Художники Одессы

Станислав Айдинян

О Вадиме Целоусове

Говоря о творчестве и «пунктире» творческой биографии одесского художника Вадима Целоусова, хочется начать произвольно — с его германского, регенсбургского, чисто европейского периода. В толстом альбоме фотографий, воспроизводящих картины, привлекает решительно и сразу «Портрет патера Эмирамма» — из знаменитой семьи Турн унд Таксис, близкой к, пожалуй, самому талантливому поэту ХХ века, Райнеру Марии Рильке. Вадим Целоусов познакомился с пастором за две недели до его смерти. Осталась запись, сделанная художником в книге для посетителей патера Эмирамма, что была начата им в 1944 году. В тот год он принял монашеский сан и стал единственным монахом монастыря, который основал в небольшом родовом замке — одном из принадлежавших его семье. Очень много хорошего, светлого сделал этот человек для Регенсбурга, где его очень уважали. Моральный авторитет Эмирамма был огромен. Вадим делал первоначально набросок с натуры. Под его кистью ожил старый католический монах-бенедектинец... Во взгляде — умудрённость. Спокойная плавность черт... Знание жизни. Проникновенная пронзительность взгляда... Белая широкая борода. На абсолютно тёмном фоне она могла бы определять цветовую тональность картины... Но основное — взгляд, это — Глаза... Само благородство воплощено в облике этого старца...

К лицам того же семейства относится портрет Томаса Нигла. В правом верхнем углу — традиционно вписан в картину герб. На руке — перстень с печаткой. На груди — фигурный крест. Герой портрета — настоятель Вельтенбургского монастыря. Чёрное облачение, белый католический воротничок, чёрная шапочка, прикрывающая тонзуру. Взгляд — напряжённое внимание. Седые виски, тонкость черт пожилого уже человека... В этом парадном портрете, созданном в 1994 году, а это, безусловно, парадный портрет, есть почти неуловимая нота мягкости, другая, более сдержанно выраженная форма благородства... В монастыре в Вельтенбурге была выставка В.Целоусова.

В. Целоусов — художник-портретист милостью Божьей. В его портретах — совершенно естественное и определённое по стилистике мастерство. Среди них пронзительны и женские, детские лица. В 1998 году написан портрет немецкой девочки. Сколько живости в её внимательно-выразительных глазах, в упрямо-сомкнутом — уже волевом? — рте, в повороте чуть приподнятого лица, в живописно-разбросанной по-подросточьи причёске... Это внучка близкого друга Целоусова, Зигфрида Иордана, художника и преподавателя живописи. Всю его семью и его самого запечатлел одесский художник. И в каждом — индивидуальность, неповторимость... В портрете Йордана — какая-то взвихренная стать человека увлечённого, творческого, по своим стремлениям далеко не внешнего, которому тем не менее свойственна открытость...

Особая тема — пейзажи Вадима Целоусова. Их тоже, как и портретов, существует целая галерея. Причём достойны внимания и ранние произведения, такие, как «Фрагмент Ближних Мельниц». По названию видно, что писалось полотно в Одессе. Тут ночной пейзаж. Тени, тревожный свет фонаря. Песочно-сине-светлокоричневая палитра. Ощущение предночной тревоги. Художник стоял под фонарём и писал ночью, так же, как в 1995 году он писал в Регенсбурге, в Германии «Турмтеатр», куда вписан фрагмент и знаменитого собора... К тому же ряду относится и регенсбургская «Луна». Причём луна почти закрыта тучами. В старой части Регенсбурга, когда художник писал с натуры, местные жители подходили с расспросами, некоторые, кто посамоувереннее, с советами...

Однако из Германии всё же возвратимся вновь к раннему периоду, ко времени, когда В.Целоусов в ноябре 1979 года, приехав из Карпат, побывал в г. Седневе Черниговской области, на Севере Украины. Там произошёл в его творчестве определённый рывок. «Я заметил, — говорит художник, — что мне лучше работается в экстремальных условиях. Я тогда был зажат во времени... А удалось сделать 20 работ...» Тогда он выгнул в стиле «модерн» на одном из своих холстов подсолнухи. Получился в подсолнухах воплощённый естественный «Югендстиль»... Сделаны они были совершенно индивидуально, без реминисценций к Ван-Гогу, или к известному костромскому живописцу Алексею Козлову, который приблизительно в те же годы прославился в России своими «Подсолнухами»...И «Зимний пейзаж» написан там. Тонально передана «поэтика» занесённых снегом домишек, замерших в холоде деревьев. Художник признавался, что основательно замерзал, когда писал этот пейзаж с натуры. Уют зимы... Пейзаж «стелется» к горизонту, изображение вроде поднимается снизу вверх к занесённым снегом неясным «пролескам». В Седневе написан и «Ноябрьский день». Изящные «перевивы» снега отражают, однако, «мокрое» время года, начало весны. А на картине этого не чувствуется, нет проталин, скорее снова снежный уют... В этом седневском пейзаже характерность не только в дремлющей зимой украинской деревне, но и в частностях сюжета — вот колодец с открытой крышей, с ведром...

В 1980-м В. Целоусов поехал в командировку от обкома комсомола и Союза художников писать с натуры. Уже был тогда членом молодёжного объединения при Союзе художников, членом же союза стал в 1987-м. И тут проявилось, что Целоусову уже в тот, ранний, период был подвластен и романтический по сути пейзаж, — «Шабский виадук», решённый в изумрудных тонах. Там же, недалеко от Шабо, в Белгороде-Днестровском, старинном Аккермане, была пейзажно написана старейшая на Украине Армянская церковь. Говорят, она одиннадцатого века. Но построена на месте более древней церкви, от которой в её стенах сохранилась памятная надпись-плита. От вросшей в землю домообразной церкви — изумрудно-жёлтого цвета удлинённая тень... Из маринистики того периода отметим «Днестровский лиман». Лиман как перед бурей — взволнованное небо... Писано свободным, но кропотливым на вид мазком, будто создавалась она много часов, а потрачен на неё был всего один, но полный вдохновения час...

Сравнительно позднее к Целоусову пришли его «ню». В большинстве своём это жизнерадостные, весёлые, увесистые, почти рубенсовские по комплекции натурщицы... Они игриво предъявляют свои телеса более или менее заинтересованному в такой именно стилистике зрителю... Думаю, во времена скульптора Торека в Германии они бы могли иметь всепобеждающий эффект на выставках... Эта почтенно освещённая голландским старинным авторитетом серия не менее объёмна, чем серия германских портретов. По поводу неё художник говорит: «Надо отстраняться от модели, чтобы не увлечься ощущениями и чтобы не был перебор в эротике...» Выдающаяся, без преувеличения, работа этой художественной «колеи» — «Слива». Изображена издали напоминающая сливу фигура. Натурщица была тоже, как говорится, «кровь с молоком»... Но изящество этой грузной, в общем-то, фигуры феноменальное. И главное, женщина, эффектно сложившаяся в причудливом сплетении рук и ног, действительно напоминает сливу. Изящество овальных линий тела решено в манере «белое на белом»... Для автора эта работа сравнима с одним из удачнейших его женских портретов, с «Лидой» (1986). Он не продал «Сливу», хотя ему предлагали за неё 5000 долларов, потому что, как он говорит, без неё не было бы многих других его работ...

celous1.jpg (15665 bytes)

Вадим Целоусов. «Луна» 1998 г. Картон, м. 70х50

«Что важно для меня в живописи, — повествует художник, — если я работаю активно, то я могу быть одним из лучших. Если не работаю — то хуже меня нет. Я тогда становлюсь злым, плохим. Ты пишешь; что-то получается, что-то не получается. Если художнику нравится всё, что он пишет, значит он идиот... Что мне стилистически близко, что влечёт последнее время? К портрету, хотя и к пейзажу, — к «ню», настроение периодически меняется. Начинаешь уставать — переключаешься... Рисовать я начал с трёх лет. Семья жила тогда в Первомайске. Когда я был в первом классе, в 1959 году, брат отвёл меня в студию в Дом пионеров к Льву Михайловичу Островскому, недавно умершему. Тогда я то рисовал, то бросал ходить в студию... Но снова и снова прибивало к «грустным берегам рисунка, живописи».

celous2.jpg (10636 bytes)

Вадим Целоусов. «Сара» 1998 г. Х., м. 30х24

«Я ведь помню, как Володя привёл в Дом пионеров и представил тебя. И вот теперь передо мной репродукции с картин зрелого мастера. Я очень горжусь, что из этого мальчика вырос такой талантливый художник, который получает прекрасные отзывы искусствоведов... Я лично присоединяюсь к этим отзывам...» — писал учитель в последнем письме ученику.

celous3.jpg (12802 bytes)

Вадим Целоусов. «Одна». 1974 г.Х., м. 60х73

«Островский был из тех людей, которые преподают Жизнь, — добавляет художник, — он много мне дал. В Одессе немало его учеников, в том числе и Андрей Антонюк...

С 1967 года В.Целоусов учился в Одесском художественном училище у Анатолия Черняева, тогда недавно окончившего Киевский институт. Это был энергичный, увлечённый художник-педагог. В 1973-м Целоусов окончил училище. Андрей Антонюк, старший товарищ и тоже учитель, говорил: «Вышел за порог училища — сразу что-то делай! Многие думают, что сначала надо создать материальную базу, нет, так не выходит». Он имел в виду, что талант может остыть, исчезнуть.

У Вадима родители жили когда-то на Буковине. Там родился его старший брат. Вадим рассказывает: «Я наслушался от матери преданий об этих волшебных местах, начитался Коцюбинского, увидел фильм “Тени забытых предков” С.Параджанова, и в 1973 году отправился в Карпаты. Там я стал самостоятельным, научился выживать. Карпаты мне дали многое и в живописи, и в жизни. Потом пришлось уехать в Белгород-Днестровский. Оттуда была моя первая жена. Работал в филиале Худфонда, в оформительской мастерской. После развода вновь четыре года, с 1975 по1979-й, жил в Карпатах. 1974 год — участвовал в областной выставке молодых художников в Одессе. Это благодаря Шистеру, он как секретарь Одесского отделения Союза художников, когда главой союза был М.Д.Тодоров, написал официальное письмо... А Слава Божий, он был тогда председателем молодёжного объединения, очень благожелательно заметил меня, высоко оценил. Приняли меня в объединение в моё отсутствие. Я опять уехал в Карпаты. Там написал, в частности, «Мою бабушку». (Заметим в скобках, что это элегически нежное, тёплое художественное создание.) Эта работа «не прошла» на выставке в Ивано-Франковске. В ней увидели украинский национализм. А в Одессе без лишних слов выставили. Выставлялась она и в Москве, и в Питере на всесоюзной выставке портрета. Ездил я в те годы и в Казахстан, и в Москву.

В 1979 году вернулся в Одессу, нашёл себе под мастерскую полуподвал на углу улиц Челюскинцев и Горького. С 1980-го стал получать творческие заказы от Художественного фонда. С 1989-го по 1991-й работал в Фонде главным художником. Прослужил до самого развала.

В 1992-м — первая персональная выставка в Музее западного и восточного искусства, на Пушкинской. На неё забрел Николаус Хенкель из Регенсбургского университета. Понравилась одна моя обнажённая, захотел её купить за 1000 долларов. Тогда это были бешеные деньги. Захотел, чтобы я также написал его портрет. Стали дружить. В 1994-м впервые поехал в Германию как его гость... Он сказал, чтобы я захватил немного работ. И я захватил «немного», всего сорок, в рамах. В тот год было 200-летие Одессы, а Регенсбург, как известно, город-побратим Одессе. И Регенсбург сделал тогда в моём лице Одессе «подарок» — мою выставку в городской галерее. На 1995 год был приглашён туда же в творческую мастерскую Культурного центра, на полгода, тогда было тяжело, поскольку мне возбранялось устраивать выставки, зарабатывать. Но всё же в конце концов немецкие друзья убедили, что выставку делать надо, и сами купили несколько работ. Поддержали. Бывал там, в Германии, и позже... Много значит, если едешь смотреть Европу. Дело не в деньгах, которые заработаешь. Там, на Западе, в общем художники с продажи живописи не живут... Преподают или ещё чем-нибудь занимаются ради хлеба насущного».

Не хлебом единым жив художник Вадим Целоусов, потому его работы столь полнокровны и откровенно талантливы. Иногда они новаторские, чаще — традиционные, но всегда зажжены светом проникновения в суть, светом таланта, светом неостывшего сердца, вмещающего этот многообразный, радужный, полный красок и оттенков, «земной и небесный» мир...


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.10.04 12:29