Ремёсла Словакии

Людмила Громадова

Ювелирное дело в Словакии

По художественной форме и своему разнообразию ювелирное дело принадлежит к наиболее богатым и развитым ремёслам Словакии. Под термином «ювелирное дело» мы подразумеваем изготовление предметов прикладного характера и украшений из драгоценных металлов. Толчком к развитию ювелирного дела в Словакии было наличие и добыча золота ещё с незапамятных времён, а потому это художественное ремесло сосредоточилось в главных торговых и горнодобывающих центрах. Начало ювелирного дела в Словакии относится к далёкому прошлому, но его расцвет наступает особенно в XIV—XV вв. Как известно, ещё король Штефан стремился привлечь в свою империю как можно больше чужеземцев, которые могли бы принести с собой опыт в различных ремёслах. В годы правления королей Арпадов и Анджуев ювелирное дело испытывает заметное влияние романской культуры, ибо в ту эпоху в Словакию переселялись ювелиры, главным образом из Италии. Мастера ювелирного дела создали в Словакии прекрасные художественные изделия, которые придавали блеск дворцам и храмам, служили украшением дворянских и мещанских домов.

gromada1.jpg (16840 bytes)

Ковчежец с мощами св. Сворада, ренессанс, 1674 год, серебро. Украшен чеканкой с узором подсолнечников и головками крылатых ангелов. Нитра, сокровищница кафедрального собора.

Большинство из сохранившихся ювелирных изделий несёт на себе как черты вкуса разных народов, так и отличительные знаки культурного уровня того города, где изделие возникло, и мастера, который его изготовил. Обычно в каждом таком изделии, одновременно с его техническим уровнем и характером, можно различить и стремление ювелира к художественному творчеству. Мастера ювелиры умели приспособить свои изделия к предназначаемой им практической цели. В результате творческого подхода эти предметы отличались высокой художественной ценностью, которая, главным образом у серебряных изделий, далеко превосходила ценность материала. Кроме монет и памятных медалей из золота и серебра, изготавливали коронационные драгоценности, украшения, чаши и сосуды для церковных богослужений, оружие, пуговицы, кроме того, делали нити для богатых вышивок золотом и серебром. Далеко не на последнем месте стояло изготовление золотых чаш и бокалов, столовых приборов и целых сервизов. Искусно изготовленные драгоценные предметы придавали блеск королевским дворам и богатым храмам. Дворяне и мещане наперебой заказывали драгоценности, которые должны были служить знаком их состоятельности и занимаемого положения в свете. К сожалению, этих светских драгоценностей у нас сохранилось очень мало. Сохранившиеся ювелирные изделия представлены, главным образом, предметами церковной утвари. Это чаши, различные дароносицы, сосуды, распятия, шкатулки для святых реликвий, кадила, оклады, светильники, лампады, епископские украшения и т.д.

gromada2.jpg (17656 bytes)

Чаша, готика, XV век, позолоченное серебро. Деталь утолщения верхней части ножки с фигурками св. Себастьяна и девы Марии. Нитра, сокровищница кафедрального собора. Фото H. Fialova

gromada3.jpg (12111 bytes)

Чаша, поздняя готика, XVI век, позолоченное серебро. Шестилопастное основание ножки украшено узором с мотивами листьев, под утолщением в верхней части ножки надпись «Мария», корпус чаши декорирован богатой филигранью. Маркушовце, римско-католический костёл. Фото H. Fialova

gromada4.jpg (17686 bytes)

Жезл епископа Перени, поздняя готика, 1526 год, позолоченное серебро. Деталь рельефного декоративного украшения, изображающего родословное дерево Христа, в центре герб епископа Перени. Нитра, сокровищница кафедрального собора. Фото H. Fialova

gromada5.jpg (8672 bytes)

Распятие — крест, который помещался на главном алтаре, барокко — рококо, 1758 г. Изделие ювелира Яна Силаши из Левочи, украшения из эмали и чеканки, дополненных самоцветами.На ножке и перекладине креста помещены рисунки на эмали, изображающие сцены из жизни Христа. Заверительный знак города Левочи и штамп мастера. Левоча, римско-католический костёл. Фото H. Fialova

Ювелир обычно сам выполнял все операции от подготовки материала до завершения готового изделия. Трудолюбие и настойчивость, умение сделать эскиз, художественное чутьё и чувство композиции были главными требованиями и предпосылками к тому, чтобы в совершенстве овладеть ремеслом ювелира. Прочные, качественные, легко поддающиеся обработке драгоценные металлы вдохновляли фантазию и художественное мастерство ювелира, который, исходя из вкусов и требований своей эпохи, создавал изделия поразительной красоты. Ныне в области ювелирного искусства мы располагаем разнообразными изделиями, представляющими культурное богатство и являющимися свидетельством высокого мастерства словацких ювелиров.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 21.01.04 14:25