Лица Одесской истории

Григорий Анисимов

Одесса Самуила Тулькеса

(Текст очерка печатается с сокращениями)

<...> По профессии Самуил Тулькес — физик. Он родом из Тифлиса, окончил политехнический, работал в Институте физики Академии наук Грузии, а затем в Институте молекулярной биологии Академии наук СССР, защитил кандидатскую диссертацию. Конечно, диплом ровным счётом ничего не значит. Как говорится, был бы человек хороший. А Тулькес — не просто хороший человек, что видно по его работам с первого взгляда, а человек замечательный и потому щедро одарённый. Не случайно он дружил с Казакевичем, Андрониковым, Маршаком, Чуковским, Натаном Эйдельманом, с грузинскими поэтами, знает Хуциева, Отара Иоселиани, хорошо знал Рихтера. Таланты Тулькеса распространяются так далеко, что он писал сценарии для грузинского кино и состоял консультантом Института виноградарства и виноделия Грузии. Обо всём этом он может рассказывать долго и очень интересно. Но мы приехали к художнику не слушать рассказы, а смотреть его работы. Они нам очень понравились, особенно его пейзажи маслом, написанные в разных местах. Меня заинтересовала графическая серия, посвящённая Одессе. За рисунками Тулькеса видится фигура художника, который не упивается своим мастерством, а открывает нам своё душевное богатство искренне и простосердечно. Его рисунки сделаны быстрой, нервной рукой человека, который стремится донести до листа своё волнение, свой эмоциональный порыв. Это самое трудное в искусстве. И далеко не каждому профессионалу удаётся сохранить в работах первородство ощущения, неожиданность охватившего художника зрительного чувства.

Одесская серия Тулькеса сделана на одном дыхании. Он почувствовал этот фантастический город, послушал его, уловил чутким сердцем. Композиции его выверены, выразительны, точны. В них схвачено главное, детали остаются вне изображённого. Они мало добавляют. Художник находит поэтическое в повседневном. В этом главная особенность рисунков Тулькеса. <...>

anisim.gif (17403 bytes)

Так вот, я и хотел сказать, пользуясь случаем, что тот, кто при слове «Одесса» останется равнодушным, тот человек никчемный, чёрствый и скучный. Скорее всего, он законченный эгоист и думает всю жизнь только о личной выгоде. И жизнь его наказывает. Утверждать всё это можно с полнейшей убеждённостью. <...>

И задумайтесь, почему из этого города вышло так много разнородных талантов и так широк круг воспевших Одессу. <...> Человек искромётного юмора Леонид Утёсов произнёс как-то афоризм: «Многие бы хотели родиться в Одессе, но не всем это удаётся!» <...>

...Разговаривали мы с художником Тулькесом за Одессу, просматривая его серию.

— Я вам скажу, — говорит мне Самуил Григорьевич, — одессит хорош тем, что у него в голове больше, чем в кармане, а в душе больше, чем в голове. Сердечное нечувствие в Одессе презирается. Там вам никто не скажет: это не моё дело. Одессит поспешит на помощь другому. Если у вас жёсткое прозаическое сердце, и вы считаете каждую копейку, и вы хотите казаться лучше, чем вы есть на самом деле, так вам нечего в Одессе делать! Грубая действительность всегда рушит иллюзии, вносит поправки, но одесситы не унывают никогда У них есть место для романтической мечты, у них неистребим юмор и самоирония. Одессит знает себе цену и мгновенно оценивает другого. И почти всегда точно.

— Впервые попав в Одессу, я остановился у своей тётушки, — рассказывает Тулькес. — Она жила на Привозе, окна выходили прямо на рынок.

Мой дядя работал грузчиком. Он погиб в войну около Кенигсберга. Воевал в орудийной прислуге... Иду я от вокзала направо. Спрашиваю у милиционера, как пройти на Привоз? Он меня спрашивает: а что вам там надо?

Как-то я ехал в Аркадию на трамвае. Нечаянно наступил на ногу какому-то маленькому худому мужчине. Он взвыл от боли, а я сразу же почувствовал, как что-то острое вонзилось мне в спину.

Оборачиваюсь и вижу разъяренную даму с зонтиком, понимаю, что она ткнула меня остриём зонта. Дама орёт на весь вагон: — У этого байстрюка нету масла в голове, ему тесно и обязательно надо отдавить ногу моему Бенчику!

В Одессе я пошёл в художественное училище, показал свои работы акварелью.

Меня спросили: — А сколько лет вы работаете маслом?

Я говорю: маслом вообще не работаю. Мне говорят: а мы не любим акварель. Так я разминулся с художественным образованием.

Вы спрашиваете, как я работаю. Больше по памяти, с натуры почти не пишу. Рисование — другое дело. Я должен вжиться в зрительный образ, чтобы он вызвал у меня чувство. Выходит, что я чувственный художник. Когда образ меня мучает, я его непременно воссоздам.

<...> Один рисунок Тулькеса увидел Марк Шагал. Он долго рассматривал работу и спросил: — Кто автор? — Ему ответили, что автор по профессии физик. — Профессия тут особого значения не имеет, это рисовал настоящий художник!

Спорить с Шагалом не станем.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Одесса"]
Дата обновления информации (Modify date): 02.02.04 15:57