Символы Словакии

Ирена Пишутова

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО СЛОВАКИИ

Западнословацкий фаянс

Каждая географическая область Словакии отличалась в народном искусстве чем-то специфическим: в средней Словакии преобладало в прошлом дерево, которое можно было обнаружить в самых разнообразных вариациях и художественных формах в интерьере и архитектуре, в изделиях крестьян, пастухов и шахтёров; восточная Словакия была известна богатством домотканого текстиля из домашнего льна; западная Словакия прославлена главным образом глиной и благородным фаянсом, традиция производства которого длится уже четыре века. Жбаны, тарелки, миски и другие предметы, расписанные подглазурным четырёхцветным декоративным орнаментом из разнообразных узоров по белой сверкающей поверхности, употреблялись повседневно в хозяйстве, но вместе с тем они служили и украшением городских и деревенских домов. Они стали редкостными предметами словацкого народного искусства, ценнейшие экспонаты которого находятся теперь только в музеях, галереях и в частных коллекциях. Но пока фаянс приобрёл своё место в народной среде как его органическая составная часть, он прошёл сложное развитие, обусловленное, с одной стороны, культурно-историческими условиями, а с другой — историей европейского фаянса и историей габанов — посредников технологических знаний жбанного ремесла на территории сегодняшней Словакии.

faians1.jpg (21319 bytes)

История фаянса начинается в 16-ом веке у габанов, переселенцев из Германии, Швейцарии и Италии. Они были членами секты со строгими социально-революционными принципами, касающимися не только личной, но и экономической, общественной жизни и организации труда. Приезд габанов отражал в своеобразной форме сложные условия той эпохи. 16-й век в Словакии был периодом неутешительной экономической ситуации, в которой барщинники страдали не только от феодального гнёта, но и от многочисленных феодальных боёв и войн с турками, от эпидемий чумы и от природных бедствий. Крестьяне переселялись в более безопасные незаселённые области средней Словакии, но одновременно с этим в западной Словакии селились хорватские переселенцы, убегающие от турок, а также швейцарские, немецкие и итальянские габаны. После поражения крестьянского восстания под руководством Мюнцера в 1525 году они должны были покинуть свои первоначальные поселения. Их бегство, вызванное, на первый взгляд, религиозными мотивами, имело свои причины в глубоком кризисе феодального общественного порядка.

faians2.jpg (11126 bytes)      faians3.jpg (12830 bytes)

Начиная с 30-х годов XVI века габаны заселяли южную Моравию, откуда из-за различных волнений скоро переселялись дальше — через Венгрию в Трансильванию, а отсюда на Украину или в Австрию, а с конца первой половины XVI века и в западную Словакию, в деревни около г. Трнавы и Братиславы. Самый восточный пункт их поселений — г. Тренчин. Они были выдающимися ремесленниками в самых разнообразных отраслях и таким образом — сначала в рамках коллективного образа жизни в строго замкнутых габанских «дворах» — обеспечивали свою экономическую самостоятельность. В Моравии, и особенно в Словакии, они вошли в историю прежде всего как изготовители фаянсовой посуды. В габанском творчестве отразились все изменения внутренней структуры их организации, художественные направления эпохи и отдельные этапы укоренения и приспособления к местным потребностям.

faians4.jpg (30679 bytes)

На ранних этапах развития габанского фаянса чувствуется влияние итальянского Ренессанса, преобразованное габанами в духе своих потребностей, продиктованных в значительной мере их учением (запрет рисовать человеческую фигуру на керамике). В последней четверти XVII века на габанский фаянс оказала влияние дельфская и китайская керамика, с которой габаны познакомились через голландских «братьев»; в отношении декорирования не обошлось без влияния контактов с турецкой армией, с которой они обменивались товаром. Постепенно всё большее влияние на габанский фаянс оказывала местная среда и заказчики: мещане, ремесленники, земледельцы. Габанское общество было официально распущено в 1685 году, но внутренний кризис (нарушение экономической и идеологической компактности членов так называемых габанских «дворов») давал о себе знать уже десятилетия до этого. Габаны постепенно принимали условия жизни региона, в котором жили; к их производству присоединялись местные мастера, нарушались подлинные габанские семейные связи. Свобода жизни и мышления отразилась и на фаянсовых изделиях.

В габанско-словацком фаянсе XVIII века появились фигурные и зооморфические мотивы; художники керамики изображали на своих изделиях темы из жизни ремесленников, крестьян, охотников и пастухов, а иногда и мотивы, связанные с воспоминаниями о разбойничестве XVII века. В XVIII веке ещё сохраняются габанские формы изделий — брюшко в виде арбуза и низкое горлышко сосудов, но постепенно всё больше возрастает спрос на предметы с пропорционально совершенными формами, на гончарные изделия стиля барокко и на фаянс, напоминающий современный. Новыми по форме и украшению являются в XVIII и в начале XIX века работы, изготовленные по мануфактурным образцам.

Во второй половине XVIII и в начале XIX века большое влияние на народный фаянс оказала мануфактура, основанная Францом Лотринским в поместье в Голиче. Сначала народный фаянс принял от неё только некоторые вариации формы, прежде всего технику так называемых муфловых красок, возможность расширить шкалу красок от четырёх (синяя, зелёная, жёлтая и марганцевая) до большего количества цветов и оттенков — пурпурного и некоторых других. От голичского фаянса (а таким образом и от штрассбургского и руанского фаянса, которым мануфактура в Голиче подражала) переняли народные мастера в декорировании мотив розы и китайские мотивы, переделанные в народном стиле.

В конце XVIII века можно проследить творческую разработку двух упомянутых главных источников, влияющих на изготовление фаянса: подлинного, старого габанского и более позднего — мануфактурного, к которым прибавляется собственный народный вклад. Ремесленники преобразуют старые мотивы в народном духе, в соответствии с родными видами народного искусства западной Словакии, а также с художественным взглядом создателей и заказчиков фаянсовых сосудов. Местная среда трансформировала прежние виды фаянсовых изделий, обогатила их своеобразными фигурными мотивами и композициями, зооморфическими элементами и сценами, вариации которых кульминируют в конце первой половины XIX века.

Известными центрами производства жбанов в XIX веке в западной Словакии становятся Соботиште, Кошолна, Добра Вода, Дехтице, Болераз, Смоленице и Ступава. Последний из названных центров отличался особым развитием уже в XX веке благодаря художнику, народному изготовителю жбанов Фердишу Костке. Богатым фигурным творчеством Костки восхищаются до сих пор посетители дома мастера, в котором открыт его музей.

Со второй половины XIX века работает керамическая мастерская в г. Модра, история которой представляет собой самостоятельную главу развития словацкого народного фаянса. Благодаря высокому художественному качеству и большому спросу модранская керамика стала в XX веке синонимом словацкого керамического творчества вообще. Начиная со второй половины XIX века под влиянием притока дешёвых заводских изделий (эмалированной жестяной посуды и фарфора), наступил быстрый упадок жбанного ремесла. В модранской мастерской пытались противостоять этому и сохранить производство фаянса с помощью новой технологии. В этот период в Модре и в нескольких других существующих центрах керамического производства для удешевления и ускорения производственного процесса изменилась шкала красок фаянса. В результате яркий кобальтово-синий оттенок стал одним из главных цветных признаков современной модранской продукции.

Теперь в модранской мастерской, прошедшей различные этапы развития, производство развивается на основе хорошей старой традиции фаянса западной Словакии, но в новых технологических условиях: в соответствии с современным уровнем производства керамики и требованиями потребителей, большую часть которых составляют зарубежные заказчики.

В модранской мастерской учились и художественно сформировались многие мастера — фигуралисты, обогащающие своими работами современную палитру профессионального и непрофессионального керамического производства. Самый яркий из них — засл. художник Игнац Бизмайер. Своеобразным способом развил традицию керамического фигурного творчества и Йозеф Франко, также питомец Модры.

Словацкие народные фаянсовые работы, бесспорно, являются необычными свидетельствами жизни, мировоззрения и художественного вкуса мастеров разных центров западной Словакии. Благодаря высоким художественным качествам их можно отнести к ценнейшим документам художественного народного творчества Словакии.


[На первую страницу]                    [В раздел "Словакия"]
Дата обновления информации (Modify date): 19.06.01 08:17