Художник и литература

Д. Карасев

С Достоевским об идеале красоты

«Идеал красоты... у здорового общества не может погибнуть... Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит... гарантировано и высшее развитие этого народа» — так пророчески писал пристальный и безмерно любящий знаток русской жизни и ее истории, классик родной и всемирной литературы Федор Достоевский. Поэтому вовсе не случайно, что на крутом межвековом вираже истории России творческое наследие писателя, его бездонные диалоги о Бытии привлекают неутолимое внимание возрождающейся элиты нашего общества. В осознании и в развитие этого постоянного движения и стремления к правде жизни есть сегодня потребность не только настоятельная, но и естественная как воздух и вода, питающие будущее. Поэтому остаются так привлекательны все новые и новые участники великого разговора о совершенстве человека и его месте во вселенском разуме, через разум свой, личный.

В настоящее время заметной фигурой среди них стал московский художник Анатолий Кретов-Даждь, ранее активно работавший в жанрах живописи и станковой графики. Знатокам запомнились его работы на несанкционированных выставках. Его проникновенно критичные, жгуче заинтересованные работы крепко держались на так называемых «площадках для другого искусства», например, четырехчасовая экспозиция в Измайловском парке в августе 1974 года. Его книжная графика стала появляться все реже и реже в центральных издательствах, обозначился разрыв с «официальным» искусством, и это подтолкнуло художника на поиски пластического языка для осмысления новой реальности в метаморфозах окружающей действительности.

Вопреки эпигонскому началу новоявленного «авангарда» и разрешаемым левым экспозициям на Малой Грузинской, 28 Анатолий Кретов-Даждь вернулся к общению с классической литературой. Он иллюстрирует А. Толстого, Н. Лескова, А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского и живых классиков — В. Белова и В. Распутина. Особенно серьезное внимание было уделено творчеству Ф.М. Достоевского. Так в конце 70-х появились вначале наброски, а затем и реализация этих тайных диалогов писателя с художником: серия иллюстраций к раннему произведению гения литературы «Неточка Незванова».

Художник открыл для себя и читателя мир образов и героев эпохи писателя. Подтекст судьбы непризнанного гения-музыканта, детские переживания дочери-падчерицы Неточки, волею судеб попавшей в непростые отношения аристократических семей, — это проникновение в сокровенный мир детских душ с их маленькими трагедиями и преодолимостью невзгод через воспитание воли и таланта, воплощение в будущую певицу. И тем самым неоконченная поэтическая история маленькой девочки получила не только продолжение, но и завершение. Художник как бы поставил точку в ней за Ф. Достоевского, но при его непосредственном участии. Роман был издан в издательстве «Язычи» (г.Баку), в котором художнику предложили участвовать в оформлении изданий русской и мировой классики.

Как очередной успех художника в его разговорах с Ф. Достоевским можно назвать циклы иллюстраций к произведениям Федора Михайловича, изданным в московском издательстве «Синергия» уже в новейшее время. Судя по всему, художнику удалось новыми средствами пластического современного языка проникнуться духом далекой эпохи, так напомнившей сегодняшнюю, глубже трактовать одного из проницательнейших ее творцов, восстановить живую связь времен и поколений. Ведь Неточка Незванова предстала перед Ф.Достоевским в облике Анны Сниткиной, получившей в семье имя Неточки из любви к главной героине романа. Анна Григорьевна стала, как известно, женой писателя. И это только кажется мистикой. Сошлись, соединились две родственные души. И, продолжая свои глубоко личные беседы с Федором Достоевским о жизни и идеале красоты, Анатолий Кретов-Даждь стремится включить нашего современника в идущий диалог. Диалог с классиком продолжается.

kretov1.jpg (27044 bytes)     kretov2.jpg (31983 bytes)    kretov3.jpg (28399 bytes)    kretov4.jpg (28378 bytes)

Иллюстрации Анатолия Кретова-Даждь

Важнейшие выставки Анатолия Кретова-Даждь

1968 — Персональная выставка в Центре ядерных исследований, г. Протвино, Московская область
1972 — Всероссийская выставка станковой графики, Москва, Беговая, 7/9
1974 — Выставка-хеппенинг в парке Измайлово, Москва
1980 — Выставка «Российские мотивы», Москва, М. Грузинская, 28
1982 — Выставка 15-ти художников «Отечество», Москва, Крутицкое подворье
1989 — Персональная выставка в г. Дюбук, штат Айова, США
1991 — Выставка в галерее Себастьяна, г. Мехико, Мексика
1993 — Выставка «Храм», Москва, ЦДРА
1997 — Выставка «Изоинтеллект», Москва, Дом Европы
1999 — Выставка «Арарат и Ной», Москва, галерея на Песчаной
2000 — Выставка художников книги Москвы «Мастера книги», Москва, ЦДХ


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 07.10.02 19:47