Стихи

Геннадий Чепеленко

Отчаянье света

* * *
Изба пуста. Как тень с обрыва.
с подгнивших бревен — вбок трубой.
Там жил старик, дни длил уныло,
не горевал — смотрел с тоской.

В накидках черных шли старухи
на тусклый свет дом постеречь,
а днем легко вплывали внуки
жизнь показать, от дум отвлечь.

Там свет пропал иль вышел мимо
по грязи стекол — стек в закат.
Эх, наша жизнь! Как тень пуглива
или легка как пыль оград.

Мхом заросли гнилые доски,
бесцветный хлам лежит в кустах,
по сну теней гуляют осы,
чердак оставив, пыль и мрак.

В дни исчезала тень забора,
безвестно-мёртвой как и жизнь
в избе пустой, чей лик оторван
от поздней осени — как лист.

* * *
Замолкни, не произноси
слова впустую. Их скольженье
в строке пытается открыть
неясность строф и воскрешенье

слов мертвых. А подтекст строки
срок жизни обретает тоже,
как повод к ним — в душе стихи.
Он должен жить и быть возможен.

Мертвей бумаги речи нет,
распалась нить воспоминаний:
одни — прошли, других отсвет
бередит жизнь, но нет желаний

искать единственное в них,
что проясняет, речь ускорит
иль с болью попадает в стих,
когда душа соблаговолит.

Но в тайне взгляда есть важней
мысль о строке — сама причуда
жизнь открывать, когда по ней
утерян смысл — как весть оттуда.

В однообразье суток ждать
слова, подстрочники, а тайну
их не пытаясь разгадать
намеренно, когда случайно!

Ранняя осень
Осень ранняя напоминает лето
сонным миром в отраженьи дней,
дымным утром с ворохами света
на лугах и ржаньем лошадей

в мареве лоснящихся от пота,
где трава до глубины небес,
где неясность выгнутого свода
очевидна, как и жизнь окрест.

От забот мирских и от обиды,
ставшей смыслом жизни — бытия.
все пути души в тот мир размыты,
означая: жизнь там без тебя.

Время самой сокровенной грусти —
не душе, когда в затишье мир:
боль возникнет, но ее отпустит
волю видеть — этот сонный пир.

Даже в мысли о душе склоненной
жизнь устала, будет ли заря
сменой ночи, ставшей вдруг условной,
ибо время вышло, где быть зря.

Дни текут и облаков движенье
с холодами замедляет жизнь,
а небес неярких отраженье
приглушает даль, ныряя в синь.

В поле путь душе уже не важен,
ибо он — по сути в никуда:
каждый день, отмеченный пропажей,
легкий сон и помнить нет труда.

Предназначение года
Бог задувая свечку, гасит ночь,
чтобы душа по телу не кричала,
пытаясь боль усильем превозмочь,
увидев свет и волны у причала.

С покорностью за смертью не следить,
ибо неведомо предназначенье Рока,
ниспосланного вестью в мир убыть
иной свободы под присмотром Бога.

Жизнь если в тягость и невмоготу
терпеть надежды — то не состоялось
с мечтой свидания, на переход за ту
границу Времени — дыханья не осталось!

Неясный Свет — душе немой укор:
остатки духа в обнаженном теле,
давно остывшем, чувствуют отпор
в глубоких далях и мелки на деле.

Год уходящий не врачует боль,
ибо Канун, и близок путь желанный
сознания туда, где напоследок спор
с самим собой, но и живой — незванный!

Дух не щадит: смирен, кто был упрям,
остыл ко Времени во укрощеньи плоти
с попыткой тайною осилить по устам
текст малым кеглем, убедиться чтобы:

Бог, задувая свечку, прячет ночь,
воск оплавляя, душу озаряет,
свет равномерный удаляет прочь,
находит Жизнь — за годом год теряет!

Молчание

Валерию Гадалову

Не выпит чай, не узнана страница,
слова истлели, обострили речь,
запали в память, чтобы превратиться
в печальный текст и разговор отвлечь.

Он утром был, но длился осторожно.
Когда закончился, то речь возобновлять
тебе и мне вдруг стало невозможно.
как сделать вдох, в попытке отвечать

на письма из глубоких ниш комода,
запрятанных, руки хранящих вязь
напоминанием, что и в момент ухода
жизнь нас хранит и не слабеет связь.

Дни ворошить к сентябрьской непогоде,
смысл находить, а лучше бы не знать
о том, что память — это комом в горле
слова застрявшие и их нельзя связать

с мгновеньем жизни, с поводом тумана
реальность смыть, подчеркивая явь:
печальной осени — есть грусть самообмана,
возникшая, чтоб боль души унять.

Прошедшим временем реальному не сбыться:
связь музыки и желтых листьев цвет
подчеркивает: жизнь дана проститься
в границах осени, когда и нас-то нет,

однако, помнящих, что речь — есть умирание
души пред памятью и отторженье ввысь
их от небес. Вот только б знать заранее
в чем боль упорна, где безмолвней лист.


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Литература"]
Дата обновления информации (Modify date): 29.09.02 14:13