Большинство из сохранившихся ювелирных изделий несёт на себе как черты вкуса разных народов, так и отличительные знаки культурного уровня того города, где изделие возникло, и мастера, который его изготовил. Обычно в каждом таком изделии, одновременно с его техническим уровнем и характером, можно различить и стремление ювелира к художественному творчеству. Мастера ювелиры умели приспособить свои изделия к предназначаемой им практической цели. В результате творческого подхода эти предметы отличались высокой художественной ценностью, которая, главным образом у серебряных изделий, далеко превосходила ценность материала. Кроме монет и памятных медалей из золота и серебра, изготавливали коронационные драгоценности, украшения, чаши и сосуды для церковных богослужений, оружие, пуговицы, кроме того, делали нити для богатых вышивок золотом и серебром. Далеко не на последнем месте стояло изготовление золотых чаш и бокалов, столовых приборов и целых сервизов. Искусно изготовленные драгоценные предметы придавали блеск королевским дворам и богатым храмам. Дворяне и мещане наперебой заказывали драгоценности, которые должны были служить знаком их состоятельности и занимаемого положения в свете. К сожалению, этих светских драгоценностей у нас сохранилось очень мало. Сохранившиеся ювелирные изделия представлены, главным образом, предметами церковной утвари. Это чаши, различные дароносицы, сосуды, распятия, шкатулки для святых реликвий, кадила, оклады, светильники, лампады, епископские украшения и т.д.Ковчежец с мощами св. Сворада, ренессанс, 1674 год, серебро. Украшен чеканкой с узором подсолнечников и головками крылатых ангелов. Нитра, сокровищница кафедрального собора.
Чаша, готика, XV век, позолоченное серебро. Деталь утолщения верхней части ножки с фигурками св. Себастьяна и девы Марии. Нитра, сокровищница кафедрального собора. Фото H. Fialova
Чаша, поздняя готика, XVI век, позолоченное серебро. Шестилопастное основание ножки украшено узором с мотивами листьев, под утолщением в верхней части ножки надпись «Мария», корпус чаши декорирован богатой филигранью. Маркушовце, римско-католический костёл. Фото H. Fialova
Жезл епископа Перени, поздняя готика, 1526 год, позолоченное серебро. Деталь рельефного декоративного украшения, изображающего родословное дерево Христа, в центре герб епископа Перени. Нитра, сокровищница кафедрального собора. Фото H. Fialova
Ювелир обычно сам выполнял все операции от подготовки материала до завершения готового изделия. Трудолюбие и настойчивость, умение сделать эскиз, художественное чутьё и чувство композиции были главными требованиями и предпосылками к тому, чтобы в совершенстве овладеть ремеслом ювелира. Прочные, качественные, легко поддающиеся обработке драгоценные металлы вдохновляли фантазию и художественное мастерство ювелира, который, исходя из вкусов и требований своей эпохи, создавал изделия поразительной красоты. Ныне в области ювелирного искусства мы располагаем разнообразными изделиями, представляющими культурное богатство и являющимися свидетельством высокого мастерства словацких ювелиров.Распятие — крест, который помещался на главном алтаре, барокко — рококо, 1758 г. Изделие ювелира Яна Силаши из Левочи, украшения из эмали и чеканки, дополненных самоцветами.На ножке и перекладине креста помещены рисунки на эмали, изображающие сцены из жизни Христа. Заверительный знак города Левочи и штамп мастера. Левоча, римско-католический костёл. Фото H. Fialova
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify
date): 21.01.04 14:25