• школьный психолог должен работать в школе или в психолого-педагогической консультации;
• школьный психолог определяет уровень развития психологического процесса ребёнка (интеллектуальное развитие, эмоциональное состояние, психофизическое), решает проблемы поведения и обучения, школьной адаптации, ведёт работу с одарёнными детьми, занимается профориентацией детей;
• школьный психолог узко сотрудничает с психолого-педагогической консультацией как в решении вопросов воспитания и образования (научная работа), так и в вопросах коррекции разных психических отклонений, взаимодействуя при этом, по мере необходимости, с врачами-невропатологами и психиатрами;
• школьный психолог тесно сотрудничает с педагогическим коллективом и предлагает различные формы автотренингов для снятия психической нагрузки в процессе обучения;
Система образования на сегодняшний день стоит на пути постоянного «обновления», изучения новых методов обучения и воспитания в изменившихся социально-экономических условиях. В каждой системе образования цель одна — гармоническое развитие личности (в широком смысле слова). Сегодня этот сложный процесс невозможен без участия детских и школьных психологов. Ведь достижение этой цели влечёт за собой и преодоление, и профилактику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей. Сравнивая психологическую службу Словакии и России, сразу нужно подчеркнуть, что в Словакии функционирование детских психологов минимальное, хотя практика указывает на необходимость работы детского психолога в дошкольных учреждениях. Воспитатели зачастую решают непосильные проблемы. Ежедневно наблюдая за ребёнком, они предупреждают родителей и руководителя ДОУ (дошкольного учреждения) о наличии отклоняющегося развития психики. В подобных случаях они сначала направляют его к врачам-специалистам, а после этого в педагогическо-психологическую консультацию (только с согласия родителей). Зачастую убедить родителей в необходимости психологического обследования ребёнка достаточно сложно. Ведь такого ребёнка мы автоматически дифференцируем, как бы отделяем от остальных «нормальных» детей, тем самым нанося ему ещё больше вреда. У детей может возникнуть состояние тревожности, агрессии, могут появиться психосоматические реакции на сложившуюся ситуацию, которое родители ещё и усугубляют. Несвоевременное выявление и коррекция нарушений психического здоровья ребёнка приводят к последующим проблемам, разного рода психическим заболеваниям (например неврозам, клиническим формам отклонений), устранение которых иногда невозможно без вмешательства врачей-специалистов и медикаментозного лечения. Вправе ли мы непрофессиональным вмешательством решать судьбу детей, которые во всём доверяют нам, взрослым? Нельзя же превращать школу и ДОУ в лечебню, «...ибо нас в первую очередь интересует не тот ребёнок, который уже заболел, а тот, кто заболеет завтра, в том числе и по вине школы» (Е. Ямбург. «Народное образование», 2/2002 г., с. 99). Надо помнить, что «насколько школьной должна быть медицина, настолько лечебной — педагогика. Именно в этом их поле пересечения» (Е. Ямбург. «Народное образование», 2/2002 г., с. 101). Опыт психологической службы в России доказывает необходимость внедрения детских психологов в образовательную систему дошкольных учреждений. В последние годы школы и дошкольные учреждения в Словакии перешли на самоуправление, и тем самым открылись широкие возможности для более эффективного и быстрого решения образовательных, финансовых и административных вопросов с учётом социально-экономических условий отдельных регионов и городов. Опираясь на многолетний опыт России, в Словакии сегодня, несомненно, в первую очередь необходимо обратить внимание на профессиональную подготовку детских практических психологов, которые также входят в русло общеобразовательной системы. В этой связи очень важным моментом является подготовка детского практического психолога-педагога-методиста с умением управлять дошкольным учреждением. Ведь главные задачи детского психолога — психодиагностика, психопрофилактика (обеспечивает предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний), психогигиена (сохраняет и укрепляет нервно-психическое здоровье), психореабилитация (восстанавливает и компенсирует нарушенные психические состояния, личностный и социальный статус) и психокоррекция — рассматриваются как совокупность психологических средств и методов по «созданию оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного психического развития» «Детская практическая психология» под ред. Т.Д.Марцинковской, с. 101). Именно такого рода психологи могут создавать эти оптимальные условия при решении основных задач. Психолог в ДОУ так же, как и в школе, — существенное неотделимое звено психологической службы: «надо увидеть психолога в общей картине школьной жизни, представить его составной, неотъемлемой частью сложнейшего организма» (журнал «Народное образование» № 6/2002 г., с. 130). Мы довольно часто встречаемся с мнением, что психолог не выполняет свою роль, мешает педагогам и воспитательно-образовательному процессу в целом. Учителя неоднократно жалуются на некомпетентность, неспособность психолога оказать ребёнку своевременную психологическую помощь. Но имеет ли психолог шанс решить поставленные перед ним задачи, если, во-первых, находится вне воспитательно-образовательного процесса и школьной жизни, во-вторых, работает зачастую без поддержки педагогического коллектива (педагоги его воспринимают как контролирующее их работу звено). А в-третьих, одному психологу в одной школе (учитывая количество учеников, нуждающихся в психокоррекции) не справиться со всеми стоящими перед ним задачами. В итоге эффективность работы психолога в масштабе всей школы незначительна. Д. Журавлёв (руководитель психологической службы московской гимназии № 1516) предлагает два пути выхода из сложившейся ситуации. Либо в каждой школе создавать психологическую службу, состоящую из нескольких психологов, либо педагогической психологии заняться разработкой форм и методов работы с учителями, через которых можно повлиять и на образовательную ситуацию в целом. («Народное образование», 6/2002 г. С. 131). Необходимо определить степень и формы участия психолога в методической работе, долю педагогической деятельности в его повседневной работе (уроки психологии, замены). Нежелательно использовать так называемые «летающие рабочие силы» (особенно это касается дошкольных учреждений), которые заменяют отсутствующих по разным причинам воспитателей, учителей в образовательных учреждениях определённого района. Вот именно поэтому при профессиональной подготовке детских и школьных психологов должна учитываться и педагогическая, и методическая, и управленческая (руководящая) дееспособность, компетентность будущего психолога. В образовательно-воспитательном процессе Словакии более пристально стал рассматриваться вопрос индивидуального подхода к детям, особенно к тем из них, которые находятся в пограничных состояниях, между нормой и патологией (эта проблема очень актуальна и в России). Таких детей нужно выявить заранее, ещё в дошкольном учреждении, чтобы избежать «школьной неуспеваемости». Но в реальной практике часто достаточно сложно правильно определить и чётко ограничить проблемное состояние ребёнка, установить границу, с одной сторны, индивидуальных различий в пределах условно возрастной нормы, с другой — некой «патологии» развития. В связи с этим перед детскими психологами стоят нелёгкие задачи. Во-первых, обратить внимание на индивидуальные особенности психического развития детей, обусловленные спецификой их мозговой организации, т.е. получить данные, которые позволят осуществлять индивидуальный подход к ребёнку в процессе обучения. Во-вторых, выявить детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике или специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для предотвращения перехода этих отклонений в клинические формы (Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, Е.Ю. Балашова «Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников», Москва, 2001 г.). Детский практический психолог и школьный психолог — незаменимые звенья общеобразовательной системы для достижения физического, психического, нравственного здоровья детей. Говорят: «в здоровом теле — здоровый дух», а мне хочется продолжить: «в здоровом теле школы — здоровый дух ученика», а «в здоровом теле детского садика — здоровый дух ребёнка». Ведь именно это и есть самая главная цель деятельности всех нас, психологов и педагогов. Недавно я прочитала замечательную клятву школьного психолога:• школьный психолог с помощью диагностических методов выявляет детей с психическими отклонениями и ведёт коррекционную работу с ними (только при наличии уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребёнка), при необходимости рашает вопрос перевода ребёнка в компенсирующие классы или в специальные учреждения (в таком случае помощь оказывают дефектологи). Школьный психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребёнка путём радикального коррекционного вмешательства.
«Ступая на путь психологии, я клянусь, что все мои знания и способности вложу в свою непростую работу.
В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обратился ко мне. Всё, что я умею и знаю, всё, чем природа и люди одарили меня как личность, предназначено для тех, кто нуждается в моей помощи. Я не допущу, чтобы то, что я узнал о человеке, обернулось против него. Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — чтобы люди могли мне доверять. Я не опозорю свою профессию некомпетентностью, неквалифицированностью, непорядочностью, равнодушием и стяжательством. И пусть удача сопутствует мне в моём искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребёнке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и оберегать загадку его неповторимой индивидуальности» («Народное образование», 6/2002 г. с. 131). А от себя я хочу лишь добавить:«Клянусь, что уважение и любовь к ребёнку станут символом моей безграничной помощи ему!»
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify
date): 18.01.04 11:12