Имена

Ирина Красногорская

«Святая к музыке любовь»

В последнее время в рязанских газетах стали появляться статьи по истории музыкальной культуры, под которыми вместо фамилии автора значится: «по материалам архива Тамары Николаевны Цукановой». Странная ссылка, если учесть, что Тамара Николаевна находится не где-то за тридевять земель, а руководит сектором истории культуры в областной библиотеке и знакома с местными журналистами. Обратилась к ней за разъяснением, почему не пишет сама.

Тамара Николаевна Цуканова, 1954 год

— Да вы же прекрасно знаете — времени у меня нет, — ответила она, — да и не умею, не люблю я писать.

Знать-то знаю, но не могу с этим свыкнуться. Обычно обладатели интересных материалов публикуют их за своею подписью, а если и привлекают журналистов, то только как соавторов, и очень ревностно отстаивают свое право на первое сообщение. А тут, еще года два назад, читаю в столичном журнале «Эхо планеты» статью В.Чудова «Родственные души не растут на деревьях», где говорится о юбилейном адресе, посланном в начале века рязанскими любителями музыки великому норвежскому композитору Эдварду Григу, и узнаю из статьи, что текст адреса (он приводится там) сообщила автору Т.Н.Цуканова. На мой вопрос тогда, почему интересные сведения она не опубликовала сама, Тамара Николаевна беспечно отмахнулась:

— Не я этот материал первой нашла. Он приводился еще в 1962 году в книге О.Левашовой «Эдвард Григ». Я писать не люблю, а здесь — к слову пришлось...

Наивный человек Тамара Николаевна: не подумала, что все новое — хорошо забытое старое и сведения тридцатилетней давности нынешними читателями воспримутся как свежие, не вспомнила, сколько с трудом добытой ею информации разошлось по чужим публикациям и только потому, что «к слову пришлось». Причем, украсив ее информацией свои статьи, авторы не всегда сообщали, откуда ее почерпнули. Потому честь и хвала тем рязанским журналистам, которые не поставили под материалами Цукановой своих фамилий.

Тамара Николаевна относится к числу краеведов-рассказчиков. По объему и уникальности знаний они зачастую превосходят своих пишущих собратьев, однако, выступая перед небольшими аудиториями, уступают последним в популярности. О том, что Тамара Николаевна блестящий краевед, я узнала совершенно случайно на неофициальной части «Олимпа». За традиционной «олимпийской» чашкой чая, настоянного на целебных травах, собрались те, кто хотел еще, сверх программы, поговорить на какую-то тему, поднятую на окончившемся заседании клуба. Тамара Николаевна вступила в беседу, опять-таки когда к слову пришлось, и обнаружила такие знания, что разговор, построенный по принципу: высказывается тот, кто больше знает, превратился в ее увлекательный эмоциональный рассказ.

Программа музыкального вечера в пользу бедных жителей Данкова. 20 февраля 1906 года. Из собрания Т.Н. Цукановой

Кто-то заметил, что «живая речь похожа на гальку. Пока камешки в воде — играют всеми цветами радуги, но вытащи на берег — высыхают и сереют». Я не раз с большим интересом слушала краеведческие рассказы Тамары Николаевны, но, к сожалению, в памяти остались только неподдельное восхищение рассказчицы своими героями да мое смятенное удивление, как можно знать столько фактов, столько подробностей из жизни давно ушедших в мир иной. Факты эти порой так интимны, что почерпнуть их из литературы прошлых лет, из архивных документов невозможно. Впрочем, в отличие от большинства краеведов, Тамара Николаевна почти не пользуется этими источниками. Она предпочитает материалы, которые не прошли через государственные учреждения, не подсушились там, не утратили теплых тонов неофициальности. В ее распоряжении дневники, которые не были опубликованы, рукописи и устные воспоминания очевидцев знаменательных событий или тех, кто был знаком со знатными земляками, собственные впечатления от встреч с людьми, чьи имена принадлежат истории.

Тамара Николаевна каким-то непостижимым образом умудрилась знать людей, чья слава приходилась на начало нашего века или даже на конец прошлого столетия. Так, она была знакома и переписывалась со знаменитой певицей М.А.Олениной-д’Альгейм, которой некогда прочили большое артистическое будущее титаны мировой музыкальной культуры Чайковский, Римский-Корсаков, Массне. О певице в наши дни не раз писали рязанские краеведы и журналисты, хотя и не могли похвалиться личным знакомством с нею. А Тамара Николаевна, знавшая о ней неизмеримо больше, молчала.

Чем бы ни вызывалось это молчание — скромностью ли, нехваткой времени или отсутствием литературных способностей, у меня оно ассоциировалось с поведением известного «скупого рыцаря» — до тех пор, пока Тамара Николаевна не предложила свои материалы журналистам, не показала некоторые на выставке.

В нотном отделе областной библиотеки несколько лет существует экспозиция, посвященная великим певцам Пироговым. Большинство экспонатов собраны Тамарой Николаевной. Сейчас она работает над систематизацией материалов будущего литературно-художественного музея. Для добрых знакомых, заставших ее за этим занятием, Тамара Николаевна не ленится развязять одну из пухлых папок, показать какой-нибудь любопытный документ, назвать фамилии тех, чьи имена и деятельность попали в поле ее зрения. Ее осведомленность будит даже у случайных слушателей чувства духовного родства со славными земляками и гордости за наш богатый культурный край.

Учащиеся Сапожковской женской гимназии. В будущем: Л. Пушкарева (Ковальская) — певица Московсковской филармонии, М. Нестерова — ученый-химик, Е. Герасимова — работник культуры (мать Т.Н. Цукановой)

Сейчас полезность краеведения для общества официально признана. Краеведческие темы включены в различные учебные программы. И все-таки краеведы продолжают оставаться дилетантами, не в смысле уровня знания, а в смысле их применения. Проще говоря, краеведам за их знания не платят, и огромную исследовательскую работу они вынуждены совмещать с профессиональной, той что кормит, зачастую совершенно не связанной с увлечением. Тамаре Николаевне повезло: ее увлечение и профессия находятся в одной сфере. Увлечение — история музыкальной культуры, профессия — пропаганда этой культуры (долгое время она была заведующей нотно-музыкальным отделом). Питала же и профессию, и увлечение, определила их выбор «святая к музыке любовь».

Полюбила музыку Тамара Николаевна еще в детстве, когда жила в маленьком уютном городе с ласкательно-уменьшительным названием Сапожок. Тогда едва ли не всех его обитателей отличала «святая к музыке любовь» и особая доброта, которая распространялась окрест и повлияла даже на имена населенных пунктов: они по-домашнему уменьшительны, словно их придумали дети, — Коровка, Парышка, Просоквинка. Даже речка, бегущая через Сапожок, носит название, ассоциирующееся с крохотным насекомым, Мошка. В послевоенное время звучали над нею летними вечерами песни. Не было тогда у горожан магнитофонов и проигрывателей, не ходила с приемниками молодежь. Песни запоминали, услышав по радио или в кино, и пели, не фальшивя. А самодеятельные артисты исполняли наряду с популярными песнями и оперные арии. Мать и отчим Тамары Николаевны, преподаватели местной школы механизаторов, тоже пели, играли в спектаклях. Один их них — драма Шиллера «Коварство и любовь». Так что у девушки были основания, чтобы выбрать творческую профессию. Она поступила в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, но скоро поняла, что необходимых способностей для занятий музыкой у нее нет. К счастью, это печальное открытие не привело к трагедии.

В музыкальном отделе Областной библиотеки им. М. Горького. 1968 г.

Великий режиссер Станиславский некогда наставлял актеров: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Едва ли девушка из Сапожка знала это наставление, но действовать она стала согласно ему, решила служить музыке в ином качестве, посчитав самой подходящей для себя работу в музыкальном отделе библиотеки.

Тогда в крупных библиотеках страны только-только начали организовываться нотно-музыкальные отделы. Рязанская областная библиотека была среди них одной из первых. Сюда-то и пришла Тамара Николаевны после окончания Саратовского библиотечного техникума. Работу в отделе нужно было начинать с нуля, потому многое зависело непосредственно от нее, от ее знаний, инициативы, выдумки. С веселым азартом вспоминает сейчас она, как ездила в Москву добывать хоть какую-то литературу, на первый случай, и просила так убедительно, что из «ленинки» прислали полный автобус книг и нот.

"Свадьба". А.П. Чехов. Любительский спектакль.

Постановка в помещении Сапожковского гортеатра. Сезон 1934-35 года

Владимир Петрович Дербенев, преподаватель Сапожковского училища механизации, в спектакле "Свадьба"

Время для подъема культуры было благодатное — начало 60-х годов. И ознаменовалось небывалой тягой к ней населения разных социальных групп и возрастов. Именно тогда объявили Россию самой читающей страной. Наверное, можно было признать и самой слушающей музыку. По крайней мере в Рязани складывалось такое впечатление. Концертный зал филармонии всегда был переполнен. Для тех, кто хотел приобщиться к музыке основательно, открылся двухгодичный университет музыкальной культуры. С лекциями в нем выступали известные музыковеды, произведения исполняли знаменитости, на чьи концерты в столице нельзя было достать билетов: король оперной сцены Александр Пирогов, блистательный виолончелист Мстислав Ростропович, легенда русского балета Ольга Лепешинская. А Тамара Николаевна находила возможность и познакомиться, поговорить (без всякой дальней цели, руководила ею лишь «святая к музыке любовь»). Позднее заезжие мэтры станут героями выставок, которые она систематически организовывает в библиотеке, портреты их и биографии попадут в ее обширный архив, а сами они приобретут присущую героям величественную отчужденность. При знакомстве же в большинстве своем мэтры оказывались милыми людьми, беззаветно служащими искусству.

"Доктор Муллен". Любительский спектакль. Постановка в помещении Сапожковского гортеатра. Сезон 1934-35 года

Разумеется, любовь к искусству испытывают и люди, не связанные с ним профессионально. Чаще всего они ищут общества себе подобных. Собираются друг у друга на чай с капустным пирогом, делятся впечатлениями от выставок и спектаклей, книжных новинок, немного музицируют, поют под гитару.

А вот некоторые рязанцы в середине 60-х годов рискнули изменить привычную форму общения — расширить его, собираться не в тесных квартирах, а в своем собственном клубе, разумея под этим словом не здание, а общественную организацию. Название клубу придумали романтическое, несколько иронизируя над собой, своею избранностью, «Олимп». Недавно узнала, что название это — прежде всего удачная аббревиатура, означающая — общество любителей изоискусства, музыки, поэзии.

Надо заметить, что к тому времени хрущевская оттепель уже кончилась и подобные организации начальниками от культуры не поощрялись, воспринимались как пережитки дореволюционного прошлого, принадлежность капиталистического мира, о которой известно было в основном из литературы (Пиквикский клуб, Английский клуб). Кроме того, любые сборища интеллигенции всегда вызывали у властей опасение. И тем не менее рязанцам удалось клуб открыть и, вопреки прогнозам скептиков и проискам недоброжелателей, удержать его. Недолгое время действовал он в стенах музыкального училища, потом перебрался в областную библиотеку, под покровительство нотно-музыкального отдела, и пользуется этим покровительством без малого 30 лет.

С Верой Николаевной Кудрявцевой-Лемешевой. Рязань, "Олимп", посвященный С.Я. Лемешеву. 1989 г.

И все это время душой клуба, главной богиней «Олимпа» была и остается Тамара Николаевна. Хотя не ей принадлежала идея создания клуба, и не она его президент. Президенты менялись не раз, и состав клуба обновлялся, но среди его ветеранов оставалась Тамара Николаевна с ее талантом общения, умением привлечь к клубной работе интересных людей, не только рязанцев. Клубу очень пригодились знакомства Тамары Николаевны с театральными знаменитостями Москвы. Известность его шагнула за пределы Рязани, «олимпийцы» стали едва ли не своими людьми в Большом театре, частыми гостями на его премьерах. Клуб активизировал работу нотно-музыкального отдела, привлек в библиотеку новых читателей, а Тамару Николаевну приобщил к краеведению.

"Олимпу" — 25 лет!

Следуют, наверное, напомнить, что все занятия в клубе ведутся на общественных началах и сотрудники отдела во время вечерних заседаний «олимпийцев» дежурят в библиотеке допоздна безвозмездно и сами заваривают целебный чай, травы для которого нередко сами и собирали.

Конечно, профессиональный и общественный труд энтузиастов отдела замечается и отмечается. Тамара Николаевна, например, за свою разнообразную деятельность по пропаганде отечественной культуры была удостоена звания заслуженного работника культуры, а еще она снискала симпатию многочисленных посетителей отдела. Я стала невольным свидетелем одного из эпизодов, демонстрирующих эту симпатию. Художественно-творческая мастерская «Михайловское кружево» готовила в библиотеке экспозицию своих работ, женщины развешивали на стендах поразительной красоты изделия: отделанные кружевом салфетки, полотенца, фартуки. Проходя мимо, мы с Тамарой Николаевной не могли не остановиться, чтобы полюбоваться ими. И вдруг одна из женщин протянула прекрасную вещь Тамаре Николаевне: «Это вам — в знак благодарности за ваше подвижничество».

С Зурабом Соткилава

Недавно я перебирала фотографии в том самом архиве Тамары Николаевны, на который ссылаются журналисты, и мое внимание привлекла одна, последних лет, где Тамара Николаевна стоит в обнимку с мировыми звездами оперной сцены. Что же объединяет этих далеких в профессиональном и социальном отношении людей? Да, конечно, «святая к музыке любовь».

Москва. Театр им. А.С. Пушкина. На закрытии Дней культуры Рязанской области. Рязанская делегция с потомками и выходцами из Рязани.

 


[На первую страницу (Home page)]     [В раздел "Провинция"]
Дата обновления информации (Modify date): 25.11.04 11:01