостей, а, судя по атрибутам, приезд жениха и невесты. Торжественности обстановки соответствует и красивая фактура узора, переливающегося на свету за счёт положенных в разные стороны плотных и разреженных стежков, создающих красивую поверхность мотивов.

Следующая группа сюжетов на строчевых подзорах связана с изображением садово-парковой архитектуры 2-й пол. XVIII века. Она напоминает ротонды, пропилеи, пиль-башни, беседки для концертов, пристани у водоёмов. Особенно это характерно для подзоров из Ярославской, Московской, Олонецкой губерний с изображением сцен охоты и прогулок по парку дам и кавалеров (рис. 16). Здесь архитектура разнообразна по силуэту с разными пристройками и декоративными украшениями.9

klim16a.jpg (10044 bytes)    klim16b.jpg (13081 bytes)

рис.16a и 16b

Красотой и изяществом оформления особенно отличаются три подзора, выполненных строчкой по мелкой и плетёной сетке. В публикации княгини Н.П.Шебельской подзор отнесён к Московской губернии. Видимо, два других (рис. 17, 18) — того же происхождения.10 Об этом свидетельствует одна и та же трактовка сучковатых деревьев с открытыми корнями и крупными листьями, с затенённой одной стороной, дружно тянущихся вверх. Подтверждением является и одежда дам и кавалеров, занятых повседневными развлечениями, — мужчины в коротких кафтанах, женщины — в платьях, затянутых в талии, с длинными развевающимися юбками, украшенными воланами, рюшами и другими нашивками по моде конца XVIII века. Одно и то же место происхождения подтверждает и архитектура с элементами барокко и рококо. На всех подзорах — здания в виде величественных построек с пышным оформлением, и только на одном — изображён храм в сочетании с колокольней и трапезной.11 Этот ансамбль, как и на других, предыдущих, подзорах выполнен в традиционной манере. Большую выразительность строгому по своим очертаниям комплексу придаёт продуманный ритм продолговатых и круглых окон, удлинённых входных дверей с овальным верхом, балюстрадой внизу, и рисунки разных башенок с пологими или стрельчатыми куполами наверху. Вся же другая архитектура на этих трёх московских подзорах — одномерная и плоскостная. Композиция этих роскошных зданий одна и та же. В центре — высокий портал с циркульным завершением, а иногда и со сдвоенным овалом. На одном подзоре по бокам портала — мощные витые колонны и рустованные стены. На двух других — порталы фланкируют высокие ниши, украшенные пышными букетами в фигурных вазах. Основные стены, ограничивающие здания, оформлены мощными валютами в стиле барокко. Многие павильоны или дворцы отмечены двусторонними въездными пандусами или цветниками, которые огорожены изящной балюстрадой с резными балясинами и букетами в вазах на квадратных постаментах в духе 2-й пол. XVIII века.

klim17.jpg (13303 bytes)    klim18.jpg (14658 bytes)

рис. 17, 18

Особым разнообразием отличаются завершения каждого здания. В центре чаще всего возвышается фронтон или бельведер с колоннами, окнами или нишами под плоским куполом. На них иногда изображались родовые гербы. На одном подзоре среди пальмовых ветвей две фигуры с мечами, около древка, поддерживающего большую корону. На другом фронтоне, с двумя лежащими обнажёнными фигурами с трубами, изображены два льва, поддерживающие портрет в кольце.

Бельведеры или фронтоны фланкируют изящные башенки с островерхими кровлями, вазы с высокими букетами на квадратных постаментах или скульптуры в виде стоящих мужских фигур с флагами в руках. Любопытное описание сюжета одного подзора с роскошными дворцами и кораблями из Исторического музея даёт автор альбома «Русская вышивка и кружево»12: «Обращает на себя внимание мужская фигура на корме корабля. Её словно приветствуют все окружающие. Предполагают, что это Пётр I во время гулянья в Петербурге на Неве. Возможно, в одном из медальонов над кораблём тоже изображение Петра I». Судя по архитектуре, этот вышитый сюжет выполнен во 2-й пол. XVIII века. Вероятно, он приурочен к какому-то юбилею или к свадебной церемонии почитаемого царя (рис. 18).

Возможна, конечно, и другая причина выполнения этого сюжета с роскошной архитектурой и величественным парусным кораблём с многочисленной командой.

Что касается архитектуры, то не устаёшь удивляться совершенству решения общей композиции каждого дворца на этих московских подзорах, где основа здания и его роскошное оформление находятся в необыкновенно точном соответствии и вызывают восхищение. Какими же изобретательными должны быть художники и мастерицы, чтобы реальную сложную по рисунку архитектуру, оставив узнаваемой, превратить в сказочной красоты узор, отвечающий всем законом декоративного искусства, где ритм, формы, линии и фактуры превращают обыкновенную ткань в произведение искусства.

Не менее примечательна архитектура ещё на двух подзорах XVIII века с изображением грандиозных праздников.13 На первом подзоре из Исторического музея, где композиция решена в два яруса, наверху идёт лёгкая изящная, непрерывающаяся постройка, состоящая из серии одиночных или сдвоенных арок с циркульными завершениями. Арки на всём протяжении несут террасы с красивыми балюстрадами, узорчатые фронтоны или разные башенки, увенчанные флагами. Между фронтонами и башнями размещены скульптуры в виде мужских фигур в коротких кафтанах со шпагами в руках. И.Я. Богуславская в своей статье к альбому «Русская народная вышивка» предполагает, что это грандиозный бал-маскарад с музыкой, беседами, играми, прогулками на кораблях и лодках, поездками верхом на лощадях и в каретах. Она отмечает, что в основе этого сюжета лежит забытая повесть XVIII века.14 Может быть, это и так. А возможно, изображён праздник по случаю коронации на русский трон очередного наследника. А, скорее всего, это торжество в честь Кучук-Кайнаржинского мира с Турцией, для которого архитектором В. Баженовым были выстроены изящные павильоны на Ходынском поле в Москве.

Павильоны были там разные, но один из них имел классические формы и был богато украшен скульптурами.15 В вышитом сюжете на подзоре из Исторического музея архитектура близка к увеселительным павильонам, строящимся с размахом на короткий срок — до окончания праздника. Возможно, мастерица и увековечила такую скоротечную, но не лишённую красоты постройку.

На петербургском подзоре (рис. 19) изображён другой грандиозный праздник — фейерверк. Их часто устраивали в XVIII — нач. XIX века в честь побед русских войск над врагами, подписания мирных договоров с соседними странами, бракосочетания русских царей и др. Образцами для вышитых сюжетов служили гравюры А. Шхонебека, А. Зубова, которые широко были распространены как в России, так и за границей.16

klim19.jpg (20229 bytes)

рис. 19

В центре вышитого подзора изображён театр фейерверочного представления в виде сокращающегося вглубь квадрата с низкими бортами. В глубине на трёх транспарантах представлены изображения, которые в образной форме выражают цель праздничного торжества, связанного с русским флотом. На центральном транспаранте показан двуглавый орёл со скипетром и державой — символ русского государства, слева женская фигура в короне и длинном, облегающем платье, с жезлом и свитком в руках. Справа Нептун с трезубцем и русалка. По бокам вдоль ограды размещено по восемь символов. Спереди на высоких витых колоннах мужские скульптуры с луком и копьями в руках. Весь фон подзора заполнен стремительно несущимися вверх светящимися ракетами, которые красивыми гирляндами спускаются к многоярусным дворцам, расположенным по обе стороны театра фейерверочного действия.

С многочисленных галерей, балконов и окон дворцов дамы и кавалеры любуются красивым зрелищем. Большая группа придворных расположена также и перед дворцами. Сюжет на вышитом подзоре является почти точной копией гравюры, но вместе с тем он по-своему декоративен за счёт симметрии, организованного ритма композиции, точно найденного места каждого персонажа, разнообразия фактуры узора. Так, средствами народной сквозной вышивки, наряду с офортами и гравюрами, увековечен грандиозный праздник.

Заканчивая краткий обзор народной вышивки с изображением светской архитектуры, необходимо отметить, что здесь никогда не было точного повторения существующих построек. Всегда это были собственные творческие рисунки на основе увиденного, с привлечением собственного понимания декоративной выразительности изображаемой архитектуры. Здесь были и плоскостная трактовка зданий, и попытка привнести объём для создания большей выразительности в сложные комплексы ансамблей.

Декоративная выразительность архитектуры в вышивке достигалась за счёт продуманного рисунка, силуэта, ритмичного распределения отдельных элементов строения и точно найденного соотношения плотных и ажурных узорных разделок, превращавших даже немудрёную форму в сказочной красоты узор.

1 Фалеева В.А. «Вышивка». Русское декоративное искусство. Т.2. 1963, стр. 614—629. Таб. 426.
2 Хранится в Калининской областной галерее.
3 См. библиографию.
4 Шабельская. Hit Peasant art in Russia. MCMXII the Studio. LT 2, London, Paris, New-York, Tab. 55, 66, 67, 70, 75.
5 Моисеенко Е.Ю. Русская вышивка XVI—XX веков. Л., 1978. Таб. 57, 58. Шабельская Н.П., Сидамон-Эристова В.П. «Собрание русской старины». Вышивка и кружево. Вып. 1. М. 1910. Таб. 1Х2.
6 Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972. Т. 70. Богуславская И.Я. Русское народное искусство. Л., 1968. Т. 95. Каменская М.Н. Народное искусство. История русского искусства. Т. VII.  М., 1961. стр. 445. Моисеенко Е.Ю. Указ. соч. Таб. 59. Дурасов З.П. Указ. соч. Таб. 179. Маслова Г.С. Указ. соч. рис. 7а. Фалеева В.А. Указ. соч. Таб. 425.
7 Архангельский краеведческий музей, инв. № 271. Маслова Г.С. Указ. сочинение. Рис. 7. Фалеева В.А. Указ. сочинен. Таб. 423. Шабельская Н.П. Указ. сочинен. Таб. 51.
8 Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972. Т. 70.
9 Шабельская Н.П. Указ. сочинен. Таб. 58. Ефимова А.В. Указ. сочинен. Таб. 59. Богуславская И.Я. Указ. сочинен. Таб. 95.
10 Ефимова А.В. Указ. сочинен. Таб. 58. Шабельская Н.П. Указ. сочинен. Таб. 56. Фалеева В.А. Указ. сочинен. Таб. 423.
11 Шабельская Н.П. Указ. сочинен. Таб. 56.
12 Ефимова А.В. Указ. сочинен. Таб. 58. Стр. 231.
13 Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972. Таб. 77—85. Шабельская Н.П. Указ. сочинен. Таб. 78.
14 Богуславская И.Я. Указ. сочинен.
15 «История русского искусства». Том VI. М., 1960. Стр. 106.
16 Васильев «Старинные фейерверки в России».

Библиография

Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки». М., 1990.
Богуславская И.Я. «Добрых дел мастерство». М., 1981.
Богуславская И.Я. «Русская народная вышивка». М., 1972.
Васильев. «Старинные фейерверки в России»
Громыко М.М. «Мир русской деревни». М., 1991.
Ефимова А.В., Белогорская Р.М. «Русские кружево и вышивка». М., 1982.
«История русского искусства». Т. VI. М., 1960 (об архитектуре).
Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли». Л., 1981.
Каменская М.Н. «Народное искусство. История русского искусства». Т. VII. М., 1961.
Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки». М., 1978.
Моисеенко Е.Ю. «Русская вышивка XVI—XX вв.». Л., 1978.
Молева Н. «Главный солдатский храм». Газета «Московский комсомолец» 29 апреля 1988 г.
«Песни, сказки, частушки Вологодского края». Вологда, 1965.
Шабельская Н.П., Сидамон-Эристова В.П. «Собрание русской старины». «Вышивка и кружево». Вып. 1, М., 1910.
Фалеева В.А. «Вышивка». В сб. «Русское декоративное искусство». Том 2, М., 1963.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Пласт культуры"]
Дата обновления информации (Modify date): 24.10.04 13:12