(Фото Владимира Пешкова)
Сергей Летов — это стилистический обвал... Некое сочинение, случившееся с летучим столкновением нестолкновенного:
Музыки зрелища поэзии
Кои дерзновенно столкнулись и их алхимное (алхамное) соединенье вылилось — влетело — в Летова... Материализовалось во плоти и стиле его... Воплотилось в С.Летова, чей любимый Саксофон — потрясающий актёр в его руках: с собственной судьбой и драмой, со своим говором и норовом, со своим миром и мерой... со своим репертуаром, каковые неприсущи никаким музинструментам ни в чьих руках... (только — в его!..)
Сакс — по-летовски — именно не персонаж (хотя ж и то ж — редко ж...). Он — именно живой актёр, лицедей, играющий много Саксолиц и Фоножизней, от летовской режиссуры и пьесы его же в зависимости...
Но и Сергей Летов — в руках собственного саксофона (и пр.) — диковинный, виртуозный, карнавальный и катастриозный музинструмент, переигрывающий собой — то саксофон же, то флейту, то кларнет, то тары-бары-эт (какой-нибудь ещё невиданный инструмент летовского же сочинения)...
Вместе со своими «партнёрами» (саксом и пр.), наряду и наравне с оными — С. Летов и его «окружение» — труппа музык-антов и музрагиков, дзаж-банд лициментов и инструдеев, или лицоинстров ментодеев... Разыгрывают небывалый поэтический спектакль...
Отношение к звуку здесь — столь же трепетно и страстно, как у Поэтов... гроздья изысканных рифм, изысканных музоэтом Летовым в пространстве странствий и — пространствий, зрителями простроенных —
пронизывают
плотно перенасыщенное тело
его зрелищеслышащ —
насквозь и до зрителя...
Свисящие с труб, с губ
метафоры — как переспелые плоды — шлёпаются в
зал...
И зашлёпывают зрителя...
Вообще, по своей природе концерты Сергея Летова, эти концентраты спрессованных в инструмент энергий, чрезвычайно доверчивы к зрителю... Переполнены его дыханием... Музыка буквально вскипает на публике...
Флейты,
саксы и фаготы летовы — играют на сцене, раскрыв
объятия клапанов своих,
и струны расструнив и разомкнув смычки
мостя мосты созвучий и нот —
они —
вбирают зрителя в свой мир... Не осаксофонивают
его собой — а всаксофонивают — в — себя...
Вынуждают публику отыгрывать музыку — в
воображе, фантазии, сквозь ритм аплодисментий...
О, эта скоморожья привычка — сыграться со зрителем в единое пространство. Создавать мир не для него — а вместе с ним и сквозь него... Музыка С. Летова не ведёт за нитку флейт своего хозяина (автора), демонстрируя публике: смотри, какой он талантливый, а — опрокинута в зрителя, расставлена для него ловушками...
Она пронзает его остриём своим или просвечивает насквозь, вынуждая раскрыться. Как бы вскрывает его, заклиная — смотри, какой ты, зритель, талантливый. И зритель раскланивается в пояс флейт — завороженный — : Вижу... Живу.
Не случайно у меня всё время срывается — «публика», вырывается на эти страницы «зритель» — о музыке (а не слушатель!). У музыки Летова — всегда зритель. И только зритель...
Это музыка
Зрелища
Это зрелище Музыки
Это нота, овеществлённая в музыканте — и она весьма телесна.
Это музыкант, перевоплощённый в звук — и он весьма явственен (летовствен)...
А сама музыка здесь — процесс лицедейского воплощения-и-развоплощения музыканта...
И даже самый вид муз’актёра С. Летова — некое артистическое сочинение: пальц-переритм по клавиатуре арт’пианно
аккорд-в-барокко
Он как бы не оставляет зрителя вне чрезвычайной арт’пре-на-сы-щенности
ни глаз не закрыть...
ни уш не оторвать...
Это — не от недостаточности музыки, а от выраженной премузычайше
аоэзии-в-артистизме...
Явление Сергея Летова — не синтетическое: он не соединяет резчайше разъятое (поэзия, музыка, театр), как бы восстанавливая справедливость задним числом, не воссоединяет безнадёжно разбредшихся, разошедшихся Муз в — своём спектакле...
О, нет
Явление Сергея Летова — это терпко, крепчайше, кричаще перезрелищенный (перезрело перезрелищенный) раствор восхитительного синкретизма, в дораспадстве...
Это энергия целостности, ещё не поражённой ржой и жаждой разложения, рассоединения...
Раз’яз’а...
Это мир детски чистого и изобретательски искуснейшего Самовыражения — в тот’арте...
Так что поэты, художники, актёры — вокруг Музыки Летова — это не от недостаточности её, а от премузыкства... От музычайшей природы его Искусства...
В этой музыке — много всего... Она как бы — больше просто музыки как таковой... И все музы притягиваются к этой экзотической энергии для воссоединения, для глотка живительного восстановления... Для Восса...
Сергей Летов в «Москоу Файн Арт» (Фото Владимира Суворова)
И музыка — лишь частный случай его мызуки, столь же артистичной, сколь же и живописной, и драматургической (с конфликтами и игрой).
Он — именно играет свои композиции и импровизации, то перевоплощаясь в звуки, то развоплощая свой саксофон и приглашая на подмостки флейт — флиртуя — всех...
Он — то по-брехтовски очуждает свои инструменты — собой, своей антиинструментальной (астральной!) ментальностью...
То сам очуждается чистейшим, классичнейшим звуком сакс...
Его флейтовизации (от — импровизации) и саксазии (от — фантазии) всегда живут и дышат —
рифмами, ритмами, красками
цветом, светом, лицами,
интонацьями, улыбками, пластикой,
мимикой, аплодисментами —
всем пространством, всем миром, всей жизнью —
в которых Летов начинает свою музыку.
И потому — не измузычится его Муза — никогда
А мне — писать о нём — не переписать...
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Музыка"]
Дата обновления информации (Modify
date): 28.06.04 16:44