Информация к размышлению
(Швеция)

Светлана Маттссон-Попова

Школа, где все-все ученики — отличники

Предлагаем вашему вниманию интересную статью Светланы Маттссон-Поповой об альтернативной школе в Швеции, опубликованной в газете «Сударушка» (№ 48 от 5 декабря 1995 года).

В какой необычной школе мне пришлось побывать! Здесь не ставят ученикам отметок, не вызывают их к доске, нет никакого расписания уроков — ученики сами решают, чем они будут заниматься. Словом, с точки зрения «нормальных» учителей — полная анархия. И в то же время таких умных, живых, заинтересованных глазенок я не видела в обычных школах.

Находится эта школа в центре Швеции, в маленьком даже не городке, а поселке Сервик, примостившемся между озером и высоким берегом-холмом. Это начальная школа, дети в ней занимаются до шестого класса. И на эксперимент в обучении толкнула сама жизнь. Дело в том, что жителей в поселке совсем немного, и в разные годы в первый класс приходят когда 5, когда 7, когда и три ученика. Содержать для класса из трех учеников учителя — невыгодно. А учить детей надо. Вот тогда и решили несколько лет назад четыре женщины-энтузиастки (три учительницы и директор) начать «новую жизнь».

Суть новой методики в том, что в одном классе сидят дети трех разных возрастов, например, ученики первого, второго и третьего класса. Все занимаются самостоятельно. Младшие, если что-то не понимают, спрашивают старших. Эффект — удивительный. Польза — взаимная. Старшие повторяют во время объяснения пройденный материал, младшие усваивают, когда им объясняют непосредственно то, что они спрашивают. Оказывается, что когда мы просто слушаем объяснение или сообщение, то усваивается только ничтожный процент из услышанного, а когда нам отвечают непосредственно на наш вопрос — неизмеримо больше.

В такой школе, где не вызывают к доске и не ставят оценок, отсутствует сравнение, сопоставление учеников между собой. А это во многих случаях резко улучшает самооценку, помогает в учебе. Детям напоминают, не демонстрируют постоянно, что вот Петя решил задачу быстрее, значит он умнее, способнее тебя. Здесь каждый занимается своим предметом — кто чем хочет. Как это может быть, спросите вы?

Очень просто. Учитель знает, что по каждому предмету ученик должен «пройти», например, за месяц. И он выдает каждому ученику индивидуальное занятие на неделю. А дети уже сами разбивают его на части по дням недели и определяют, чем они будут заниматься в каждый конкретный день и урок. Каждому выдается поделенный на части какой-нибудь зверь или цветок, а то и змея (видимо, из-за своей формы она наиболее популярна у учеников). У каждого ученика есть тетрадь с упражнениями, которые он обязан сделать в течение одного занятия, например, примеры и задачи по арифметике, буквы, которые он обязан сделать в течение одного занятия, например, примеры и задачи по арифметике, буквы, которые он должен научиться писать красиво. Это одновременно и тетрадь, и учебник. Выполнив задание, ученик закрашивает часть змеи или цветка — незакрашенная часть показывает, сколько ему осталось выучить. В один день он может все уроки заниматься математикой, если у него есть настроение, в другой — чтением или рисованием. Но учитель обязательно проверяет все задания, и если результат удовлетворительный, отрезает уголок.

Рис. И.Ситникова

Каждый ребенок имеет индивидуальное занятие на своем уровне. За одно и то же время кто-то может решить пять задач, а другой — только две. Но никто его за это не упрекает. Существуют две тетради для занятий обязательные и третья — экстра. Это для особенно успешных. В школе изучают шведский, арифметику, историю, биологию, географию, религию, есть уроки пения и физкультуры. Раз в неделю детей возят в бассейн — в Швеции все школьники обязаны научиться плавать.

«Сердце» школы — два больших просторных класса с маленьким дополнительным холлом между ними. В каждом классе стоят 25 столов-парт с откидными крышками, под которыми хранятся тетрадки, книжки, ручки, карандаши — словом, все «хозяйство» ученика. Дети приходят в школу налегке. Столы стоят довольно хаотично, никаких привычных рядов нет. Сверху, на каждой крышке, — разноцветные наклейки с именами «владельцев» столов. Цвета наклеек не случайные. Красная обозначает ученика первого класса, голубая — второго, желтая — третьего.

Ученики разных возрастов сидят за соседними столами, так что ни подглядывать в тетрадь к соседу, ни списывать бездумно не приходится. Упор — на самостоятельную работу. Если учитель хочет познакомить с новым материалом всех учеников, он собирает их в средней комнате-холле. Это может быть и новое правило арифметики, и запоминание правильного произношения букв — ученики слушают учителя и друг друга. В «большом» классе можно потихоньку спросить учителя или старшего соседа, если что-то непонятно.

Занимаются дети, по-моему, много. Так, ученики первого класса — 20 часов в неделю, второго — 25, третьего — 30, четвертого, пятого, шестого — по 34 урока в неделю. Кроме того, три раза в неделю еще бывают домашние задания — математика, чтение. Тут же, при школе, в соседнем небольшом домике — подобие нашей «продленки». Дети занимаются здесь под присмотром учительницы, гуляют во дворе — катаются на подвешенных на цепях старых покрышках (излюбленные качели в Швеции). Тут же вход в огромный спортивный зал. Стены от пола до потолка (включая и его) обшиты деревянными планками. Вообще вся школа была капитально отремонтирована год назад. Снаружи это белоснежное трехэтажное здание под красной черепичной крышей. Но что удивительно — она вся белая и изнутри. Белые стены в коридоре, белые стены в классах, белые стены на лестницах. И представьте себе, совершенно чистые. Стерильная чистота везде — в туалетах с непременной туалетной бумагой, мылом в баллончиках и контейнером с бумажными полотенцами. Сияет чистотой столовая с прочной светлой деревянной мебелью. Наверху, в мансарде, — библиотека, куда дети приходят во время перемен. Для преподавателей — две отдельные комнаты. Одна — для занятий (так на ней и написано — «для работы учителей»), другая — для отдыха. Здесь перед камином — низкий столик в окружении кожаного дивана и кресел. Тут же кофеварка, обязательная для всех учреждений Швеции, холодильник.

Кабинет заведующей — угловой «фонарик» с видом на озеро. Владелица кабинета, Брит-Ингер Юнквист, — иницатор и «душа» этой школы. Когда меня привели в класс, то нас встретили две учительницы-энтузиастки, которые были увлечены не меньше учеников занятиями. Одна из них с гордостью показала мне тетради своих учеников, их рисунки, пухлые тетради-альбомы, куда она сама вклеивала разные кроссворды для маленьких детей. С их помощью самые маленькие заучивают слова, учатся думать. И учительница разыскивает, где может — по всем детским газетам, журналам, — все интересное и наглядное, что может пригодиться ее ученикам.

Интересно, что уроки в этой школе разные. Так, первый урок — 80 минут с коротким перерывом, во время которого каждый ребенок съедает принесенный из дома банан или яблоко, грушу и может только потянуться, слегка размяться на месте. Потом — перерыв 30 минут на игру, всяческую возню. Потом следующий урок 40 минут — и ланч, когда дети едят в столовой.

И наилучшим подтверждением успеха этой школы, наверное, можно считать результат анонимного опроса учеников и родителей. Из 45 опрошенных все без исключения — и дети, и взрослые — ответили, что очень довольны результатами обучения. И это подтвердили сияющие глаза учеников и учительниц, которые я увидела собственными глазами.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Образование"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.11.04 11:39