Народ и творчество

Н. Т.Климова

Избы, дворцы и храмы в русской народной вышивке XVIII — XIX веков

Русская народная вышивка XVIII — начала XX века отличается большим разнообразием мотивов. Кроме геометрических — много изобразительных форм. Это величавые женские и мужские фигуры, бравые всадники, резвые кони, реальные и сказочные звери и птицы, раскидистые деревья и кусты, тонкие полевые травки и неведомой красоты букеты и гирлянды. Все эти образы были издавна наделены русским народом определённой символической значимостью, где древний языческий культ плодородия переплетался с нравственными понятиями о добре и счастье. По-разному сочетая давно устоявшиеся традиционные образы, сельские мастерицы достигали совершенства композиционного строя узора, наделённого определённой символикой, отвечающей стремлениям сельских жителей к благополучной жизни.

Однако среди множества природных форм или сказочных образов, рождённых фантазией народа, в вышивке существовали и другие мотивы, созданные руками человека. Это — архитектура. Когда она появилась в народной вышивке, пока неизвестно. Однако произведения XVIII — начала XX века с изображением архитектуры представляют совершенные узоры — по красоте рисунка и фактуры.

Это свидетельствует о длительном периоде формирования такого вида творчества. О значимости архитектуры в символике узора нам также неизвестно. Однако не вызывает сомнения, что и она была наделена русским народом определёнными благожелательными понятиями.

Как и всегда в русской народной вышивке, в XVIII — нач. XX века изображение архитектуры было весьма многообразно, с массой различных вариантов. Вместе с тем чётко прослеживаются три вида зданий — крестьянские постройки, роскошные городские и сельские дворцы, культовая архитектура. Такие вышивки тоже, в свою очередь, делятся на те, которые выполнены народными мастерицами для собственного употребления и — по заказу. Многое вышивалось в монастырях и помещичьих крепостных мастерских, где основную работу выполняли все те же крестьянские вышивальщицы, иногда, впрочем, не без участия хозяйки и её дочерей...

Крестьянские избы и сказочные терема в русской народной вышивке конца XVIII - начала XX века

На крестьянских полотенцах, подзорах, передниках и рубахах, особенно входящих в приданое невесты, наряду с другими мотивами изображалась разная архитектура, прототипами которой являлись местные реальные строения, вымышленные, рождённые под впечатлениями увиденного или подсмотренные на печатных картинках, а иногда и просто рождённые фантазией мастериц. И тем, и другим всегда в вышивке был найден сказочный облик, придававший им невиданную красоту. Некоторые сюжеты с изображением архитектуры были связаны с человеком, чаще всего с нарядно одетыми девушками.

Подбоченившиеся или держащие в руках зелёные веточки, прямо смотрящие на зрителя, они изображались в немудрёных постройках (рис. 1, 2).

klim-1.jpg (9701 bytes)

Рис. 1. Конец полотенца. Холст. Белая строчка. Центральная Россия. XIX в.

klim-2.jpg (24045 bytes)

Рис. 2. Конец полотенца. Холст. Вышивка крестом. Северо-Западная Россия. XIX в.

Обычно строения состояли из двух узорчатых опор с треугольными или сложными завершениями. Маленькие строения расставлялись всегда по одной линии среди цветущих кустов или деревьев. Такие вышивки преимущественно встречаются в Олонецкой, Вологодской, Тверской губерниях, выполненные швом «роспись» и набор, крест и белая строчка.1 Возможно, здесь изображён один из ритуалов свадебного обряда или другого семейного торжества. А возможно, это изображение «христовых невест», то есть келейниц, которых много было по русским деревням в конце XVIII — XIX веке. Это девушки, не вступившие в брак, по собственной воле отказавшиеся от мирской жизни. Они не уходили в монастырь, а переселялись недалеко от семьи, в небольшие кельи.

1 Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки». М., 1990, стр. 96. Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки». М., 1978, рис. 57в.

Отсюда и название этих девушек. Они отличались набожностью и пользовались большим почётом у односельчан. Вполне вероятно, что они были причиной возникновения таких вышитых сюжетов. Простая же по своему облику архитектура соответствовала значимости изображения. В Тульской, Тверской, Новгородской и Псковской губерниях на полотенцах и подзорах часто встречаются изображения деревенской улицы с цепочкой нарядных, одно или двухэтажных, разузоренных изб с двухскатными кровлями.2 Избы перемежались здесь с фантастическими цветущими кустами, а вокруг парили большие и маленькие птицы. Крыши изб украшали трубы, флюгеры, а иногда и флаги. Такие вышивки, выполненные крестом, тамбуром или гладью, обычно отличались красочностью, многоцветностью, праздничностью, выражая мечту девушки о добром доме, о благополучной перемене в жизни (рис. 3).

2 Богуславская И.Я. «Добрых дел мастерство». М., 1981, стр. 149б. Ефимова А.В., Белогорская Р.М. «Русская вышивка и кружево». М.,1982, табл. 95. Маслова Г.С. Указ. соч., рис. 75.

klim-3.jpg (11402 bytes)

Рис. 3. Край столешника (фрагмент). Холст. Вышивка крестом. Тверская губерния. Конец XIX в.

Наряду с такими, близкими к реальным, постройками, в узорах крестьянских праздничных предметов существовало изображение и другой архитектуры — сказочных теремов. Они характерны для Тверской, Новгородской, Петербургской губернии.3 Выполняли такие вышивки обычно швом «роспись» и набор, состоящими из цепочки равных стежков, которые создавали изящные прозрачные узоры, подобные тончайшему красному кружеву на белом холсте, иногда дополненные ещё и синим цветом. Обычно эти сказочные терема имели две утолщённые витые опоры, которые поддерживали сложную бочкообразную кровлю, заканчивающуюся небольшим фронтоном, вазами или крупными, тюльпанообразными цветами (рис. 4, 5). Эти узорчатые терема отдалённо напоминают триумфальные арки, какие в XVIII веке строили в Москве и Петербурге в честь победы отечественного войска или коронации русских царей. Эти арки народ называл «красными воротами». Вполне вероятно, что лубок или гравюра с изображением триумфальных арок и способствовали возникновению в народной вышивке этих сказочных теремов. В них обычно изображались прямо смотрящие на зрителя пары — муж и жена или жених и невеста, а то и взрослые с детьми (рис. 4, 5). Вокруг же теремов размещались корабли, двуглавые орлы, птицы, а иногда и танцующие девушки. Можно по-разному воспринимать этот сюжет — и как встреча кораблей, вернувшихся из плавания, и как праздничное веселье, и как свадебный обряд. Узорчатый терем подчёркивал приподнятую атмосферу происходящего события.

3 Маслова Г.С. Указ. соч., рис. 43. Ефимова Л.В. Указ. соч., табл. 88. Дурасов Г.П. Указ. соч., табл. 132. Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли». М., 1981, стр. 57. Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивка Тверской земли». Л., 1981, табл. 57.

klim-4.jpg (16820 bytes)

Рис. 4. Конец полотенца. Холст. Счётная вышивка ---- набор «роспись». Олонецкая губерния. Конец XIX в.

klim-5.jpg (17386 bytes)

Рис. 5. Подзор (фрагмент). Холст. Счётная гладь, «роспись». Новгородская, Тверская, Олонецкая губернии. XIX в.

В Новгородской, Олонецкой, Псковской, Вологодской губерниях было распространено изображение других узорчатых теремов. О богатом доме мечтала каждая крестьянская девушка. Недаром в дни свадебного обряда подружки пели:

«Тут стоял нов высок терем,
Что в том новом тереме
Все покои изукрашены,
Все диваны изоставлены,
все из красного дерева...»
4

4 «Песни, сказки и частушки Вологодского края». Вологда, 1965. стр. 45.

Вышитые терема в этих губерниях были просторными: одни из них были простыми, другие с узорчатыми стенами, решётчатыми окнами, высокой светёлкой в центре и вазами, расставленными по всей кровле (рис. 6, 7). По существу это были варианты тех же «красных ворот», только других пропорций и преобразованные мастерицами в своеобразные сказочные терема. Некоторые терема имели к тому же ещё и приделы. А крышу у таких усложнённых теремов украшали высокие башенки с шатрами, увеличенными флюгерами. Вокруг же росли цветущие деревья и летало множество птиц. Внутри же обычно изображались две девушки в высоких головных уборах, напоминающие праздничные кокошники, характерные для народного костюма этих губерний. Они стояли или сидели в высоких креслах с изящно изогнутыми спинками. В руках у девушек всегда изображались бокалы или рюмки на тонких ножках.5 А на новгородских подзорах в пристройках возникали ещё и кавалеры, поднимающие вверх рюмки. Несомненно, здесь изображалась радостная встреча по значительному поводу. Такие сюжеты имели издавна утвердившееся название — «чаепитие»... Однако их в равной степени можно назвать «Встреча», «Задушевная беседа» и др.

5 Ефимова А.В. Указ. соч., табл. 96. Маслова Г.С. Указ. соч., рис. 75.

klim-6.jpg (17532 bytes)

Рис. 6. Прорисовка сказочного терема с народной вышивки XIX в.

klim-7.jpg (19455 bytes)

Рис. 7. Край свадебной простыни (фрагмент). Холст. Вышивка крестом. Новгородская губерния. Середина XIX в.

В Олонецкой губернии, особенно на Каргополье, на полотенцах, фартуках, подолах женских рубах изображались необычные, ни с чем не сравнимые многоцветные, двойные терема — маленькая постройка была изображена внутри большого здания. Такие вышивки всегда были выполнены швом «роспись» со счётной гладью или тамбуром с гладью цветными нитками. По силуэту эти двойные постройки были близки к тверским и петербургским вышивкам и напоминают вариант тех же «красных ворот» (рис. 8). Большие терема имели толстенные узорчатые опоры и мощную треугольную кровлю с остроконечными ответвлениями, напоминающими лепестки большого распустившегося цветка. Внутренний теремок имел тонкие опоры и тяжёлое перекрытие, повторяющее по силуэту кровлю большого здания. Внутри маленького теремка помещена всегда птица с пушистым хвостом и приподнятым крылом. Создаётся впечатление, что птицу поймали на лету и заключили в красивую узорчатую клетку. Возможно, так выражалась мечта девушки о любви или так изображалась птица счастья (рис. 9).

klim-8.jpg (13735 bytes)

Рис. 8. Конец полотенца. Холст. Счётная вышивка - набор, «роспись», счётная гладь. Русский Север. XIX в.

klim-9.jpg (21974 bytes)

Рис. 9. Конец полотенца. Холст. Счётная вышивка - набор, счётная гладь, «роспись». Олонецкая губерния. Каргополье. 2-я половина XIX в.

На это определение наводит и окружение теремов цветами и птицами. Это же подчёркивается многоцветным колоритом, где основной красный расцвечен чередой жёлтых, белых, синих и зелёных маленьких ромбов, треугольников, крестиков, зигзагов, создающих сияющее многоцветие, подчёркивающее предвестие радостного события.6

6 Богуславская И.Я. Указ. соч., таб. 58. Ефимова А.В. Указ. соч., таб. 113.

Иногда на полотенцах вместо двух построек изображалась только кровля с треугольным пространством внутри, где изображались две птицы около цветка.

Вот и все типы построек, встречающихся в узорах крестьянских предметов, предназначенных для торжественных семейных обрядов или для украшения избы в праздничные дни.

Прототипами для этих изображений служили местные, наиболее привлекательные дома богатеев, или возникали они на основе печатанных картинок, которые мастерицы по-своему переосмысливали, создавая неповторимый облик, необходимый в данном сюжете.

И, как всегда в народной вышивке, каждое изображение овеяно творческой индивидуальностью мастерицы, радостным восприятием окружающего мира...

Библиография

Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. «Изобразительные мотивы русской народной вышивки». М., 1990.
Богуславская И.Я. «Добрых дел мастерство». М., 1981.
Богуславская И.Я. «Русская народная вышивка». М., 1972
Васильев. «Старинные фейерверки в России»
Громыко М.М. «Мир русской деревни». М., 1991.
Ефимова А.В., Белогорская Р.М. «Русские вышивка и кружево». М., 1982.
«История русского искусства». Т. VI. М., 1960 (об архитектуре).
Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли». Л., 1981.
Каменская М.Н. «Народное искусство. История русского искусства». Т. VII. М., 1961.
Маслова Г.С. «Орнамент русской народной вышивки». М., 1978.
Моисеенко Е.Ю. «Русская вышивка XVI—XX вв.». Л., 1978.
Молева Н. «Главный солдатский храм». Газета «Московский комсомолец», 29 апреля 1988 г.
«Песни, сказки, частушки Вологодского края». Вологда, 1965.
Шабельская Н.П., Сидамон-Эристова В.П. «Собрание русской старины». «Вышивка и кружево». Вып. 1, М., 1910
Фалеева В.А. «Вышивка». В сб. «Русское декоративное искусство», том 2, М., 1963.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Пласт культуры"]
Дата обновления информации (Modify date): 29.12.03 19:17