Фотохудожники России
Виктор Агеев

Дмитрий Соколов

Свет и тень
Фотоорбита Виктора Агеева

ageev.jpg (11072 bytes)

Чердак был завален всяким хламом. Виктор любил лазить туда вместе со своим другом-одноклассником. Как-то раз среди пыльных книг они наткнулись на фотоснимки и негативы, сделанные ещё до войны. Виктора так поразили карточки, что он решил во что бы то ни стало научиться фотографировать, тем более что фотография позволяла достигать того, над чем так безуспешно мучился Виктор, увлёкшийся в то время рисованием: точно изображать лицо человека. Шел 1944 год.

Иногда случай определяет всю нашу жизнь. Виктор Иванович Агеев стал радиоинженером, закончил аспирантуру, но с фотографией никогда не порывал. И если бы кому-нибудь пришла сегодня мысль издать энциклопедию рязанской фотографии XX века, то одна из первых статей в ней была бы посвящена Агееву. Первая буква алфавита — вовсе не единственная тому причина. Виктор Иванович был тем человеком, который создавал фотографическую культуру Рязани. Это сейчас мы можем долго перечислять имена: Каширин, Шлоев, Романов; Иванюк, Сергеева... А ведь и Каширин, и Сергеева, и еще целая плеяда талантливых рязанских фотохудожников когда-то приходили заниматься к Агееву в фотоклуб «Мещера», действовавший при Рязанском радиотехническом институте. Создавался клуб отчасти по велению души, отчасти по стечению обстоятельств. Радиотехнический факультет вуза отставал от других по художественной самодеятельности. А тут первая в истории института фотовыставка, подготовленная факультетом. Сразу о ней заговорили. Открывала экспозицию работа одного из студентов «Две дороги в небо»: инверсионный след самолета пересекает башню старообрядческой церкви. Такой символизм приветствовался партийным и комсомольским органами института, ценившими прежде всего идейность работ. Однако, несмотря на «заказ», заставить студентов снимать строительные краны, передовиков производства и битву за урожай было абсолютно невозможно. Ребята с удовольствием «щелкали» друг друга, любили пейзаж, запечатлевали студенческую жизнь во всем ее многообразии: учебу, отдых, стройотряды. В 1975 году делегация из ВЦСПС, познакомившаяся с творчеством «мещерцев», пришла в такое восхищение, что фотоклубу — впервые в России — было присвоено звание народного коллектива.

— В те годы я уже понял, что нужно учить ребят фотосъемке на лучших образцах художественной фотографии, — говорит Виктор Иванович. — И здесь был незаменим опыт прибалтийских мастеров, в особенности таких, как Гунар Бинде, Янис Глейздс...

Надо сказать, что их влияние сильно ощущается и в творчестве самого Виктора Агеева. Многие его работы выполнены в художественной манере, свойственной именно прибалтийцам. Точно выверенная композиция, тщательно подобранные акценты, концентрация на главной смыслооб-разующей идее, богатая палитра изобразительных приемов — соляризация, изогелия, применение рассеивающей оптики, масштабные запечатывания: все это в итоге создает умную, интеллигентную фотографию.

Не могу представить себе Виктора Ивановича бойким репортером, стремящимся уловить внешнюю форму события. Для него самые важные события и движения всегда происходят внутри запечатлеваемой натуры. Агеев — репортер незаметный, проницательный, всегда готовый уловить внутреннюю динамику характера. Среди его коронных жанров прежде всего портрет и обнаженная натура. Но постановка кадра вовсе не становится самоцелью фотосъемки, это лишь начало эксперимента, ожидание перехода к более живому и естественному состоянию, который для фотохудожника наиболее ценен. Настроение кадра очищается от всего лишнего, постороннего, дающего повод по-разному толковать сюжет. Эта цельность, берущая начало в натуре самого фотохудожника, приводит к чистоте жанра.

Агеев — из тех фотографов, которые любят долго работать с одной натурой, чтобы раскрыть ее тайну. Больше восьми лет длился творческий союз Виктора Ивановича с Ириной Сергеевой. Появившаяся в результате замечательная коллекция фотоснимков — это лишь один из итогов плодотворной совместной работы. Мало кто ожидал другого сюжета: сотрудничество с Виктором Ивановичем так повлияло на Ирину, что она сама стала первоклассным фотографом, вступила в Союз фотохудожников России, начала участвовать в солидных выставках по всей стране.

Однако иногда одно мгновение бывает ценнее и результативнее многомесячных поисков. Портреты, снятые случайно, «навскидку», всегда являются украшением персональных выставок Виктора Ивановича. Он рассказывал, как однажды, еще в самом начале своего увлечения фотографией, снял ветерана, участника трех революций. Поразило его лицо — стального цвета, испещренное глубокими бороздами морщин. В углу запекшихся губ повисла неприкуренная сигарета. «Я спросил, почему вы не курите, — вспоминает Виктор Агеев. — Он тяжело поднял глаза, сказал, что в больнице умирает жена. Я вытащил из портфеля фотоаппарат. Он сказал: «Не надо», и снова погрузился в раздумья. Проходя мимо, я еще раз взглянул на его лицо и не выдержал — не посмотрев на выдержку, поднял фотоаппарат и спустил затвор. Попросил извинения, опустил камеру и пошел. Негатив получился в техническом отношении ужасный. Но отпечатать снимок удалось. Это была редкая удача. Впоследствии я показывал его на рижской фотовыставке в 60-х годах, но работу быстро сняли: слишком печальным было лицо ветерана. Не отражало оно, по мнению жюри, общего настроения советского времени».

Скоро Виктору Ивановичу Агееву исполняется 70 лет. Из них больше половины отдано развитию фотолюбительского движения и популяризации фотографии. Он был инициатором и «двигателем» кругового обмена фотоколлекциями между фотоклубами Советского Союза — «Фотоорбита», благодаря которому любители и профессионалы фотографии знакомились с новыми течениями в фотоискусстве, учились друг у друга, завязывали контакты, перераставшие нередко в дружбу на всю жизнь. К 2000 году Виктор Иванович с помощью коллег из фотоклубов «Ока» и «Мещера» осуществил крупномасштабный проект «Рязанская фотография XX века», вобравший в себя более десяти фотовыставок, которые отразили историю рязанской фотографии минувшего столетия. Не порывает Виктор Агеев своей связи с молодежью — читает лекции на фотоотделении факультета дополнительных профессий в Рязанском государственном педагогическом университете им. Сергея Есенина и в этом же университете проводит ежегодно шесть выставок студенческой фотографии.

Учеников у него всегда много.

Фотографии В.И.Агеева:

Портрет армянской девушки

Молодые (На родине С.Есенина)

«Девушки-березки» (На родине С.Есенина)

Снежное безмолвие (На родине С.Есенина)

«Вечер черные брови насопил...» (На родине С.Есенина)

«Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум!»
(С.Есенин)

 Прощание

«Жизнь прожить не поле перейти»

«Я помню чудное мгновенье...»

Фотохудожник Гунар Бинде

Рубенс

Белый цветок

Силуэт


[На первую страницу (Home page)]               [В раздел "Фотография"]
Дата обновления информации (Modify date): 23.06.04 16:55