Организации

Раиса Клеймёнова

Общество любителей российской словесности

Всем известны такие вехи в русской культуре, как словарь В.И.Даля, памятник А.С.Пушкину в Москве, памятник Н.В.Гоголю Н.А.Андреева. Казалось бы, что между ними общего? Это общее часто не названо в исследованиях, что особенно обидно. А общее между ними то, что словарь был издан Обществом любителей российской словесности, праздник по открытию памятника Пушкину в 1880 году со знаменитыми речами Достоевского и Тургенева организован Обществом. А на памятник Гоголю оно ещё и собирало деньги, участвовало в организации конкурса на проект памятника, искало место для его установки, опять же организовало сам праздник. Уже только за это Общество любителей российской словесности, созданное в 1811году при Московском университете и прекратившее своё существование в 1930-м, заслуживает внимания и уважения.

Общество любителей российской словесности возникло в 1811 году на повороте русской литературы к новому направлению, к новым формам в меняющемся общем культурном процессе. Оно видело свою цель в создании «здравой» словесности. Для этого оно приступило к изучению наследия русской литературы от Ломоносова, так как считало, что современная русская культура началась с него. Оно занималось проблемами русского языка, собирало материалы для различных словарей. В споре о русском языке, который в это время сыграл большую роль в развитии культуры, Общество не выступало ни на стороне А.С.Шишкова, ни на стороне Н.М.Карамзина, так как видело истину где-то посередине, выбирало своими членами противников Шишкова и Карамзина, классицистов и романтиков. Общество не раз упрекали в том, что оно не оценило по достоинству творчество Пушкина при жизни, что «оно не поспело за быстрым ходом русской литературы». Но оно и не стремилось к этому. Лишь по прошествии нескольких десятилетий после открытия памятника Пушкину в Москве в 1880 году Общество начало кампанию по канонизации Пушкина. Один из основателей Общества, главный его идеолог, современник Пушкина, А.Ф.Мерзляков плакал над сочинениями Пушкина, чувствовал, как это прекрасно, но дать им трезвую оценку, подвести их под известные ему правила он не мог. Именно на заседании Общества любителей российской словесности в 1816 году К.Н.Батюшков заявлял, что в литературе все роды хороши, кроме скучного, и большинство членов Общества было с ним согласно.

Общество существовало на членские взносы, на деньги, собранные по подписке. Так были изданы «Труды» ОЛРС, несколько других изданий. Общество собирало библиотеку из пожертвованных книг.

В 1836 году, когда Обществу исполнилось 25 лет, жизнь его замирала, хотя, казалось, всё должно было быть наоборот. Русская литература в это время имела уже Батюшкова, Жуковского, почти всего Пушкина, Гоголя, кончая «Ревизором». А на заседаниях по-прежнему читались «преложения» псалмов, невинные стихотворные упражнения членов. Общество делало попытки оживить свою деятельность, пошедшую на спад после восстания декабристов. Н.И.Надеждин даже составил план, по которому опять же нужно было всё начинать с М.В.Ломоносова. Но публикация Надеждиным «Философического письма» П.Я.Чаадаева в 1837 году остановила эти попытки. Не пользовалось Общество поддержкой и у руководства университета. А.Е.Грузинский, оценивая в 1911 году деятельность Общества за первый период, говорил: «Самыми крупными литературными новинками, прочитанными за 25 лет, были отрывки из «Илиады» Гнедича, ряд басен Крылова, сцены из «Юрия Милославского» Загоскина. В ряду авторов среди огромного количества Шатровых, Саларёвых, Смирновых, Филипповых крупными кажутся Кокошкин, Мерзляков и В.Л.Пушкин, и совсем великими залётными гостями блестят на программах заседаний три лицейских стихотворения Пушкина-племянника, прочитанные дядей Василием Львовичем, две-три вещи Жуковского из менее значительных и ранние переводы из Горация Ф.И.Тютчева 1816—1819 гг. ... За 25 лет оно ни на шаг не подвинулось вперёд. Мимо него прошёл весь расцвет нашей художественной литературы. Приковавшись на 25 лет к заветной мечте издать оды Ломоносова, оно не заметило ни Пушкина, ни Гоголя. Можно быть уверенным, что это не одобрил бы сам Ломоносов». Но значение Общества в этот период заключалось в другом. Оно начало систематическое изучение русской литературы, её языка, оно создавало ту среду, ту почву, на которой произрастали таланты. Воспитанники пансиона, студенты университета вовлекались в работу Общества, принимались туда сотрудниками. Среди них был воспитанник Университетского благородного пансиона Ф.И.Тютчев и студент А.И.Полежаев.

Изданные Обществом 27 томов трудов сыграли заметную роль в развитии филологической науки. В них собраны материалы для словарей, рассуждения о проблемах русской грамматики, о славянском языке, исследования по истории русской литературы и литературные опыты современников Пушкина, отражавшие тот уровень литературы, над которым вознёсся Пушкин. Не надо забывать и труд членов Общества по изданию речей профессоров Московского университета, произнесённых на русском языке. Это издание тоже своего рода веха в русской культуре. Оно положило конец спору, на каком языке преподавать в университете — на русском, или немецком, или латинском. Издание показало, что русский язык достиг той высоты, которая даёт возможность преподавать любую науку.

Во второй период своей деятельности (1858—1877), как в предыдущий, так и в последующие, Общество видело главное своё назначение в изучении прошлого. Оно опять мечтало об издании сочинений Ломоносова, но из-за отсутствия средств свою мечту так и не осуществило. В это время Общество возглавляли славянофилы или близкие к ним по воззрениям лица, что наложило свой отпечаток на его деятельность. Литературное движение, развернувшееся в 60-х годах XIX века в Петербурге, не нашло отражения в деятельности Общества. Оно сознательно от него отстранялось. В результате, как в первый период, так и во второй, Общество не смогло создать ничего значительного в критике, которую оно хотело видеть «здравой и безобидной». Общество взяло на себя такую важную задачу в славянофильском течении, как изучение народа, а именно его фольклора, его языка. Результатом этого стало издание десяти выпусков песен, собранных П.В.Киреевским, «Словаря» В.И.Даля. С помощью Общества в это время выходит ещё несколько фольклорных сборников. Главным меценатом Общества в этот период был А.И.Кошелев. На пожертвованные им 3000 руб. начал издаваться «Словарь» В.И.Даля. После того как Даль вернул эти деньги, на них печатались фольклорные сборники. Общество не замкнулось на одном славянофильском направлении. В его члены были приняты все известные литераторы: А.Н.Островский, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.А.Фет, Я.П.Полонский, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.К.Толстой, И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский. Общество привечало А.Ф.Писемского, изгнанного из Петербурга. Общество хранило свои литературные традиции, воспитывая в уважении к ним многочисленных посетителей своих публичных собраний. Свой второй период Общество начало с борьбы за свободу слова, ради служения которому оно и возникло. Ради того, чтобы свободно говорить, не подвергаясь цензуре, оно даже отказалось от издания своих трудов, которые по новому цензурному уставу должны были цензуроваться. Вехой в жизни Общества стал спор о литературе в 1858 году между Л.Н.Толстым и председателем Общества А.С.Хомяковым о значении художественного элемента в литературе. В 1911 году речь Толстого была ещё не найдена, и Грузинский в своём обзоре деятельности Общества любителей российской словесности об этом сожалеет. Потом, в 1920-х годах, работая над собранием сочинений Л.Н.Толстого, Грузинский найдёт её в архиве и аккуратно перепишет. Второй период, по мнению Грузинского, был ближе к современной литературе: «Москва впервые услышала в этих заседаниях ряд стихотворений К.Аксакова..., Фета, Плещеева, Майкова, А.Толстого, новые вещи Островского, сцены из всех новых романов и драм Писемского, начиная с «Взбаламученного моря», из нескольких произведений Л.Толстого». Грузинский отметил и «блестящие» обзоры литературы А.С.Хомякова, М.Н.Лонгинова, А.А.Котляревского, Ф.И.Буслаева. Но и в этот период своей деятельности Общество не на переднем плане литературной борьбы. Оно как бы со стороны наблюдало за современным литературным процессом, а само устремлено в прошлое, в изучение архивов, в их собирание, в изучение фольклора. На заседаниях Общества постоянно говорилось о важности сбора материалов о своих современниках, о их значении для дальнейшего изучения русской культуры. С первых лет своего существования до последних Общество никогда не выступало с резкой критикой творчества того или иного писателя. Оно признавало талант своих современников, но окончательную оценку оставляло на потом.

Третий период (1878—1910) отличался качественно иным характером деятельности Общества. Его можно озаглавить «От памятника Пушкину к памятнику Гоголю». Открытие памятника Пушкину в 1880 году и открытие памятника Гоголю в 1909-м — это два пика в жизни Общества. В 1880году Общество провело большую работу по созыву на праздник всех литераторов России, пригласило гостей из-за рубежа. Праздник удался на славу. Речи известных литераторов, особенно Достоевского и Тургенева, чувство свободы одухотворили праздник, заставили говорить о нём, запомнить его навсегда. Здесь многое было сделано впервые. Впервые заговорили о единении литераторов. Это был практически первый их съезд. Здесь началась канонизация Пушкина. Для многих, впервые говоривших о Пушкине, эта тема стала постоянной. Впервые организованная Обществом выставка, посвящённая поэту, породила многие другие выставки, что способствовало сохранению многих мемориальных вещей, архивов. Издание альбомов и каталогов этих выставок закрепляло собранные нередко впервые и часто до этого совершенно неизвестные материалы. На этом празднике Пушкин был поставлен первым в ряду русских литераторов. И сразу же начал выстраиваться ряд великих русских писателей, кому необходимо поставить памятник, кого требуется канонизировать. Первым было названо имя Гоголя. На празднике Пушкина было решено собрать средства на памятник Гоголю. И Общество взяло на себя эту миссию. Праздник открытия памятника Гоголю в 1909 году по количеству приглашённых гостей как российских, так и зарубежных был намного масштабнее, чем пушкинский. Русская литература получила международное признание. Эти два праздника, организованные Обществом, обратили на себя внимание всей мыслящей России, заставили осознать, каких высот достигла русская литература, русская культура.

В конце XIX — начале XX века Общество чувствовало себя уверенно. В ряд к Пушкину и Гоголю оно выстраивало Лермонтова, Жуковского, Грибоедова и многих других. Помимо научных заседаний, оно начало устраивать платные литературно-музыкальные вечера, привлекало к своей работе артистов. Нараставшие революционные события оказали влияние на выбор Обществом изучаемых проблем. На первый план выносилось изучение роли литератры в освободительном движении. Общество отошло от славянофильского направления, хотя изучение фольклора продолжалось, правда, не так масштабно, как в 60—70-е годы.

В 1890-е годы стало окончательно ясно, что Белинский вошёл в сознание большей части образованной России. Общество любителей российской словесности ставило его на первое место в критике, отмечая в 1898 году 50-летие со дня его смерти. Общество сожалело, что эти торжества не стали всероссийскими из-за отказа правительства их поддержать. Общество было не в силах отгородиться от революционных событий. Оно поддерживало студенческие волнения, протестовало против ареста писателей. Его председателя вызывали по поводу выступлений некоторых его членов, оно должно было уведомлять полицию о программах своих заседаний, на его заседания присылались жандармы. Обществу не разрешали проводить некоторые публичные заседания, и оно вынуждено было делать их закрытыми — с гостями, то есть без приглашения студентов. Тем не менее Обществу удалось пройти сквозь все эти перипетии без больших потерь.

Главным для Общества в конце XIX века была популяризация великих русских писателей. Его заседания посещались всеми слоями населения. Для низших слоёв устраивались специальные чтения. Общество добивалось того, чтобы имя Пушкина было известно всему народу, только тогда он будет истинно народен. Именно для широких слоёв населения были изданы три сочинения Пушкина — «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Полтава». Популяризировалось творчество писателей и с помощью литературно-музыкальных вечеров, устраиваемых Обществом. Его членами были многие современные писатели, чьи произведения не раз звучали на его заседаниях, например, Л.Н.Толстой, И.А.Бунин. А.П.Чехов был даже выбран временным председателем.

В четвёртый период деятельности (1910—1930) Общество вступило в апогее своей славы. Оно пользовалось авторитетом и в России, и за рубежом. На 100-летнем своём юбилее оно подвело итоги пройденного пути. Общество сумело пройти и сквозь революционные бури. Председатель Общества с 1921 года П.Н.Сакулин говорил, что Общество увидело в революции необходимый этап исторического развития страны, открывающий широкие перспективы для деятелей науки и литературы, что Общество живёт в период, когда происходит бурная смена литературных течений, критический пересмотр основных вопросов в науке и литературе, и от Общества требуется сознательное и твёрдое самоопределение. Сакулин и многие оставшиеся члены Общества поверили, что революция открыла путь к реализации тех идеалов, которые издавна лелеяла «свободолюбивая и народолюбивая русская литература».

kleymen1.jpg (14161 bytes)

Обложка недавно вышедшей книги Р.Н.Клеймёновой, раскрывающей вклад Общества любителей российской словесности при Московском университете в становление и популяризацию литературы и филологической науки.

На заседаниях Общества накануне революции бывали И.А.Бунин, К.Д.Бальмонт, М.Н.Минский, В.А.Гиляровский, Б.К.Зайцев, Д.С.Мережковский, Вас.И.Немирович-Данченко, С.Г.Скиталец, И.Н.Потапенко, В.В.Вересаев, Н.Д.Телешов, В.Я.Брюсов, И.С.Шмелёв и многие другие. После революции его членами были избраны Ф.Гладков, Л.Леонов, Бор.Пильняк, Пант.Романов, Е.Е.Нечаев, А.С.Неверов, М.П.Герасимов. В Обществе активно выступали А.Е.Грузинский, П.Н.Сакулин, Н.К.Пиксанов, Н.Л.Бродский, М.О.Гершензон, В.Е.Ермилов, П.С.Коган, В.Л.Львов-Рогачевский, Н.М.Мендельсон, Н.П.Сидоров, А.А.Кизеветтер, В.Ф.Саводник, П.Е.Щёголев. С 1910 по 1930 год на заседаниях обсуждалось творчество Островского, Никитина, И.С.Аксакова, Хомякова, Белинского, Добролюбова, Тургенева, Лермонтова, Грибоедова, Гончарова, Л.Н.Толстого, Златовратского, Мамина-Сибиряка, Помяловского, Огарёва, Е.П.Ростопчиной, Станкевича, Салтыкова-Щедрина, Одоевского, Герцена и многих других. После смерти Общество помянуло Л.Андреева, Д.Н.Овсянико-Куликовского, С.А.Венгерова, А.А.Блока, В.Г.Короленко, П.Д.Боборыкина, И.В.Ягича, В.Я.Брюсова, М.О.Гершензона, Н.А.Котляревского, С.Есенина и т.д. В 1918 году было отмечено 100-летие со дня рождения И.С.Тургенева. В Обществе работали комиссии — пушкинская, тургеневская, современной литературы. Основной темой оставалось изучение наследия Пушкина. Вместе с другими Общество участвовало в открытии памятников Герцену и Огарёву, Островскому, Златовратскому на Ваганьковском кладбище. Заседаний, равных по масштабам заседаниям по открытию памятников Гоголю и Пушкину, оно уже никогда не проводило. Все эти обязанности постепенно перешли в другие руки.

Рядом с Обществом любителей российской словесности, объединявшем многих видных писателей и учёных, являвшемся центром литературной жизни, растут, как грибы, многочисленные литературные организации. Общество со многими из них поддерживало контакты. Его члены являлись часто и их членами. В дореволюционный и послереволюционный период в царившей сумятице стилей, направлений Общество нашло свой путь. Оно не отказывалось от наследия прошлого и не спешило клеймить течения, которые ему почему-то не нравились. Оно выслушивало многих, при этом старалось придерживаться историко-культурной школы. В разнообразии литературных течений оно видело богатство литературы. Общество, умудрённое опытом, снисходительно смотрело на заявления молодых «кинуть» старую литературу с парохода современности. Столетний юбилей Общества совпал со временем первых выступлений Маяковского. Общество чувствовало себя уверенно, оно было в гуще современных событий, его интерес к прошлому не противоречил современному ходу литературного процесса. Однако Общество волей-неволей попадало в то «старьё», которое крушил Маяковский. Он был убеждён, что для новой жизни нужны новые формы и новое содержание в искусстве. Но войны не получилось. Председатель Общества П.Н.Сакулин, были случаи, выступал на стороне Маяковского, защищал его. Приход Маяковского в июне 1924 году на заседание Общества, на котором оно приветствовало Вяч. Иванова, сделал заседание более динамичным, члены Общества слушали стихи Маяковского, в результате все остались довольны друг другом.

«Новая жизнь», которую приветствовали Маяковский и Общество любителей российской словесности, на деле оказалась не такой, какой её себе представляли литераторы. Главную идею в неё вкладывали большевики, для проведения их идеи в жизнь больше всего подходил одномерный социалистический реализм, официально провозглашённый в 1934 году. В 1930-м «новой жизни» уже были не нужны ни Маяковский, ни Общество любителей российской словесности. И в один год погибает Маяковский, умирают два руководителя Общества А.Е.Грузинский и П.Н.Сакулин. Общество, успев провести памятные заседания, посвящённые Маяковскому и Грузинскому, после смерти Сакулина в сентябре 1930-го больше не собиралось, новый председатель так и не был избран.

kleymen2.jpg (20232 bytes)    kleymen3.jpg (18714 bytes)

Издания Общества любителей российской словесности, вышедшие в 1999 и в 2002 годах.

Период с 1910 по 1930 год насыщен революционными событиями, это было время, когда в России произошёл коренной перелом в жизни, в сознании народа. Русская культура, литература, филологическая наука характеризуются необыкновенным подъёмом и спадом к 30-м годам, ко времени прекращения деятельности Общества. К 1930 году из искусства, из литературы практически было изгнано всё, что не являлось изображением исторической действительности в революционном развитии. На этом пути не нужны были ни «сочувствующие», ни «перековывающиеся» — всё, что не отвечало большевистским требованиям. Не нужны были ни ярый защитник новой жизни, но не вписывающийся в отведённые ему рамки, Маяковский, ни подлаживающееся к новым обстоятельствам Общество любителей российской словесности. Процесс просеивания литературы шёл так быстро, что бывший член Общества Н.К.Гудзий через двадцать семь лет после прекращения его деятельности с недоумением спрашивал: «Мы признаём, что дооктябрьская академическая наука в области точных, естественноисторических дисциплин, а также техники создала большие ценности, которыми мы можем гордиться, а когда речь заходит об академической гуманитарной науке, мы большей частью ничего не говорим в её пользу. Как же получилось, что мы оказались столь немощными на одном из важнейших участков нашей культуры? Не поступаемся ли мы в таком случае нашей национальной гордостью?»

Общество любителей российской словесности не бежало впереди литературы, оно неспешно следовало за ней, собирая материалы, архивы, систематизируя, расставляя всё по своим местам. Путь Общества — это один из путей познания становления русской литературы, русской культуры, общественной мысли.

Группа литераторов в 1992 году возродила Общество любителей российской словесности. Основная задача, поставленная перед членами нового Общества, — пропаганда филологических знаний, устранение разрыва между старым и новым.

Общество любителей российской словесности регулярно собирается в последний вторник месяца на заседания под председательством д.ф.н. профессора, академика РАЕН, заслуженного деятеля науки РФ В.П.Нерознака обычно в Доме-музее М.Цветаевой. Особенностью наших заседаний является то, что практически по каждой проблеме можно дать экскурс в историю изучения её в Обществе. Например, интереснейший доклад Е.Н.Лебедева о Баратынском (1994). Баратынский стал намного ближе членам сегодняшнего Общества, когда они узнали, что он был избран в ОЛРС вместе с А.С.Пушкиным в 1829 году, услышали, какие доклады о нём и кем были сделаны в Обществе. Или сообщение И.Б.Мардова «Лев Толстой и проблемы современной культуры» (1998). Здесь прозвучал мой содоклад «Лев Толстой и Общество любителей российской словесности» и т.д.

На наших заседаниях мы следуем поставленной цели: «оказывать поддержку общественным инициативам, связанным с развитием языка». Обсуждали Федеральную программу «Русский язык», слушали доклады Е.Н.Ширяева, В.П.Нерознака, М.В.Горбаневского, Е.П.Челышева и многих других. Благодаря возникшей и осуществлённой идее отслеживать ошибки в средствах массовой информации и выносить их на всеобщее обсуждение, Горбаневский представил вышедшую под грифом ОЛРС книгу: «Не говори шершавым языком. О нарушениях норм литературной речи в электронных и печатных СМИ» (составители М.В.Горбаневский, Ю.Н.Караулов, В.М.Шаклеин. М., 1999). 31 октября 2000 года Е.В.Пчелов и В.Т. Чумаков представили книгу «Два века русской буквы Ё. История и словарь», цель которой показать абсолютную значимость буквы Ё в русской речи. Под грифом ОЛРС за 10 лет вышло 18 книг. Среди них подготовленные членами Общества сборники: «Пушкин и ОЛРС» (М., 1999), «В.И. Даль и ОЛРС» (Сп.-П., 2002), монография Р.Н. Клеймёновой по истории Общества (М., 2002).

Мы свои заседания стараемся разнообразить. Например, заседание 27 февраля 2001 года, можно считать, прошло под девизом: учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться. Поэтесса Елена Тамбовцева (Широкова-Тамбовцева Елена Валериевна) представила на обсуждение три своих сборника стихотворений, вышедших в 2000—2001 гг. в рязанском издательстве «Узорочье»: «Факел в ночи», «Птицы», «Гримасы». Но этим вечер не ограничился. Елена познакомила присутствующих со своими учителями, которые её учили в литературной студии Московского городского дворца пионеров и на журфаке МГУ (на вечере присутствовал один из членов Общества — профессор МГУ Юлий Абрамович Бельчиков), со своими однокурсницами-журналистами Наталией Бобровской и Еленой Вечериной.

kleymen4.jpg (22454 bytes)

Авторский вечер Елены Тамбовцевой в Обществе любителей российской словесности. Музей Марины Цветаевой в Москве. 27.02.2001 года. Среди её друзей и коллег: Станислав Айдинян, Светлана Баранова, Владимир Гальперин, Раиса Клеймёнова, Владимир Климов, Александр Лаврухин, Левон Осепян, Борис Синяков и другие

Выступили сама поэтесса, художники Алла Затока, Александр Лаврухин, Владимир Климов, руководитель литературной студии Московского городского дворца пионеров, член Союза писателей Москвы Лариса Румарчук.

Нас познакомили с творческим коллективом, который готовил антологию словацкой поэзии. Это учёные из МГУ и Института славяноведения РАН. Наталия Васильевна Шведова — ст. н. с. Института славяноведения выступила с анализом поэтического творчества Елены Тамбовцевой, а также её переводческой деятельности. Е.В. Широкова-Тамбовцева долгое время преподавала русский язык в Словакии, и её интерес к литературе, особенно к поэзии современных словацких авторов, неслучаен. Члены Общества узнали, что Елена участвует и в Салоне всех муз Анны Коротковой, Анатолия Доровских и Владимира Климова. Стихи не только читались, но и звучали в музыкальном переложении. Поэт и музыкант Григорий Эпштейн исполнил одно из стихотворений под гитару. Молодой композитор Ирина Кайнова спела две песни на слова Е. Тамбовцевой, аккомпанируя себе на фортепиано. Елена и старший преподаватель Московской консерватории, русист Ирина Ушакова представили слушателям сочинённый ими гимн Российско-Словацкого женского клуба «Kvety» при Посольстве СР в РФ. Московские барды Ефрем Амирамов и Лидия Анискович исполнили свои песни. Познакомила Елена нас и со своими учениками. В московском районе Сокол она ведёт студию молодого журналиста. Девочки из этой группы читали стихи Тамбовцевой и свои. В заключение выступили искусствовед Станислав Айдинян и главный редактор журнала «Меценат и Мир» — издатель представленных поэтессой сборников — Левон Осепян. Вечер прошёл очень тепло.

В Обществе читали свои стихи Нина Королёва, Валентина Елизарова, Яков Рокитянский, Юлия Шуйская, Елена Муссалитина и другие московские поэты. Проводились юбилейные заседания, посвящённые А.С. Пушкину, В.И. Далю, Н.В.Гоголю, Ф.М.Достоевскому, А.С.Грибоедову. Не забывались юбилейные даты и наших современников. Главными темами обсуждения на заседаниях ОЛРС остаются проблемы языка, литературы, просвещения.

В 2001 году исполнилось 190 лет со дня основания Общества любителей российской словесности при Московском университете, в 2002-м — 10 лет нашей деятельности. Мы понимаем, что организованное нами в 1992 году. Общество, — это нечто иное. Но наша цель — жить настоящим, не забывать прошлое и готовить основу для будущего — не противоречит цели Общества, организованного 190 лет назад.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 16.11.03 11:00