Впечатления

Станислав Айдинян

Театр Владимира Габбе

С чего может начинаться театр, имеющий название — «Московский художественный театр “Параджановское фойе”»?.. Помнится, первый опыт театра в фойе принадлежит знаменитому Юрию Завадскому... Театр, апеллирующий к имени великого кинорежиссёра и художника-коллажиста Сергея Параджанова, должен начинаться с... Параджанова?..

На Каширском шоссе, где на улице Москворечье, 43 находилось основное помещение театра, мы сначала, пройдя гардероб, вместе со зрителями, попадали в фойе, где оказывались... в параджановском мире, в мире его особой стилистики — в царстве коллажного многоцветия, бьющего роскошью богатства и многообразия материалов — материй, бус, бисера — но, видя часто вставленный в коллажи фотопортрет С. Параджанова, мы догадываемся, что автор вовсе не Параджанов... Это своеобразный музей его стиля, кем-то талантливо воспринятого и воссозданного... Однако рядом, на стене, — немалый ряд репродукций с подлинных художественных работ самого Параджанова...

Так вот в чём дело... — в фойе кто-то «играет» Параджанова, играет тонкую струну его богатого, бьющего через край восточного темперамента, и, играя, создаёт музей его орнаментально-духовной сути. Это музей своего рода памятник великому мастеру, снявшему «Цвет граната», «Сурамскую крепость», «Тени забытых предков»... И создан он руками основателя и художественного руководителя театра Владимира Габбе.

aydinyan.jpg (10073 bytes)

Основатель и художественный руководитель театра Владимир Габбе

Теперь о спектакле, который я «наблюдал» в небольшом, камерном зале театра. Спектакль создан по мотивам двух пьес Марины Цветаевой — «Феникс» и «Приключение», при жизни Цветаевой они не ставились. Название — «Последняя ночь Казановы» хорошо отражает содержание: Цветаева рисует знаменитого сокрушителя сердец, жизнь которого была золотою цепью эротических, любовных авантюр, осуществлённых — молодым горящим жизнью человеком, — таким Казанова предстаёт в первом акте, потом, во втором акте, мы видим его уже в старости, когда от огня остались угли... Но на угли, почти совсем отгоревшие, — роковым ветром Судьбы — в последний раз подуло юностью: в Казанову влюбляется полуребёнок, тринадцатилетняя девочка. И, вдохновлённый этим последним даром, Казанова в новогоднюю ночь бежит прочь из замка, где к нему относятся как к выжившему из ума старику... Героика, столь характерная для благородного, патетичного пера Цветаевой...

Владимир Габбе выступает и в качестве режиссёра-постановщика и как исполнитель главной роли он играет Казанову... Ему удаётся передать стихию смятенной страсти, сыграть изящного и вместе с тем умудрённого, постаревшего бонвивана осьмнадцатого столетия... У него очень выразительные, подвижные глаза... Многие сцены с его участием столь картинны, что просятся в рамку... Образ Казановы ему театрально помогают создать воплощения разных ипостасей женственности, проще говоря — окружающие его женские характеры: Генриетта, о ней ремарка Цветаевой — «лунный лёд», Мими — по Цветаевой — «вся молодость и вся Италия» и последняя, Франциска — «дитя и саламандра, прозрение в незнании». Франциску и Генриетту играет Луиза Габбе (супруга Владимира), Мими — А. Бугрова. Их многогранная и, может быть, даже слишком определённая женственность весьма оттеняет игру главного героя... Ему учтиво, с большим тактом сопутствует актёр С. Санцевич, играющий слугу Ле-Дюка...

Что замечательно, — декорации спектакля выстроены опять-таки в эстетике Параджанова... О них после спектакля Вл. Габбе сказал, что это уже традиция — многие спектакли намеренно идут в такой, определённо параджановской визуальной эстетике... Совершенно пленительны костюмы персонажей. Их с большим вкусом выполнила Анна Усанова. Остаётся только порадоваться, что в столице, сравнительно недалеко от станции метро Каширской, существовал столь своеобразный творческий родник театрального искусства, в отражении которого притекают к зрителям пьесы — «Виват, маэстро!» К. Демариньи, «Костюмер» А. Чехова, «Комедия Чувств» Ива Жамиака, «Милый лжец» Д. Килти... Эпиграфом ко всему репертуару театра Вл. Габбе выбрал слова С.Параджанова — «Я благословляю путь, который приносит театру радость, поиск и новую поэтику!..


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Театр"]
Дата обновления информации (Modify date): 27.12.03 12:33