Анатолий Кретов-Даждь

Федор Достоевский и его изобразительная ипостась

«А, по моему мнению, рулетка только и создана для русских...»

Ф.М. Достоевский. «Игрок»

Судьба отдельно взятого художника складывается по осям координат: горизонталь прорисовывает биографию, вертикаль же определяет духовную константу личности. Жизнь художника образует крест. Ему достается его нести. Мой крест — Россия во все времена, во всем, что ее наполняет. История и культура России богата, очень богата крутыми переломами, в которых проявляются неординарные, фантастически заявленные интерпретаторы и летописцы своей эпохи. Ее глашатаи и печальники. Меня как художника поразила эпическая мощь «жестокого таланта» Ф.М. Достоевского, обращенного душой к России, а сердцем — ко всему миру. Писатель воспринимается «авангардистом» нашими современниками в сообразной ему ткани российской действительности, принят сегодня как знаковая фигура для мировой творческой элиты и, конечно, труден для художника.

Разговаривать художнику с литератором не просто. Здесь возможны всякие нюансы. И самый непростой разговор и самый результативный получается при доверительном диалоге. В него можно включить третье лицо — читателя. Разрабатывая графические сериалы к произведениям Федора Михайловича, я отнюдь не ставил перед собой задачу ординарного иллюстрирования его произведений, а тем более аксессуаров эпохи Ф.Достоевского. Иллюстрировать литературное пространство произведений в книжном смысле слова, на мой взгляд, бесполезно. Куда плодотворнее путь к реализации параллельного визуального ряда графики, адекватного стилистической форме писателя, когда возможны любые пластические метаморфозы и инсинуации, как у Ф.М.Достоевского. Конечно, тексты Ф.М. Достоевского трудны для восприятия и, не в последнюю очередь, ввиду своей подтекстовости в традициях позднего Н.В. Гоголя. Но это дополнительный стимул для поиска графического языка. Разрабатывая концептуальную сторону проектов графического «дополнения», я отдавал себе отчет в неприменимости стандартизованного накладывания отшлифованной манеры художника-иллюстратора на любой текст писателя. Каждое произведение Ф.М. Достоевского — это малый «микрокосм», имеющий свои литературно-пространственные объекции. Задача художника: найти ключ к ним, войти в пространство автора и включиться в диалог. Диалог эпохи с эпохой.

Два года назад, отодвинув «на потом» станковую живопись и графику, которыми определялась моя творческая программа, начиная с несанкционированных выставок 70-х годов и активной организационной деятельности на Малой Грузинской, 28, я всерьез «заболел» творчеством Ф.М. Достоевского. Так случилось, что в момент происходивших в Москве юбилейных торжеств, посвященных А.С. Пушкину, я получил предложение от московского издательства «Синергия» разработать и включить в публикации издательства проекты графического оформления к трем шедеврам Федора Михайловича. Это — «Бедные люди», «Преступление и наказание» и «Записки из мертвого дома». Первая серия разработок насчитывает 13 листов, включая листы моей дочери — художника новой формации. Мы исполняли роли персонажей, пишущих друг другу письма. Рисунки-заплатки, пришитые нитками к письмам-рисункам. Эти заплаты — дань персонажам. Совсем по-другому выстроена конструкция сериала к прославленному первому русскому детективу «Преступление и наказание». Главная мысль этого проекта: дух человеческий не терпит никаких ограничений. Записи и рисунки каторжной жизни на 36 картах игральной колоды в «Записках из мертвого дома» не позволяют забыть о российских криминальных традициях, столь схожих с сегодняшними. Рабочая инерция продолжилась в данном альманахе-проекте «Игрок». Я бы хотел представить эту серию в 21 лист Геннадию Рождественскому, которому посвящен проект в целом. Играют все на зеленом поле жизни, включая «графиню» Тарасевич, представителей европейских держав и центрального героя, готового играть всю оставшуюся жизнь. И я как художник считаю, что поэтика гениального слова вместе с точностью образа рождает метаязык, которым говорит наша современность.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.10.02 19:27