* * *
Случается, что боль, с которой человек жил долгие годы, вдруг остаётся где-нибудь на операционном столе, и в теле от неё — лишь отзвук следа-шрама. Мы представляем её себе и, думая о боли, думаем, собственно, о себе в ней, о времени, когда мы были вместе. Освободив нас от неё, нам вырезали из тела и кусок нашего прошлого, кусок того, чем мы были в прошедшем времени: и для неё, и благодаря ей.
К парадоксам боли относится то, что после её исчезновения мы ещё постоянно вспоминаем о ней: не только памятью шрамов, культей, опорожненных телесных полостей. Человеку иногда даже покажется, что он уже никогда не будет целостным, он не жалеет о ней, но знает, что теперь уже не будет совершенно таким, каким был со своей (особенно хронической) болью.
* * *
Ещё один парадокс.
Если большинство людей избегает боли, существуют и такие, которые её, наоборот, выискивают: намеренно, программно, профессионально. Свою и чужую, потому что там, где она есть, они чувствуют инспирацию, открытие тайн, которые остаются в минуты безболезненности скрытыми, непроявленными.
Художники: композиторы, живописцы, литераторы. Они жаждут её с упрямством, напоминающим болезнь, страсть, одержимость.
У некоторых есть удивительно развитое чувство её, они выследят её и на большом расстоянии, инстинкт приведёт их туда, где она встречается в концентрированном виде. Профессиональное притяжение к боли, любопытство, граничащее с жестокостью, но одновременно и с огромным сочувствием, проявлением сопричастности, которое также относится к сопроводительным признакам творчества.
* * *
Боль как входные ворота в мир другого человека; и это тоже очень хорошо знают художники, опыт её переживания для них — один из основных видов опыта. Однако не всякая боль, не в мир всякого человека.
Кто-то сказал, что искусство паразитирует на боли.
Даже живёт ею, одновременно, однако, помогает оживлять и её самое.
Искусство не позволяет, чтобы она исчезла, чтобы она была полностью преодолена, отрицаема, забыта. Это один из способов протеста против всех достижений медицины, успехов лабораторных исследований, попыток растворить боль, страх, тревогу, депрессию и отчаяние в химических реакциях, заменить их чувственной пустотой, ничем.
Лишь благодаря искусству в нас входит боль Антигоны, Гамлета, Анны Карениной или Норы. Искусство оживляет её в нас и учит нас болеть вместе. Катарсис достигается и путём совместной боли.
Если бы не было других причин, так и в силу этой способности искусство необходимо: оно помогает сохранить человечность.
Перевод со словацкого Наталии Шведовой.
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify
date): 20.07.04 08:56