Художник и
литература
Д. Карасев
С Достоевским
об идеале красоты
«Идеал
красоты... у здорового общества не может
погибнуть... Если в народе сохраняется идеал
красоты и потребность ее, значит... гарантировано
и высшее развитие этого народа» — так пророчески
писал пристальный и безмерно любящий знаток
русской жизни и ее истории, классик родной и
всемирной литературы Федор Достоевский. Поэтому
вовсе не случайно, что на крутом межвековом
вираже истории России творческое наследие
писателя, его бездонные диалоги о Бытии
привлекают неутолимое внимание возрождающейся
элиты нашего общества. В осознании и в развитие
этого постоянного движения и стремления к правде
жизни есть сегодня потребность не только
настоятельная, но и естественная как воздух и
вода, питающие будущее. Поэтому остаются так
привлекательны все новые и новые участники
великого разговора о совершенстве человека и его
месте во вселенском разуме, через разум свой,
личный.
В
настоящее время заметной фигурой среди них стал
московский художник Анатолий
Кретов-Даждь, ранее активно работавший в
жанрах живописи и станковой графики. Знатокам
запомнились его работы на несанкционированных
выставках. Его проникновенно критичные, жгуче
заинтересованные работы крепко держались на так
называемых «площадках для другого искусства»,
например, четырехчасовая экспозиция в
Измайловском парке в августе 1974 года. Его книжная
графика стала появляться все реже и реже в
центральных издательствах, обозначился разрыв с
«официальным» искусством, и это подтолкнуло
художника на поиски пластического языка для
осмысления новой реальности в метаморфозах
окружающей действительности.
Вопреки
эпигонскому началу новоявленного «авангарда» и
разрешаемым левым экспозициям на Малой
Грузинской, 28 Анатолий
Кретов-Даждь вернулся к общению с классической
литературой. Он иллюстрирует А. Толстого, Н.
Лескова, А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского и
живых классиков — В. Белова и В. Распутина.
Особенно серьезное внимание было уделено
творчеству Ф.М. Достоевского. Так в конце 70-х
появились вначале наброски, а затем и реализация
этих тайных диалогов писателя с художником:
серия иллюстраций к раннему произведению гения
литературы «Неточка Незванова».
Художник
открыл для себя и читателя мир образов и героев
эпохи писателя. Подтекст судьбы непризнанного
гения-музыканта, детские переживания
дочери-падчерицы Неточки, волею судеб попавшей в
непростые отношения аристократических семей, —
это проникновение в сокровенный мир детских душ
с их маленькими трагедиями и преодолимостью
невзгод через воспитание воли и таланта,
воплощение в будущую певицу. И тем самым
неоконченная поэтическая история маленькой
девочки получила не только продолжение, но и
завершение. Художник как бы поставил точку в ней
за Ф. Достоевского, но при его непосредственном
участии. Роман был издан в издательстве «Язычи»
(г.Баку), в котором художнику предложили
участвовать в оформлении изданий русской и
мировой классики.
Как очередной успех
художника в его разговорах с Ф. Достоевским можно
назвать циклы иллюстраций к произведениям Федора
Михайловича, изданным в московском издательстве
«Синергия» уже в новейшее время. Судя по всему,
художнику удалось новыми средствами
пластического современного языка проникнуться
духом далекой эпохи, так напомнившей
сегодняшнюю, глубже трактовать одного из
проницательнейших ее творцов, восстановить
живую связь времен и поколений. Ведь Неточка
Незванова предстала перед Ф.Достоевским в облике
Анны Сниткиной, получившей в семье имя Неточки из
любви к главной героине романа. Анна Григорьевна
стала, как известно, женой писателя. И это только
кажется мистикой. Сошлись, соединились две
родственные души. И, продолжая свои глубоко
личные беседы с Федором Достоевским о жизни и
идеале красоты, Анатолий
Кретов-Даждь стремится включить нашего
современника в идущий диалог. Диалог с классиком
продолжается.
Иллюстрации
Анатолия Кретова-Даждь
Важнейшие выставки Анатолия Кретова-Даждь
1968 —
Персональная выставка в Центре ядерных
исследований, г. Протвино, Московская область
1972 — Всероссийская выставка
станковой графики, Москва, Беговая, 7/9
1974 — Выставка-хеппенинг в парке Измайлово,
Москва
1980 — Выставка «Российские мотивы», Москва, М.
Грузинская, 28
1982 — Выставка 15-ти художников «Отечество»,
Москва, Крутицкое подворье
1989 — Персональная выставка в г. Дюбук, штат
Айова, США
1991 — Выставка в галерее Себастьяна, г. Мехико,
Мексика
1993 — Выставка «Храм», Москва, ЦДРА
1997 — Выставка «Изоинтеллект», Москва, Дом
Европы
1999 — Выставка «Арарат и Ной», Москва, галерея
на Песчаной
2000 — Выставка художников книги Москвы
«Мастера книги», Москва, ЦДХ
[На
первую страницу (Home page)]
[В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify
date): 07.10.02 19:47