Художники России
Светлана Пономаренко
(Санкт-Петербург)

Абрам Раскин

Художник всеобъемлющей души
(Размышления о художнике Светлане Пономаренко)

ponom-sv.jpg (18339 bytes)

Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Александр Пушкин

Мы любим все — и жар холодных числ
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.

Александр Блок

Промыслитель и Вседержатель всего сущего одаривает избранных способностью творческого проявления. Но и среди них есть особо отмеченные, пожалованные с божественной щедростью всем, что превращает бытие в подлинную жизнь, осиянную счастьем. Им дается все — и красота, и многообразие творческих проявлений, и воплощение лучших духовных качеств своего народа. К числу таких художников-избранников, любимцев Судьбы, несомненно относится Светлана Пономаренко

Светлане суждено было появиться на божий свет в Восточной Пруссии в городе Тильзите (ныне Советск Калининградской области) спустя год после окончания войны с гитлеровской Германией. В этом было некое предзнаменование: земля древних славян-пруссов, затем оплот ливонских рыцарей, позже — милитаристов и крупнейший торговый узел. Здесь издавна звучала русская речь, сплетаясь с языками стран Западной Европы, предвещая грядущее единение культур в мировую поликультуру.

В раннем детстве родители перевезли Светлану в родные рязанские края — в средоточие земель коренной России. Именно в Рязани в 1960 году тринадцатилетняя Светлана переступила порог художественного училища, где пять лет осваивала профессиональные основы изобразительного искусства. Ей повезло. В Рязанском училище сохранились духовные и интеллектуальные приоритеты расцвета русской культуры конца XIX — начала XX века. Одним из проявлений этого периода было учреждение в крупных губернских городах Российской империи художественных училищ, где преподавали выпускники Императорской Академии Художеств и Московского Строгановского училища, вышедшие из мастерских корифеев мирового уровня. От их последователей Светлана получила не абстрактное наставничество, а живые импульсы служения искусству. Главную роль здесь сыграл Василий Егорович Куракин — бескорыстный подвижник, который, преодолев личную непоправимую трагедию, нес свет своим ученикам. И по сей день Светлана Пономаренко произносит его имя с благоговением.

С 1965 года Светлана Пономаренко училась и трудится в городе на Неве. И вновь благоволение Судьбы — Светлана поступила в Высшее Художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (бывшее Штиглица) в мастерскую Глеба Александровича Савинова. В 1971 году она закончила факультет монументально-декоративной живописи, защитила дипломную работу, выполнив монументальную роспись. Как вспоминает С. Пономаренко, она, как и все ученики Г.А. Савинова, «...безмерно почитала, уважала и верила ему, как педагогу и как художнику, чьи наставления воплощались в его произведениях». Светлана Пономаренко глубинно впитала этические и эстетические воззрения Савинова и его коренные постулаты: «... умение по-хорошему сомневаться в себе, видеть красоту родной земли, её поэзию, наполнять живопись дыханием чувства, понимать и ценить жизнь во всём её многообразии».

Савинов во многом определил и направил творческую и педагогическую судьбу Светланы Пономаренко. В 1973 году он дал ей рекомендацию наряду с заслуженным художником РСФСР А. Королевым и заслуженным архитектором РСФСР В. Петровым в члены Союза художников. Кроме того, Савинов рекомендовал Светлану как одного из лучших художников, окончивших училище, для педагогической работы по кафедре общей живописи. Так состоялось благословение, можно сказать — рукоположение Светланы Пономаренко на путь художественного и педагогического творчества.

Общий ретроспективный взгляд на всё осуществлённое Светланой Пономаренко не может не поразить размахом и разнообразием: 700 оригинальных произведений, выполненных в самой разнообразной технике: масло, темпера, акрил, акварель, смешанная техника, цветные мелки, тушь, карандаш, эмаль. В том числе одиннадцать крупных монументальных работ — мозаика, графитто, энкаустика, темперная роспись.

За двадцать лет педагогической деятельности Светлана Пономаренко прошла все ступени кафедральной иерархии — от рядового преподавателя до избранного по конкурсу профессора. Она воспитала, можно сказать, целую школу творческих последователей, оказала на них воздействие, ряд её «коренных» учеников уже внесли определённый вклад в современное искусство.

Произведения Светланы Пономаренко с заметным успехом экспонировались почти на 60 выставках высшего ранга — всесоюзных, республиканских, зональных, на всех выставках Союза художников Ленинграда-Петербурга; не однажды отмечались в печати и репродуцировались. С работами Пономаренко знакомились любители искусства Болгарии, Германии, Испании, Италии, Швеции, Японии, Мексики, Китая, США. Они находятся в Государственном Русском музее, в Музее истории Санкт-Петербурга, в картинных галереях Екатеринбурга (Свердловск), Рязани, а также в частных собраниях Германии, США, Англии, Франции, Испании и в коллекциях российских собирателей произведений отечественной живописи.

Во всех сферах творческих проявлений и деятельности Светлана Пономаренко достигла неоспоримо высокого уровня и уверенного мастерства, позволяющего решать самые сложные задачи и даже «воплощать несбыточное».

Диапазон Пономаренко-художника обширен, многолик и разнообразен. Ее, следуя пушкинскому определению, «чуткий слух» внимает в равной степени пейзажу, жанру, натюрморту, портрету (особенно женскому). Ее притягивают символические образы Библии (Сон Адама, Изгнание из Рая, Юдифь, рыбы, как символ Христа), персонажи античной мифологии (Диана, Афродита), поэзии (Сафо).

В обращении Светланы Пономаренко к родной природе, к образам людей России лучится восторженная любовь, усиливающая и углубляющая смысловое значение полотен, их колористическое решение во всех его интонационных проявлениях.

Светлане Пономаренко, как всякому большому таланту, свойственна неуспокоенность, стремление к расширению возможностей своего искусства, поиск неожиданных композиционных построений и колористических инструментовок, сочетание локальных цветовых элементов и живописных потоков. Неуемная работа — принципиальная установка жизни, кредо ее духовно-творческих исканий. Не случайно ей явился, запечатленный в одной из картин, — «Ангел странствий»; а ее любимый поэт Николай Гумилёв представляется крестным отцом и направителем поездок в дальние экзотические страны.

Совершенно естественно, что стилистическая направленность произведений Светланы Пономаренко со временем претерпевала изменения. Как отмечала искусствовед Ольга Шихирева, до начала 1980 годов Пономаренко воспринимала как стилистические маяки живопись А.А. Дейнеки и К.С. Петрова-Водкина.

Но «Ангел странствий» повел Светлану в миры древнейших культур, распахнул бездонные глубины и неоглядные пространства, пробудил в её душе чувство «всемирности». Это пробуждение и всеобъемлющее чувство относится к корневым явлениям русского художественного менталитета. О нём говорил Фёдор Михайлович Достоевский в речи-очерке, посвящённой Пушкину, произнесённой 8 июля 1880 года в Обществе любителей российской словесности.

Пронзительно точно раскрывая сущность гения Пушкина, Достоевский говорил: «Самые величайшие из европейских поэтов никогда не смогли воплотить в себе с такою силою гений чужого... народа, дух его, всю затаенную глубину этого духа...». Творчество Пушкина, развил свою мысль Достоевский, доказывает, что «Мы не враждебно... а дружелюбно, с полной любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий». Опираясь на такое понимание Пушкина, Достоевский дал афористический вывод: «...назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное... Стать настоящим русским, стать вполне русским и значит только стать братом всех людей, всечеловеком».

Приведённые мысли Достоевского объясняют обращение передовых художников, и среди них Светланы Пономаренко, к глобальным проблемам, выраженным и воплощённым в стилистических вариациях многонациональных культур. Свидетельство тому произведения С.Пономаренко 1990—2000 годов.

Ключевым произведением, на мой взгляд, для Светланы Пономаренко, совпавшим с последним десятилетием ХХ столетия, можно считать картину «Подруги». Две девушки — одна, закутанная в ткани по восточному обычаю почти до самых глаз, другая с по-европейски открытым лицом, с полуобнажённой грудью и открытыми руками. Эти образы означают органичное сплетение в живописи Светланы сюжетики, образности и колористики, порождённых эмоциональным воздействием лейтмотивов искусства России, Европы, Китая, Индии.

«Подруги» обращают наше внимание на существенную доминанту образного мира Светланы Пономаренко — женщину, как реалию и как ключевой символ. Пономаренко создала свой канон женской красоты и фигуры — скрипичной, утончённой, сочетающей таинственность, запредельность, магическую чувственность и неповторимость пропорций, выявленных певучестью линий и колоритом.

Трактовка женской фигуры у Светланы Пономаренко подобна индивидуальной интонации и ритмике строфы большого поэта, что именуется авторским «почерком», свойственным подлинным творческим натурам. По характеру женских фигур можно безошибочно отличить почти любое произведение С. Пономаренко. В этом смысле особенно доказателен холст «Сбор винограда».

«Рыбный рынок» отчетливо выявляет ещё одну грань индивидуальности художника — ритмизированность композиции, придающую картине узорность, подчёркивающую декоративные качества и монументальное начало, независимо от масштаба произведения.

Следуя за «Ангелом странствий», С. Пономаренко создает своего рода живописно-графические рапсодии, навеянные соприкосновением с жизнью и искусством Египта, Индии, Китая, Испании.

В китайской рапсодии трансформированы реальные жанровые сцены («Человек, несущий хворост», «Фантазия на тему солнца и дождя»), легенды («Танец дракона с солнцем»). Название «Индийская скатерть» напрямую адресует к источнику вдохновения. Безусловную адресность дают не только изображения, но и наименования: «В тени пирамид». Испанский цикл раскрывается названиями городов или просто «Испания». Представленный в образе романтической донны, силуэт нарядного платья напоминает декоративную пластику построек архитектора Антонио Гауди. В огненном колорите испанских работ явственно слышится поэзия Гарсия Лорки.

В восточных произведениях С. Пономаренко как главенствующий персонаж изображается верблюд — горделивый, царственный и немного смешной. То, как увидела его Светлана, перекликается со строками Николая Гумилева из стихотворения «Египет»:

И такие смешные верблюды
С телом рыб и головками змей,
Как огромные, древние чуда
Из глубин пышноцетных морей.

Творческие воображение художника связывает отдельные полотна в малые циклы. В один из них — «Узоры» она включила «Рыбный рынок», «Портрет осени», «Лебеди», в другой цикл, названный «Лодки», вошли полотна «Мать и дитя», «Белая роза». Оба эти цикла пронизаны ощущением движения времени к Вечному. Потоку времени, который, по определению Державина, «уносит царства и царей» С. Пономаренко посвятила двенадцать больших акварелей, названный «Фантастическое путешествие по временам года». Эти акварели порой парадоксальны по сюжету для европейского или стандартного восприятия, или открывают загадочность ощущения и ценности часов и дней, спрессованных с древних времён в обоймы месяцев.

Светлана Пономаренко награждена от природы чувством градуировки цвета, виртуозно дирижирует колоритом от нежнейшего «пиано» до раскалённого «форте», сопрягая локальные «куски» трепетной тканью общего.

Произведения Пономаренко своей энергетикой и обобщенной образностью родственны симфонической музыке А. Шнитке. Они погружают в размышления о сути всемирного бытия. «Ангел странствий» несет душу художника по волнам ноосферы, приобщая нас к всечеловеческой духовности, открывая музыку и беспредельность космоса, в котором существует планета Земля и который Люди Земли вслед за духовным познанием зондируют техническими созданиями Ума.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Живопись"]
Дата обновления информации (Modify date): 14.03.03 20:58